Декоративное изображение
10 103

Поделиться

Юрий Яковчик, генеральный директор сети универсамов «Патэрсон»: «В 3-4 километрах от Wal-Mart нам не угрожает ничего»…

© Никита Варенов, Retail.Ru, 29.06.2004

Розничная сеть «Патэрсон» известна нестандартностью управленческих решений: универсамы сети открываются в регионах, которые расцениваются конкурентами сети как малоперспективные; внедряемые стандарты корпоративного управления являются для российского ритейла пока нетипичными; передача функций логистики независимому оператору до сих пор вызывает споры среди профессионалов. Оригинальные решения не являются прихотью менеджеров: в ближайшие годы «Патэрсон» предстоит сделать немало – основные конкуренты существенно опережают сеть по основным финансовым показателям. На вопросы о ближайших и отдаленных планах сети ответил генеральный директор «Патэрсон» Юрий Яковчик, через несколько минут после окончания интервью объявленный лауреатом престижной премии «Человек торговли».

- В последнее время «Патэрсон» декларировал много амбициозных планов, — если суммировать заявленные инвестиционные программы в Санкт-Петербурге, российских регионах и на Украине, то в ближайшие два года ваши вложения в развитие сети должны превысить $100 млн. Эта сумма вполне сопоставима с оборотами всей сети на текущий момент. Откуда вы возьмете деньги?

- Только в прошлом году наш оборот составил $140 млн. В этом году мы ожидаем около $300 млн. К концу 2005 года мы планируем превысить отметку в $500 млн.

- То есть, вы планируете развиваться за счет собственных средств?

- Помимо собственных средств акционеров и реинвестиции прибыли, мы привлекаем банковские кредиты. Планируем, что в итоге соотношение собственных и привлеченных средств составит 50 на 50.

- Вы рассчитываете привлечь кредиты на сумму $50 млн?

- Да, и уже привлекаем. Нас кредитуют крупнейшие банки: Росбанк, Сбербанк, МДМ. Кредитование не осуществляется в рамках какого-либо пула, каждый банк принимает решение об открытии кредитной линии самостоятельно. Все кредиты, естественно, имеют 100%-ное обеспечение, гарантирующее возврат вложенных средств.

- Из $100 млн инвестиционной программы «Патэрсон» около $50 млн заявлены на освоение украинского рынка. Означает ли это, что экспансия на Украине становится для вашей сети не менее приоритетной задачей, чем развитие компании в России.

- В этом году мы откроем там пилотный магазин, после чего сможем оценить этот рынок на собственном опыте. Сейчас он представляется нам очень перспективным. С точки зрения конкуренции, рынок находится практически в зачаточном состоянии. Мы рассчитываем занять там существенную долю рынка.

- Уже после пресс-конференции «Патэрсон» в Киеве, на которой было объявлено о решении развивать сеть на Украине, планы выхода на на этот рынок озвучили такие иностранные ритейлоры как Wal-Mart и VP Market. Будете ли вы корректировать свою стратегию в свете обострения конкуренции?

- В этом году Wal-Mart еще не откроет магазинов на Украине. Даже если уже начат отбор поставщиков, объектов у этой сети еще нет, поэтому открытие возможно только в будущем году. Что касается конкуренции с ними, — мы работаем в совершенно разных нишах, они займут на Украине ту же нишу гипермаркетов, которую в Москве занимает Auchan.

Нужно понимать мотивацию людей, которые совершают у нас покупки. Наши магазины находятся в торговых центрах, которые посещаются по дороге домой, или расположены отдельно по принципу «рядом с домом». Мы опережаем любого из своих конкурентов по ширине ассортимента, и ценовая мотивация стоит у наших покупателей далеко не на первом месте.

Практически во всех регионах, избранных нами для развития сети, наша ниша остается незанятой. Меня бы больше обеспокоило, если бы на этих рынках начали активно развиваться «Перекресток», «Седьмой Континент», Spar. Spar, впрочем, на Украине уже работает.

Взять в качестве примера московский микрорайон Жулебино: там стоим мы, напротив «Перекресток», две «Копейки», «Седьмой Континент» — это серьезно. Если же мы будем стоять в 3-4 километрах от Wal-Mart, нам не угрожает ничего.

- На минувшей неделе «Патэрсон» объявил о том, что отчетность управляющей компании за 2003 год будет аудирована компанией Deloitte в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Зачем вам это было нужно?

- Мы принципиально строим открытую прозрачную компанию, и хотим иметь возможность привлечь большие деньги под маленькие проценты и на длительный срок. Это совершенно очевидно.

- Но прозрачность общества с ограниченной ответственностью по сути не дает ничего, кроме самой прозрачности. Планируете ли вы выход на фондовый рынок? Рассматриваются ли варианты частичной или полной продажи сети?

- Прозрачность компании – это дополнительный инструмент повышения ее привлекательности для существующих и потенциальных инвесторов. Что касается IPO, то сейчас такие варианты не рассматриваются. Для того чтобы выйти на фондовый рынок, компания должна пройти через множество этапов. На сегодняшний день есть примеры первых IPO – компания «36,6»; к публичному размещению готовится «Седьмой Континент». Опыт показывает, что пока нашим эмитентам не удается привлечь существенные средства. К уровню IPO еще нужно подойти. Наша главная задача сейчас заключается в том, чтобы привлечь ресурсы под низкие проценты.

 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами