Декоративное изображение
5 830

Поделиться

Все задолженности будут гарантированно погашены к середине мая 2009 года

 

Олег, как Вы оцениваете итоги работы компании в 2008 году?

Несмотря на финансовый кризис, который дал о себе знать уже в сентябре 2008 года, Федеральная Сеть «Вестер» в прошлом году продолжила свое развитие и продемонстрировала высокие показатели. Мы открыли торговые объекты в Воронеже, Кургане, Тюмени, Минске (2 магазина), Казани, Хмельницком, Алматы и Астане. Общая торговая площадь ФС «Вестер» по итогам года увеличилась на 33 тыс. кв метров и сегодня составляет около 140 тыс. кв метров. Товарооборот ФС «Вестер» при этом увеличился с 10,6 млрд. рублей до 16,84 млрд.рублей, а в целом по Группе «Вестер» с 16,58 до 22,51 млрд. рублей. В развитие Сети в 2008 году было инвестировано 2,2 млрд. рублей. Общая площадь действующих объектов недвижимости в собственности увеличилась на 22 тыс. кв метров и составила более чем 200 тыс. кв метров.

Последние месяцы 2008 года мы активно работали над сокращением издержек и повышением операционных показателей. Все изменения были проведены успешно, во многом благодаря эффективной работе нашей команды сотрудников, их высокому профессионализму и уверенности в победе.

 

Какова структура долга Группы «Вестер» и его объем? С какими банками сегодня сотрудничает компания?

Мы всегда были консерваторами в этом вопросе. Кредитный портфель Группы «Вестер» сегодня составляет $225 млн., при этом 63% приходится на долгосрочные кредиты от 3 до 7 лет. Сумма валютных кредитов равна $112 млн., и в настоящее время по некоторым из них осуществляется реструктуризация. По ряду кредитов ведется перевод в рубли, а также рефинансирование за счет рублевых кредитов других банков.

Ключевую роль для нас на сегодня играет Сбербанк, который единственный из банков-партнеров продолжает увеличивать кредитный портфель компании. Хочется отметить также роль банка «Возрождение», который сохраняет кредитный портфель на прежнем уровне, и Swedbank, который полностью выполнил ранее достигнутые договоренности и в конце декабря 2008 года выдал кредит на сумму $5,8 млн.

Олег, по Вашим ощущениям, как сегодня работает банковская система в стране?

Со стороны банкиров прекратилась истерика с требованиями досрочного погашения кредитов. Однако банки по-прежнему не способны выдавать новые кредиты и настойчиво ищут пути сокращения задолженности клиентов. Условия работы с банками стали очень жесткими. Но все же, многие банки готовы идти на компромисс и пролонгировать кредиты, но ни о каком финансировании развития и понижении ставок речи не идет. Я считаю, это бред, когда кредит в США – 1%, а у нас – 20% и выше. О какой конкуренции можно говорить? И о каких национальных интересах вообще говорят? Это – предательство национальных интересов.

Как у сети «Вестер» складываются взаимоотношения с поставщиками  кризисных условиях?

Работа с поставщиками является для нас сегодня приоритетом №1. Просроченная задолженность за поставки товара, которая явилась следствием погашения внеочередных банковских траншей, с октября 2008 года по настоящее время сократилась на 500 млн. рублей, с 900 млн. рублей до 400 млн. рублей. Мы продолжаем погашать долг быстрыми темпами, и, как было обещано поставщикам, все задолженности будут гарантированно погашены к середине мая 2009 года. К этому же времени в компании полностью восстановится товарный запас и, как следствие, обороты наших магазинов придут к плановым показателям.

Мы благодарны тем поставщикам, которые продолжали с нами работать в столь сложный период (октябрь – декабрь 2008 года). Эти поставщики стали для нас стратегически важными партнерами, и именно им будут предоставляться множество льгот и преференций.

В середине мая 2009 года планируется моя очередная встреча с ведущими поставщиками Сети «Вестер», в ходе которой будут подведены итоги совместной работы и намечены дальнейшие планы.

Каков план развития компании в 2009 году?

В рамках инвестиционной программы 2009 года «Вестер» продолжит открытие новых магазинов, в частности, тех объектов, которые на момент начала кризиса находились в стадии незавершенного строительства – это Оренбург, Ярославль, Алматы. Сумма инвестиций в 2009 году составит около 1,5 млрд. рублей, а полная стоимость этих проектов, с учетом уже вложенных средств, превысит 3 млрд. рублей. Источником финансирования данных проектов будут целевые инвестиционные кредиты банков-партнеров.

Открытие этих торговых объектов увеличит торговую площадь ФС «Вестер» на 40 тыс. кв метров, а портфель собственной недвижимости увеличится на 60 тыс. кв метров. Товарооборот ФС по итогам 2009 года мы ожидаем на уровне 25 млрд. рублей, а в целом по Группе – около 30 млрд. рублей.

Наша сегодняшняя задача – не допустить снижения продаж. Несмотря на общее снижение покупательской способности, мы имеем ресурсы, которые позволят нам успешно работать в 2009 году. Это, прежде всего, ассортиментная политика и ценообразование.

Вторая задача состоит в том, чтобы покупатель, приходя в наш магазин, мог приобрести любой нужный ему товар по самой выгодной цене. Мы сделаем все возможное для того, чтобы потребители были довольны.

Еще одна немаловажная задача - сохранить наиболее квалифицированный персонал, чтобы в дальнейшем эти сотрудники стали ресурсом для развития компании. Мы стремимся, чтобы наши сотрудники работали в компании долго и стабильно, а также стараемся поддерживать их профессиональное развитие в любых условиях.

Как повлияли на работу компании колебания курсов валют?

Рост курса доллара оказал огромное влияние, как в части валютных кредитов, так и в части поставок импортного товара. Как уже говорилось выше, в настоящее время реализуется программа рефинансирования валютных кредитов и замещения их рублевыми кредитами.

Что касается импорта, то мы сокращаем его долю отечественными продуктами. Таким образом, мы не только заботимся о покупателе, но и предоставляем возможность развиваться российским производителям, а также нивелируем валютные риски.

Серьезный урон компании нанесло резкое падение курса рубля в период с 30 декабря 2008 года ($1/29,38 руб.) по 26 января 2009 года ($32,89). Именно этот период новогодних каникул приходится на самые активные продажи электроники и бытовой техники. Конечно, товарооборот магазинов в этот период увеличился, но рублевая прибыль сократилась в три раза, а валютная – еще больше. И это естественно отразится на квартальных и годовых финансовых показателях Группы по МСФО

Удовлетворены ли Вы работой экспатов?

Сегодня отношение к экспатам нельзя назвать однозначным. По своей сути, их главная задача – это «научить и объяснить» в период начала пути бизнеса. Особую роль в нашей компании сыграл Эрик Мюзо. Именно он с самого начала прописал всю нормативную документацию и научил нас работать с форматом «гипермаркет». И мы очень благодарны ему.

Когда компания уже состоялась, роль экспатов сводится к функциям советника, а так как по мотивации они в четыре-пять раз дороже, чем российский сотрудник, то и требования к ним значительно возрастают. Важно также отметить, что роль экспатов в некоторой степени понижается, тогда как внутри компании воспитываются менеджеры, способные выполнять аналогичную работу. Более того, российская действительность требует от экспатов знания не только местного языка, но и многих законодательных нюансов, юридических вопросов, психологии управления, менталитета коллектива.

При работе в экстремальных условиях, как это происходит сегодня, наивысшую пользу приносят сотрудники, которые уже проходили кризисы, волевые руководители, способные не только приказать, но и потребовать доведения распоряжений до конечного конкретного результата. А это и является самым трудным в управлении.

Как изменилась в связи с кризисом система мотивации руководящего состава?

Здесь важно понимать, что у каждой компании есть два штатных расписания. Одно на период роста, когда у каждого руководителя имеется два-три заместителя, с целью дальнейшего выдвижения на новые торговые объекты. Второе – для таких ситуаций, как сейчас, когда развитие приостановлено и считаешь каждую копейку, и потребность в трех заместителях отпадает.

Опять же, когда компания растет, то на первое место встает оборот и доля рынка, поэтому мотивация сотрудников строится на этих показателях. В таких кризисных условиях как сегодня, когда на первом месте стоит прибыль, мотивация топ-менеджмента компании «Вестер» ставится  в прямую зависимость от прибыли.

Олег, будет ли скорректирована политика компании в области товарного ассортимента?

Корректировка ассортимента – это процесс постоянный, и зависит он от покупательских предпочтений. Чтобы в текущих кризисных условиях клиент чувствовал себя комфортнее, мы увеличиваем ассортимент дешевых и средних по стоимости товаров. Сегодня покупатель реже балует себя дорогими продуктами питания и другими товарами. Многие, ожидая роста цен, делают упор на продукты с большим сроком хранения (подсолнечное масло, крупы, макаронные изделия и др.). Покупательский поток снизился и в выходные дни, поскольку многие отказались от закупок «на неделю».

В кризисных условиях наблюдаются две основные тенденции в изменении покупательского поведения — покупка более дешевых марок или уменьшение частоты потребления продукта.

Какой Ваш прогноз развития ритейла в России в 2009 году?

Наибольшее влияние на работу продуктовых ритейлеров будет оказывать мировой экономический кризис, но, в силу доступности к госфинансам, лидеры рынка усилят свои позиции. Я ожидаю, что из-за высокой долговой нагрузки у многих игроков, входящих в первую десятку, произойдут изменения в составе акционеров. Локальные компании с оборотом более $300 млн. находятся в более выигрышном положении, что связано с более консервативным развитием и меньшей степенью закредитованности. Думаю, что они сохранят свои позиции, и в этом моя точка зрения отличается от других. Более мелкие сети, возможно, пойдут по пути слияний и поглощений, но, скорее всего, не в этом году.

Каков Ваш прогноз ситуации в экономике России в целом?

На сегодняшний день до конца не ясна степень падения экономики США, и поэтому мой прогноз самый пессимистический. Год будет очень тяжелым, потому что экономики США и Европы начнут подниматься в лучшем случае весной 2010 года. Западный инвестор вернется к нам нескоро. Сначала он придет в США, потом в Европу, далее в Китай и лишь в последнюю очередь - в Россию. И мне вообще непонятно – как потом будут оцениваться компании.

www.retail.ru

Обсуждение по теме на форуме Retail.ru:

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами