Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
8 915

Поделиться

Ярослав Шиллер, «Слата»: «Число онлайн-заказов выросло на 400%, стратегические запасы – на 300%»

Ситуация на розничном рынке Сибири в период самоизоляции мало отличается от ситуации в Центральной России. Ажиотажный спрос и резкий скачок интернет-заказов заставил компанию «Слата» быстро менять пул поставщиков, набирать сотрудников и увеличивать рабочие смены. Два супермаркета реконструированы в dark store , введена дополнительная премия для сотрудников магазинов за полную отработку. Исполнительный директор розничных сетей «Слата» и «ХлебСоль» Ярослав Шиллер рассказал о том, что предпринимает компания в это непростое время, и поделился прогнозами новой реальности.

Ярослав Шиллер

– Какова общая ситуация на рынке ритейла в вашем регионе Сибири? Работают ли какие-то торговые центры, введены ли жесткие меры по передвижению людей?

– Ситуация в Иркутске и области схожа с ситуацией в РФ в целом. Режим самоизоляции в Иркутской области был введен 31 марта и продолжается по сегодняшний день. Основные торговые центры и непродовольственные магазины закрыты. В ряде торговых центров открыт доступ именно к продуктовым магазинам. Супермаркеты «Слата» на территории Иркутской области представлены в 12 торговых центрах, на текущий период работают 11 из них.

Кардинально жестких мер по передвижению людей, как в Москве и Московской области, в Иркутской области не было введено, людям просто рекомендовано сохранять режим самоизоляции. 

– Магазины каких форматов – у дома или гипермаркеты – предпочитают сейчас посещать покупатели?

– Безусловно, ситуация привела к перераспределению спроса в сторону формата «магазин у дома». Люди стали посещать наиболее близкие магазины, произошло снижение покупок по пути с работы с запасом на несколько недель в крупноформатных магазинах. Ряд гипермаркетов в торговых центрах приостановил работу, так как это становилось невыгодно самим торговым центрам из-за остановки деятельности других арендаторов.

– Как изменилась обстановка в ваших сетях «Слата» и «ХлебСоль» во время режима самоизоляции?

– За месяц режима самоизоляции ни один магазин сетей «Слата» и «ХлебСоль» не был закрыт. Как и во всех российских сетях, в «Слате» и «ХлебСоль» были оперативно введены все необходимые меры по обеспечению безопасности сотрудников и клиентов, разработаны четкие и жесткие регламенты по дезинфекции магазина, оборудования, инвентаря, допуска персонала к работе.

Мы ожидали всплеска покупок товаров длительного хранения и увеличения потока покупателей с середины марта и смогли к ним подготовиться. Еще до ввода режима самоизоляции в Иркутской области, на волне новостей из Центральной России, покупатели начали запасаться товарами длительного хранения. Затем две недели был ожидаемый спад, так как люди в основном сидели дома.

В настоящее время ситуация стабилизировалась, покупатели реже стали ходить в магазины, но увеличили количество товаров в чеке, стараясь за один раз приобрести больше, что нашло свое отражение в росте среднего чека.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наши складские запасы стратегически важных товаров выросли в три раза. Также продолжаем поддерживать увеличенный сток по таким социально значимым товарам, как крупа, макароны, масло, сахар, мука, туалетная бумага и средства личной гигиены. 

Ярослав Шиллер, «Слата»: «Спрос сдвинется в экономичные сегменты и мы будем пересматривать ассортимент»

Супермаркет «Слата»

– Как вырос чек во время закупок?

– В супермаркетах «Слата» прирост среднего чека в апреле по отношению к марту 2020 года составил 29%, в сети «ХлебСоль» – 20%.

– Как перераспределился спрос на разные категории товаров во время изоляции?

– В апреле 2020 года наблюдается стабилизация спроса по группам товаров, резко выросшим в марте, таким как крупы, макароны, рыбная консервация. Положительная динамика спроса фруктов и овощей сохраняется на уровне +5%.

В бытовой химии на ряд товаров сохраняется повышенный спрос, например, влажные салфетки имеют такой же спрос, как в марте, чистящие средства выросли в апреле по отношению к марту на 25%, при этом туалетная бумага снизилась до обычных значений. Наблюдается снижение спроса кондитерских товаров, например, продажи конфет в коробках упали примерно на 10%. Сократились продажи категорий «вода» – на 20% и «сок» – на 10%.

У покупателей – держателей «ФрешКарта» супермаркетов «Слата» в апреле высоким спросом пользовались сезонные товары: сад-огород и строительные инструменты, товары для дома, шашлык + товары для пикника, ЧМС для уборки дома, свежие овощи, фрукты, спорттовары и игрушки для отдыха на природе.

Средний чек по «ФрешКарта» вырос в апреле на 21%, количество товаров в чеке – на 19%.

В сети дискаунтеров «ХлебСоль» в апреле отмечается рост среднего чека к марту, при этом в течение самого апреля, начиная с середины месяца, происходит постепенное снижение среднего чека и количества позиций в чеке. Средний чек на начало апреля показывал прирост к марту 22%, на начало мая – 15%.

Снижение количества позиций в чеке прослеживается в группах, где ранее наблюдался повышенный спрос: бакалея – (-5%), бытовая химия, гигиена – (-5%), мясная гастрономия – (-1%). Продолжает расти количество позиций в чеке по группам «кондитерские товары» – (+6%), и «овощи-фрукты» – (+2%).

Иную картину мы наблюдали последние две недели марта: топ-5 категорий продуктов, которые выросли в продажах: бакалея – (+31%), гастрономия мясная – (+ 19%), бытовая химия, гигиена, косметика – (+15%), овощи и фрукты – (+11%), кондитерка – (+ 10%).

– Как развивается интернет-магазин компании? Насколько вырос спрос на доставку, средний чек интернет-магазина? 

– На 2020 год было запланировано внедрить ряд важных изменений в сервис интернет-магазина. Но время этих изменений пришло значительно раньше, чем мы планировали.

В первые недели объявления самоизоляции на интернет-магазин буквально обрушились заказы: количество заказов выросло в 4  раза! Работа велась в авральном режиме 24 часа в сутки. Для обработки заказов были привлечены дополнительные сотрудники и увеличены рабочие смены.

Рост заказов помог нам выявить наиболее слабые места в работе интернет-магазина и заняться автоматизацией этих процессов. Добавляем новые функции для улучшения поиска и быстрого заказа товаров.

Ярослав Шиллер, «Слата»: «Спрос сдвинется в экономичные сегменты и мы будем пересматривать ассортимент»

Сбор интернет-заказов в супермаркетах «Слата»

– Какие планы вы строите по развитию e-grocery?

– В конце марта 2020 года расширили географию присутствия интернет-магазина: добавились города Ангарск, Шелехов, Братск.

Сумма минимального заказа с бесплатной доставкой была снижена на 20% и составляет теперь 800 рублей. Средний чек интернет-магазина вырос и составляет 2500 рублей.

Переформатировали два супермаркета «Слата» в dark store, что позволило улучшить скорость и качество сервиса интернет-заказов. Пункты выдачи онлайн-заказов работают с 9.00 до 23.00. Реализована модель click and collect («закажи и забери»). Предоставляем покупателю возможность собрать заказ через интернет и получить в ближайшем dark store уже через час.

В настоящее время дорабатываем концепцию сети dark store, основная задача магазинов нового формата – оптимизировать процессы сборки, хранения и доставки.

– Как себя чувствуют ваши поставщики – есть ли перебои с поставками, увеличиваются ли отпускные цены? Какие меры предпринимаются по стабилизации отношений с поставщиками в такой непростой период?

– Существуют перебои по социальным товарам: гречка и другие крупы, масло растительное, мука, горох консервированный – в связи с ростом цен и ограниченным объемом, антисептические средства – в связи с резко увеличенным спросом. По данным группам товаров необходимы быстрый поиск новых поставщиков, переговоры и оперативное принятие решения по закупу. По остальным товарам согласовываем с поставщиками объемы на несколько месяцев вперед.

В период пандемии резко выросли закупочные цены на крупы, в первую очередь на гречку. Ключевые причины подорожания – резкий рост спроса и дефицит сырья.

Для обеспечения наших магазинов этим товаром мы ежедневно вели диалог с действующими партнерами, искали новых, объясняли им важность обеспечения населения доступными товарами и необходимости сдерживать цены хотя бы на этот период.

Отмечается также рост цен на муку, макароны и всего, что производится из зерна. Остро почувствовали резкое повышение цен на хлебобулочные продукты и мучную кондитерку от местных производителей.

Ярослав Шиллер, «Слата»

Полные склады «Слата»

Некоторые из них шли на нарушение условий договора, но нам было важно сохранить для покупателя цены и предоставить выбор, поэтому мы частично переключали позиции на тех партнеров, которые были готовы сдерживать цены. Ряд позиций вывели из ассортимента, так как их аналог есть у нас под СТМ .

Несколько этапов повышения транслировали нам поставщики категории «свежее яйцо» – как от местных производителей, так и от производителей ближайших территорий. Рост был связан в основном с повышенным спросом во время подготовки к Пасхе. По этой группе товара невозможно сформировать стратегический запас, поэтому мы были вынуждены принимать все повышения, так как не нашли у производителей отклика на предложение сдержать цены.

Рост цен на сайру в категории «рыбные консервы» также был практически ежедневным. Было принято решение о замене позиции, и быстро перебросили часть закупа на сардину – эта товарная позиция показала себя очень хорошо и нашла отклик у покупателя, а мы смогли обеспечить необходимый запас и поставки.

В мясной консервации рост цен идет в основном за счет повышенного спроса, производители чувствуют дефицит сырья, повлиять на который не могут.

Масло растительное до сих пор продолжает расти, это влияние повышенного спроса и рост цен на сырье.

Повышение в целом идет на товары с импортной составляющей, к примеру, на оливковое масло, кофе, чай, какао.

– Проходили ли в вашей сети рейды контролирующих органов в связи с защитными мерами? Была ли сеть оштрафована за невыполнение требований – разметка, защитные экраны, маски и прочее?

– Безусловно, рейды проводятся. К счастью, мы проходим их без серьезных замечаний. Была пара замечаний, касающихся покупателей без защитных масок.

– Какие меры обеспечения безопасности и сохранения здоровья покупателей предпринимают сети «Слата» и «ХлебСоль» в связи с угрозой распространения вируса?

– Проводится санитарная обработка оборудования и инвентаря, которого касаются покупатели (ручки тележек и корзинок, ключи кабинок для покупателей, стол и микроволновка для покупателей, ручки торгового оборудования, контрольные весы, все поверхности рабочего места кассира – кассовая лента, разделитель покупок, накопитель, перегородка из оргстекла, pin pad, монетница).

Ведется регулярная обработка полов и стен торгового зала с применением современных дезинфицирующих средств.

Проведены разделительные полосы на полу перед кассами, чтобы расстояние между покупателями составляло не менее рекомендуемых РПН 1,5 метра.

Организован контроль потока покупателей на кассах – при наличии очередей открывается дополнительная касса. Установлена защита кассиров специальными экранами.

Выведен из ассортимента товар россыпью, кроме товара, который подвергается обработке в домашних условиях. Обеспечена возможность использования спиртосодержащих антисептиков для покупателей.

Используем широкое информирование покупателей – радио, плакаты и иные каналы коммуникации.

Ярослав Шиллер, «Слата»: «Спрос сдвинется в экономичные сегменты и мы будем пересматривать ассортимент»

Дискаунтер «ХлебСоль»

– По вашим прогнозам, что будет после карантина?

– Сложно предсказать, что будет, предполагаю, что после карантина сохранится тренд аккуратного посещения магазинов, парадигма мышления покупателя изменится в сторону большей экономии. Возможно, кто-то из ритейлеров решит перепрофилировать свой бизнес.

Рынок России – это рынок производителя. Производственные отрасли не всегда современные, собственники используют каждую возможность для повышения цены, мало  задумываясь об улучшении процессов, повышении внутренней эффективности и более внимательном подходе к контролю качества.

Розница всегда является заложником этих несовершенств производителя и вынуждена оптимизировать затраты всеми возможными способами и притормаживать цены. Ритейл и дальше будет заниматься повышением эффективности, чтобы обеспечить покупателей товарами и необходимым уровнем сервиса. 

Считаю, что в скором времени произойдет перераспределение между ценовыми сегментами: от сегментов средний и средний плюс спрос сдвинется в эконом и средний минус, и эту картину мы будем наблюдать уже в III квартале 2020 года. С учетом этого тренда «Слата» будет пересматривать ассортимент.

Часть проектов компании будут приостановлены или заморожены, так как они опирались на докризисную аналитику, а теперь ситуация со спросом существенно изменилась.

– Придется ли закрыть какие-то офлайн-магазины?

– Планы роста сетей менять не будем. Закрытий или изменений формата на сегодняшний момент не планируем. «ХлебСоль» развиваем дальше, «Слата» проходит ремоделинг по плану «Слата – два мира». Усилили работу по консолидации местных производителей для формирования среды, где можно совместно создавать лучшие предложения для покупателей. 

– Как вы поддерживаете моральный дух своих сотрудников в условиях карантина и пугающих новостей?

– Для поддержания морального духа сотрудников проводятся разные мероприятия. Записаны видеообращения топ-менеджеров ГК «Слата» к сотрудникам с благодарностью за работу в такое непростое время. Обращения направлены в рабочие чаты сотрудниками магазинов, складов, производства, а также опубликованы в корпоративных социальных сетях.

Иркутская музыкальная группа «Мимино» сочинила и записала песню про наших героев – линейных сотрудников, которые сейчас находятся на передовой.

В корпоративных социальных сетях регулярно проводятся розыгрыши, конкурсы и флешмобы. Именно флешмобы сейчас пользуются особой популярностью: сотрудник выполняет какое-то задание и передает эстафету коллеге, таким образом получается большой охват подписчиков.

Готовится к выпуску газета «Моя Слата», где будут опубликованы интервью с сотрудниками, работающими на местах. В интервью все поддерживают коллег, просят не унывать и говорят теплые слова.

Каждую неделю отправляется рассылка на сотрудников компании с актуальным списком бесплатных сервисов (кино, театр, музеи, библиотеки, фитнес и т.д.) для того, чтобы как-то разнообразить удаленную работу: заняться йогой, бесплатно посмотреть фильм в хорошем качестве, прослушать курс по личностному росту и тому подобное.

Все сотрудники магазинов обеспечены средствами индивидуальной защиты, каждое утро проходят замер температуры. Также на данный период была изменена мотивация – введена еще одна премия за полную отработку смен и часов сотрудником магазина. Конечно, если говорить о сотрудниках магазинов, то большая роль в поддержании морального духа сейчас лежит на территориальных директорах, так как они являются проводниками между сотрудниками офиса и магазинами.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами