Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Возможности ритейлеров в Московской области ограничены
По количеству торговых площадей на тысячу жителей Московская область уже сравнялась с Москвой. Нехватка магазинов наблюдается только в отдаленных районах. Местные власти пока решают эту проблему с помощью ларьков. Разработка единого внешнего вида для ларьков в Московской области не планируется, хотя в некоторых городах уже разработали свои объекты нестационарной торговли. Об этом с «Маркером» поговорил министр потребительского рынка и услуг правительства Московской области Вячеслав Фомичев.
– Вячеслав Васильевич, какова сейчас ситуация на потребительском рынке? В чем основные сложности?
– В последнее десятилетие потребительский рынок Московской области развивается быстрыми темпами. По итогам 2011 года оборот розничной торговли составил более 1,186 млрд рублей, что на 8,8% выше, чем в 2010 году. По этому показателю Московская область стабильно занимает второе место в России. С начала 2011 года оборот общественного питания в сопоставимых ценах вырос на 8,4%, а оборот оптовой торговли – на 8,3%.
Когда создавалось министерство, главной нашей задачей было обеспечить каждого жителя Московской области необходимым ассортиментом товаров. Сейчас эта задача полностью решена. Особенно много торговых площадей открыто в муниципальных образованиях вблизи Московской кольцевой автомобильной дороги. Сейчас мы решаем следующую, тоже непростую задачу – стираем дифференциацию между муниципальными образованиями в обеспеченности жителей торговыми площадями.
– Сами ритейлеры охотно идут на это или хотят быть поближе к столице?
– Конечно, идут. Московская область привлекательна для инвесторов в первую очередь слабой концентрацией торговых площадей во многих отдаленных районах. Пока это есть, рентабельность вложений в торговлю на территории Московской области останется высокой. Мы сегодня открыты для инвесторов. У нас активно развиваются такие сети, как «Ашан», «Метро», «Реал», «Зельгросс», «Перекресток», «Гиперглобус» и др. На предстоящем заседании правительства выносим вопросы «О целесообразности развития на территории области торговых сетей «Алые паруса» и «Экобазар».
– Когда дальние районы Подмосковья будут насыщены торговыми площадями?
– Окно возможностей, открывшееся в Московской области для ритейлеров, ограниченно. Ежегодно во всех муниципальных образованиях вводится большое количество торговых площадей. Только в прошлом году на территории области их было введено более 400 тыс. кв. м. В рейтинге ввода новых объектов потребительского рынка из отдаленных от Москвы городов лидирует Дубна, на территории которого открыты три крупных объекта. Ввод торговых площадей наблюдается не только в городских поселениях, но и в сельских. В Чеховском муниципальном районе открыто шесть новых торговых объектов, из них пять – в сельских поселениях. Расширяется сеть современных предприятий общественного питания. Современные рестораны открылись в Ногинском, Талдомском районах, городском округе Лосино-Петровский.
На конец 2011 года население Московской области обеспечено торговыми площадями в размере более 1 тыс. кв. м. на 1 тыс. жителей. Этот показатель не ниже аналогичного по Москве.
– Кстати, о Москве. Проект «Большая Москва» как-то влияет на потребительский рынок Подмосковья?
– У нас очень тесное взаимодействие с новым руководством столичного департамента торговли и услуг. В том числе по вопросу передаваемых территорий. Естественно, на передаваемых территориях кроме промышленных предприятий существуют объекты торговли и услуг. Их немного, и их передача не повлияет на наше общее развитие отрасли в Московской области. Тем не менее есть объекты, где была начата реконструкция, например, рынки Ленинского района. И эта работа еще не закончена.
– А наблюдается какой-то бум после того, как заговорили о проекте «Большая Москва»? Торопится ли бизнес занять места в тех городах, которые потом будут граничить со столицей?
– Я бы не говорил о только что начавшемся буме. Интерес, который бизнес проявляет к Москве и области, равнозначен. Бизнес давно рассматривает Московский регион как единое целое. Сложилась взаимная товаропроводящая сеть. Большинство московских торговых операторов получают товар с распределительных центров, расположенных в области. Так, например, у немецкой сети «Метро» открыт распределительный центр в Ногинском районе для обслуживания гипермаркетов всего Московского региона. И это не единичный случай, это никак не связано с вопросом передаваемых территорий.
– На каком этапе программа по преобразованию рынков в торговые комплексы?
– Задача преобразования рынков в торговые комплексы очень сложная. Мы самый крупный субъект России по количеству рынков. В 2011 году на территории области работали 242 рынка. Вопрос преобразования в торговый комплекс возложен законодательством на управляющую компанию. Быстро он не может быть решен, так как преобразованию рынка предшествует большая исследовательская работа, разработка программы, получение необходимых согласований от федеральных, областных и муниципальных служб. В 2011 году было преобразовано более 60 рынков, в этом году мы планируем реконструировать не меньше. Сложность еще и в пробелах нашего законодательства. В законе нет утвержденных критериев преобразования рынков в торговые комплексы. Непонятно, что именно нужно построить, каким на выходе должен быть объект. Поэтому мы ведем планомерную индивидуальную работу с каждой управляющей компанией рынка. Пока образец преобразования для нас – фермерский рынок «Экобазар», работающий на территории Мытищинского района. И мы будем надеяться, что подобные комплексы откроются и в других муниципальных образованиях области.
– Что будете делать с нестационарными торговыми объектами?
– На сегодняшний день в Московской области сложилась очень непростая ситуация в сфере мелкорозничной торговой сети. У нас свои задачи в этом сегменте потребительского рынка. Мы прежде всего решаем две основные проблемы. Во-первых, сбыт продукции для мелких производителей по экономически целесообразным ценам. Во-вторых, развитие сети в местах отсутствия стационарной торговой сети, чтобы обеспечить шаговую доступность основного набора продовольственных и непродовольственных товаров. Размещение мелкорозничной торговой сети осуществляется в соответствии со схемами, утвержденными главами муниципальных образований.
– Планируете привести их к единому облику, как в Москве?
– Нет, такой задачи мы перед администрациями муниципальных образований не ставим. У нас 73 муниципальных района и городских округа, у каждого своя история, своя культура, свой потребительский рынок и у каждого свое видение инфраструктуры города или села. Одни, например, избавляются от всех киосков при остановках. Так сделали в Железнодорожном. Другие разрабатывают единые для города остановочные пункты в комплексе с современными мелкорозничными объектами. Такой проект уже создан в Серпухове.
Полина Потапова, МаркерИнтервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.