Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
За деньги мы готовы обслуживать даже марсиан на Марсе
Корреспондент: Как Вы определите на сегодня основные направления работы "Евросети"?
Александр Малис: Я бы сказал, что у нас два основных направления - прибыль сегодня и прибыль завтра. Прибыль сегодня – это повышение эффективности. Прибыль завтра – это любовь к нам наших клиентов. Мы уверены, что именно это позволит нам стабильно зарабатывать: если мы будем работать эффективно, и если нас будут любить сегодня и завтра наши покупатели.
Корр.: То, что ритейловый бизнес в сфере потребительской электронной техники является низко маржинальным - это такое общее место, так всегда считается. А Вы говорите об обеспечении прибыльности…
А.М.: Этот бизнес был низко маржинальным по простой причине – для большинства игроков этого рынка вообще непринципиально было, сколько они зарабатывают. Им не нужна была эффективность, им не нужно было следить за ценами, товарной матрицей, они не очень стремились получить бонусы от поставщиков. Такие игроки жили не на свои заработки, а на кредиты. Брали кредиты и покупали себе машины и дачи. А мы открыли для всех в этом секторе глаза на то, что бизнес – это прибыль. Для массы людей в нашем бизнесе это совершенно новая парадигма. До этого многие думали, что бизнес – это IPO.
Корр.: То есть Вы думаете, что низкая прибыльность ритейлового бизнеса связана не с невозможностью получать прибыль, а с нежеланием?
А.М.: Конечно. В ритейле и не может быть EBITDA 50 проц, и маржинальность здесь конечно ниже, ведь мы не можем "накручивать" на товар слишком много. Но мы можем не растрачивать попусту то, что мы уже заработали на продаже этого товара. И тогда мы можем "накручивать" на товар меньше, продавать товар покупателям дешевле, а прибыль получать больше.
Корр.: Скажите, на каком этапе сейчас находится реорганизация структуры компании. В прошлом году вы начали присоединение своих многочисленных "дочек". Как идет этот процесс?
А.М.: В России число наших компаний сейчас уже сократилось до 4-х юридических лиц. По завершению процесса останется два юридических лица, причем одно из них - компания – оператор связи ЗАО "Электросвязь. Мы пока не решили, как его лучше присоединять. А весь ритейловый бизнес будет принадлежать одному юридическому лицу – холдинговой компании "Евросеть-ритейл". Процесс объединения планируется завершить в этом квартале.
Корр.: Сейчас рынок сотового ритейла в России существенно изменился вследствие появления монобрендовых сетей, принадлежащих операторам сотовой связи. Как это повлияет на вашу работу?
А.М.: Монобрендовые сети – это такие же игроки, которым прибыль не важна. Это, на мой взгляд – угроза для рынка. Другое дело, сколько времени сотовые операторы готовы будут готовы терпеть убытки.
Корр.: Вы думаете, что через какое-то время сотовые операторы начнут сожалеть о том, что они затеяли с розничными сетями?
А.М.: Уверен, что в какой-то момент кто-то посчитает, во сколько это обходится на самом деле.
Корр.: Но, с другой стороны, сотовым операторам деваться некуда – с появлением связи новых поколений /3G, 4G и тд/ телефоны и услуги становятся все сложнее, и чтобы продвигать их и обеспечить сохранение абонентской базы приходится тратиться на салоны продаж и обслуживания.
А.М.: Сотовые операторы и так ежемесячно тратят деньги на те цели, о которых Вы говорите. Но если у них появляется еще и собственная розничная сеть салонов, то дополнительно к этим деньгам приходится тратить еще на салоны: на покупку или аренду помещений, их содержание и охрану, коммунальные услуги и тд. А лучше бы те, скажем, 700 млн долларов, которые нужны для создания собственного ритейла, потратить на свойственный операторам бизнес – строительство, скажем, сетей 3G или 4G.
Корр.: Смогут ли независимые ритейлеры обеспечить сотовым операторам все же решение этих задач по продвижению своих услуг и сохранению абонентов?
А.М.: Независимый ритейлер заинтересован в прибыли, поэтому сделает для сотовых операторов все, за что они заплатят.
Корр.: А готов ли будет независимый ритейлер "облизывать" абонентов нескольких сотовых операторов одновременно?
А.М.: За деньги мы готовы обслуживать даже марсиан на Марсе. Вы не представляете, насколько много всего мы можем делать качественно за сравнительно небольшие деньги. Для нас все равно, абонентов скольких сотовых операторов мы будем обслуживать. Главное, чтобы в этом был коммерческий смысл. И мы сделаем все, что нужно, профессиональнее и дешевле, чем это сделают непрофессионалы.
Корр.: Сейчас у вас есть соглашение о сотрудничестве с "МегаФоном". С МТС такого соглашения нет. Намерена ли "Евросеть" заключать подобные соглашения с другими сотовыми операторами?
А.М.: У нас есть аналогичное соглашение с Tele2, "Уралсвязьинформом". Что касается МТС, то у нас с этой компанией хорошие отношения, и тот формат, в котором мы сейчас сотрудничаем, устраивает обе стороны.
Корр.: Что сейчас можно сказать насчет возможной продажи всех 51 проц ваших акций, принадлежащих вашему акционеру ANN, или части из них?
А.М.: Если вы не думаете о возможной продаже вашего бизнеса – это не бизнес, а хобби. Наш акционер вполне может это сделать, если сочтет, что заработает на этом достаточно.
Корр.: Ведутся ли сейчас какие-то переговоры на этот счет?
А.И.: Нас смотрят банкиры, стратегические инвесторы. Среди проявляющих интерес к покупке акций "Евросети" два зарубежных банка, один зарубежный стратегический инвестор, а также два крупных российских инвестора. Но мы стремительно подорожали. Если весной 2009 г номинальная стоимость компании составляла около 450 млн долларов, а реальная – 300 млн долларов, то на сегодня компания оценивается в 1,6-2 млрд долларов. Поэтому те люди, которые готовы были купить наши акции прошлым летом, теперь видят, что это совсем другие деньги, и процесс переговоров начинается заново.
Корр.: Каковы основные планы на 2010 г?
А.М.: У нас много планов внутренней работы по повышению эффективности, в том числе, бэк-офисов. Мы планируем открывать новые магазины. "Евросеть" планирует в 2010 г увеличить выручку на 10-12 проц, и продажи сотовых телефонов в штучном выражении тоже на 10-12 проц /выручка "Евросети" в 2009 г составила 55,524 млрд руб, в течение года компания продала 9,381 млн штук сотовых телефонов – прим. ПРАЙМ-ТАСС/.
Корр.: Собирается ли "Евросеть" возвращаться в те страны СНГ, откуда она ушла /Армения, Узбекистан, Эстония, Литва, Латвия, Молдавия/?
А.М.: Собирается. Но произойдет это явно не в текущем году, и не факт, что в какие-то ближайшие годы. У нас принцип простой: мы не работаем в странах, где для бизнесменов соблюдение местного законодательства не является обязательным. Мы ушли из всех стран, где деловой нормой является несоблюдение законодательства. Если, например, в Армении, можно не платить налоги, а просто принести взятку, то в такой стране мы работать не будем.
Интервью провел Игорь Агапов.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?