Грибной комплекс ГК «Магнит» был открыт в октябре 2017 года. Предприятие занимает более 50 га в п. Дорожный г. Краснодара. Полезная площадь выращивания грибов составляет более 23 тыс. кв. м. Производственная мощность – 6,5 тыс. тонн продукции в год. Группа компаний «Магнит» развивает собственное производство тепличных овощей с 2012 года. Первым компания запустила проект по выращиванию огурцов и томатов для своих продуктовых магазинов на площади 80 га.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Вячеслав Краснояров, «Магнит»: «Планируем на 30% увеличить производство грибов и овощей в 2020 году»
В 2017 году ГК «Магнит» открыла один из самых больших в России комплексов по выращиванию шампиньонов под Краснодаром. Собственное производство позволило на 27% снизить цену грибов на полке и на 30% поднять уровень продаж. В 2019 году проект окупил вложенные инвестиции. Сегодня предприятие покрывает 85% потребности сети в шампиньонах. Как организован процесс выращивания грибов, где автоматизация не всегда выгодна и почему consumer pack оказался самым удобным форматом фасовки, рассказал Вячеслав Краснояров, директор по собственным производствам розничной сети «Магнит».
– Расскажите, как у «Магнита» возникла идея выращивать грибы?
– Идея не возникла вдруг. «Магнит» много лет производит продукты питания на собственных предприятиях – мы выращиваем овощи для сети.
Грибной комплекс был открыт по нескольким причинам, главная из которых – импортозамещение. Зарубежные поставщики предлагали грибы по высокой цене, а мы не хотели повышать цены на полке – нужна была качественная и доступная продукция. После запуска комплекса цена шампиньонов в наших магазинах снизилась на 27%, а их продажи выросли на 30%. Затем показатели продолжили улучшаться – в 2019 году рост продаж в сети составил уже 34%.
В нашем комплексе 24 камеры для выращивания грибов, каждая из которых дает примерно 33 тонны грибов за один цикл (длится 42 дня). Поэтому изначально наш комплекс рассчитан на производство 6,5 тыс. тонн продукции, в 2019 году мы собрали рекордный урожай – 6,86 тыс. тонн. В 2020 году объем потребления шампиньонов в «Магните» планируется на уровне 9,5 тыс. тонн.
Поэтому все, что мы производим, мы реализуем в нашей сети, покрывая ее потребности примерно на 85%.
В 2016 году мы начали строительство грибного комплекса, в 2017-м открыли его и почти за четыре года – к декабрю 2019-го – окупили вложенные инвестиции. Это очень хороший результат для российского грибного рынка. Сейчас наше предприятие входит в пятерку крупнейших в стране – доля шампиньонов, выращенных «Магнитом», составляет 11% от всех производимых в России.
– Расскажите подробнее об организации производства грибов. Какие процессы автоматизированы?
– Важное отличие нашего комплекса от многих других – это производство полного цикла от заготовки соломы для компоста до отправки упакованной продукции в 65 регионов страны автомобилями собственного автопарка. То есть «Магнит» контролирует всю цепочку от выпуска продукта до продажи его конечному покупателю.
На территории комплекса работают 2 лаборатории: одна контролирует качество компоста, вторая – грибную продукцию на каждом этапе выращивания. Кстати, компост – важнейшая составляющая процесса, именно он влияет на урожайность грибов. Наш компостный завод выпускает качественный, питательный продукт, что подтверждают независимые лаборатории и западные коллеги. Также мы максимально снижаем воздействие на окружающую среду, например, вторично используем воду после аэрации.
У нас нет цели автоматизировать абсолютно все процессы, поскольку определенные этапы производства – это обязательный ручной труд. Например, грибы мы каждый день собираем вручную, используем бережную сборку в одно касание: сотрудник только один раз дотрагивается до шампиньона, когда срезает его и кладет в лоток. Больше прямых контактов с грибом у сотрудников нет.
Между тем мы интегрировали автоматизацию туда, где это экономически выгодно, например, заготовка соломы, подача компоста. Также у нас есть автоматизированная линия упаковки продукции, что существенно ускоряет процесс отправки грибов в магазины.
– Какие сорта грибов выращивает «Магнит» и планирует ли расширять линейку?
– Сейчас выращиваем белый шампиньон и недавно добавили королевский шампиньон – гриб с коричневой шляпкой, который имеет насыщенный аромат и более плотную структуру. С апреля начали отгрузки нового для нас сорта шампиньона в сеть. Также у нас разработан проект по выращиванию вешенки, сегодня это второй по объемам потребления гриб в России. Пока мы на стадии проектирования цехов, к концу года планируем начать строительные работы.
– Грибной комплекс вы запустили в 2017 году. Что с тех пор изменилось на рынке в целом и на вашем производстве в частности?
– Мы стали лучше понимать своего покупателя, оперативно адаптировались к спросу. Когда мы только открыли комплекс, мы, наряду с фасованными шампиньонами, продавали продукцию в ящиках (сразу большой объем грибов). Кстати, так делали и другие компании. После анализа покупательского поведения мы поняли, что такой формат продажи не очень востребован: люди обычно берут тот объем, который сразу можно приготовить на обед или ужин, а не хранить. Поэтому мы полностью перешли на предложение consumer pack – продукцию в индивидуальной упаковке от 250 до 800 г. Это оптимальная фасовка для грибов. Также мы предлагаем покупателям крупные шампиньоны для жарки на гриле, это, как правило, те грибы, которые вырастают больше стандартных размеров.
– Последний экономический кризис подтолкнул многие российские хозяйства к производству грибов в силу низкой капиталоемкости процесса. Есть ли конкуренция среди грибных предприятий сегодня?
– Конкуренция, как и в любой другой сфере, существует. Рынок грибов – это специфическое направление, некоторые новые комбинаты долго не могут выйти на производственную мощность и выращивают 50–60% от заложенного потенциала. У нас хороший показатель – 36,7 кг с квадратного метра. Мы добились этого за счет использования собственного компоста, поддержания высокого уровня контроля производства на всех этапах и, конечно, профессиональной команды – сборщиков, технологов и менеджеров.
По данным открытых источников, объем производства грибов в России в 2019 году составил примерно 61 тыс. тонн. Пока потребление этого продукта в нашей стране – примерно 1 кг на душу населения, в Европе и Америке – от 3 до 5 кг, то есть нам есть куда расти.
– Как изменились условия занятости и труда сотрудников производства в связи с введением ограничительных мер в России?
– Мы следили за ситуацией в мире и поняли, что пандемия может коснуться нашей страны. Поэтому приняли превентивные меры: заранее подготовили план действий на случай угрозы распространения инфекции, провели инструктаж 460 сотрудников. В марте мы закрыли все 15 предприятий для посещения сторонними лицами, партнерами, подрядчиками. Сотрудников зоны риска (беременных и коллег в возрасте 50+) перевели на удаленный режим. Также мы обеспечили всех коллег масками и перчатками, в свободном доступе разместили антисептики, чаще проводим уборку и дезинфекцию помещений. К тому же мы ограничили перемещения работников между помещениями и составили график так, чтобы максимально исключить контакты между сменами. А еще постоянно измеряем температуру персонала и при ее повышении отправляем человека домой. В остальном предприятия работают в штатном режиме.
– Как изменился в связи с пандемией спрос на грибную продукцию в сети? Почувствовали ли вы какие-то изменения?
– Популярность грибов среди покупателей остается высокой, мы не видим какого-то существенного изменения спроса. Напротив, в зависимости от сезона, например, начало православного поста или майские праздники, продажи возрастают.
– Входит ли грибоводство в число приоритетных направлений развития «Магнита»? Поделитесь планами развития направления.
– Сейчас «Магнит» – единственный ритейлер в стране, у которого свои предприятия по выпуску продуктов питания. Большинство овощей и фруктов в сети – продукция наших предприятий и отечественных поставщиков. Импортные товары на наших полках – это, как правило, экзотические продукты и те, которые не выпускаются в России. В 2019 году в общей сложности мы произвели около 150 тыс. тонн различной продукции, которая реализуется под собственными торговыми марками. В этом году мы хотим на 30% нарастить объемы производства овощей в своих тепличных комплексах, куда входит и грибной, и на 80% увеличить объем прямых закупок у российских производителей. Это позволит еще больше снизить зависимость от импортной продукции. При этом уже сейчас в точках «Магнит» свежих импортных шампиньонов нет.
Собственное производство в целом и грибное в частности – это одно из важных направлений бизнеса компании по ряду причин. Мы полностью контролируем качество, получаем независимость от конъюнктуры рынка, предлагаем свежие продукты по привлекательным ценам. А еще даем тот ассортимент, который действительно будет востребован.
Яна Морозова, Retail.ru
Вас также могут заинтересовать статьи:
Что и как производят Selgros, X5 Retail Group, «Семья», «Командор», «Караван», «Велмарт»
«Магнит» открыл новый суперстор в Адлере
«Магнит» запустил систему управления ремонтами. Подробности проекта
Владимир Емельяненко, «Лама»: «В ближайший квартал начнется ценовая бойня»
GfK: FMCG-шопинг уже изменился. Что дальше?
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.