Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 7189
Поделиться
"Возврат к пустым полкам в магазинах невозможен"
Что происходит с отечественной розничной торговлей во время глобального экономического кризиса? Насколько эффективна помощь государства российским ритейлорам? Насколько сильно подорожают продукты питания и какие из них исчезнут с прилавков вовсе? На эти и другие вопросы корреспонденту «Времени новостей» Вадиму Смирнову рассказал председатель совета директоров крупного российского ритейлора, входящего в правительственный список системообразующих предприятий России, -- группы компаний «Виктория» Николай Власенко.
-- Николай Владимирович, в каком состоянии сейчас находится российский ритейл? Можно ли сказать, что этот сектор экономики достиг в связи с экономическим кризисом дна своего падения или худшее только впереди?
-- Основные игроки рынка розничной торговли кризис почувствуют только в этом году. Проблема в том, что мы, да и вообще никто, не знаем, когда он закончится. В целом годовые показатели у всех неплохие. Десятка крупнейших сетей пережила год нормально, выручка была высокой.
Кризис
дал о себе знать только с октября. По декабрю прошлого года средний прирост выручки составил 7%. Однако если очистить эту цифру от инфляции, окажется, что мы «просели» на 10%. А в этом году выручка просядет точно. Розничная сеть быстро генерирует прибыль, но также быстро и убытки. Реальная рентабельность составляет лишь 3% чистой прибыли, запас очень маленький. Если у сети будут проблемы со спросом и она не сможет резко сократить себестоимость продаж, то просто начнет генерировать убытки и рассыплется очень быстро. Так что нынешнее время -- испытание на прочность для всех российских сетей. По итогам этого кризиса можно понять, что же собой представляет российский ритейл. Достигли ли мы чего-то за все минувшие годы развития. Что с нашей производительностью труда, которая традиционно ниже, чем на Западе. У сетей появится уникальная возможность показать, чего они стоят. И роль будет играть не их размер, а менеджмент -- насколько он тренирован, насколько правильно сможет оценить и сократить риски.
-- Ряд крупнейших российских ритейлоров попали недавно в правительственный перечень системообразующих предприятий. Есть там и ваша компания. Что вы сделали для того, чтобы оказаться в числе этих спасаемых государством предприятий?
-- Ничего. Я не верю, что государство способно нам помочь. Никакой пользы от нахождения в списке мы не получили. Только написание гигантского количества отчетов и участие во всевозможных совещаниях.
-- Может, вам стало проще получить кредиты?
-- Нет, проще не стало. Более того, с двумя крупнейшими госбанками, которые были уполномочены нам помочь, у нас так и не сложились отношения. У них, конечно, много работы. Но наш сектор, видимо, для них не приоритетен, и его поддержание они не посчитали своей задачей. Так что деньги мы получили в крупном частном банке.
-- Как и хотели -- два с половиной миллиарда рублей?
-- Даже больше. Мы получили столько, сколько было надо.
-- Ужесточили ли банки свои требования при предоставлении антикризисных кредитов? Может, не только вводят повышенные проценты, но и требуют заложить акции, недвижимость?
-- Да, ужесточение произошло очень серьезное. Недвижимость, принимаемая в залог, оценивается с существенными дисконтами. И банк может не признать оценщика, а направить своего. Правильно вы сказали -- еще и гарантии от акционеров требуют. Причем эти гарантии заключаются на основании российского и английского права. То есть не только сам акционер, если решит провести какие-то операции со своим личным имуществом, обязан согласовать это с банком. То же самое должны делать и иные владельцы его имущества, все, кто имеет на него право, -- например, жена. Появилось много иных ограничений. Тарифы на работу с банками увеличены в три раза. Вообще все стало на порядок жестче. Банки, например, требуют, чтобы определенный объем выручки проводился именно через их счета. А если сеть нарушит это правило, она рискует лишиться кредита. У нас кредит нормальный -- только половина обеспечена залогом. Мы заложили нашу недвижимость в Калининграде, Санкт-Петербурге, Москве -- магазины и склады.
-- Раз растут расходы на кредиты, не начнут ли ритейлоры отбивать свои затраты, закладывая эти высокие проценты в стоимость товаров?
-- Безусловно. Но на рост цен влияет не только это, нужно учитывать и другие издержки -- зарплата, аренда, коммунальные платежи. Кроме того, из-за девальвации рубля будет падать доля импортных продуктов. Их поставщики сейчас в затруднительном положении. Они продают валютный товар, его оборачиваемость -- несколько месяцев. И им надо закладывать риски по стоимости товара в валюте, которая все время растет. Зато местный производитель получил гигантский шанс на развитие. Ему больше ничего не надо. Импорт вымывается как бы сам собой.
-- Импортные товары будут заменены российскими?
-- Будут, причем цены на них скорее всего вырастут. У нас, например, уже на 25% с января 2009 года повышены цены на поставки российской птицы. Потому что импорт резко просел. И так будет происходить по всем другим товарным группам. Причем местных производителей не так много -- средний бизнес, связанный с пищевым производством, развит слабо, там вялая конкуренция. А если мы убираем оттуда импортеров, то понятно, что будет -- консолидация производителей. Те, кто выживет во время кризиса, станут «отрываться» по полной.
-- Какие товары иностранного производства могут исчезнуть в первую очередь?
-- По своей сети мы отмечаем резкое падение спроса на алкоголь премиум-класса. Продажи дешевого, кстати, не упали. В основном будет сжиматься сегмент товаров средней ценовой категории типа хорошего кофе, чая и т.д.
-- Как меняется потребительский спрос?
-- В рознице очень большая инерция. Человек, если его уволили с работы, не сразу начинает тратить на продукты меньше денег. Он по инерции покупает то, к чему привык. Мы видим, что люди покупают в принципе в тех же объемах, что и прежде, но более дешевые продукты -- сосиски, например, не по 400 руб. за кило, а по 200. При этом возможно сужение закупок в гипермаркетах -- в магазинах с большим ассортиментом недорогих товаров, в которых люди затовариваются на месяц. Когда денег становится меньше, то и покупки поскромнее. Обычные магазины у дома в этом смысле в более привилегированном положении.
-- Возможны ли изменения на самом рынке розничной торговли -- слияния, поглощения?
-- Возможны. Но не в этом году. Рынок не достиг дна. Вдруг он ударится о дно и станет копать еще глубже? Так что покупать пока нет никакого смысла.
-- Тем не менее ходят слухи, будто «Х5 Ритейл групп» не прочь купить «Викторию».
-- Все мы прицениваемся друг к другу. В ноябре было такое ощущение, что вот-вот появятся дешевые активы, которые можно скупить. И мы в свое время даже спрашивали у Сбербанка, нет ли у них проблемных сетей, готовых к продаже. Оказалось, что такой интерес тогда проявляли все. Но теперь другая ситуация. Непонятны перспективы выручки и спроса на ближайший период, неясна даже оценка собственных активов. Невозможно построить более или менее реальную картину в условиях, когда макроэкономические показатели государство меняет каждый месяц.
-- Возможен ли возврат к пустым полкам в магазинах?
-- Думаю, нет. Что такое пустая полка? Это не отсутствие товара. Это отсутствие спроса. И это самое страшное. Произойти такое может лишь в том случае, если государство постигнет крах, если страны не будет. До этого дело не дойдет.
Форум Retail.ru:
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?