Декоративное изображение
7 977

Поделиться

"Влияние финансового кризиса на потребителей в России будет менее значительным, чем в Европе" - Вейо Мериляйнен

Финская компания Valio, несмотря на кризис, продолжает активно развиваться в России: начала сотрудничество с местным партнером - молочным заводом «Галактика», завершает строительство производственно-логистического комплекса в Подмосковье, планирует ускорить развитие федеральной дистрибьюторской сети.

Член исполнительного комитета Valio International и президент Европейской молочной ассоциации ВЕЙО МЕРИЛЯЙНЕН в интервью корреспонденту РБК daily АЛЕКСЕЮ КУЗЬМЕНКО рассказал о том, каким компания видит свое будущее в России и как мировой финансовый кризис, на его взгляд, повлияет на потребительские предпочтения россиян.

- Сейчас в Подмосковье Valio строит завод по производству плавленых сыров. Когда планируется его ввод в эксплуатацию?

- Valio планирует запустить новый производственный комплекс в начале 2009 года. Он будет состоять из двух частей - производственной и логистической. Мощность завода составит 8 тыс. т плавленых сыров в год. В каче­стве сырья будут использоваться бочковой сыр и масло, поставляемые из Финляндии или других стран. В этот проект вложено около 50 млн евро. Но в дальнейшем производственная часть комплекса может быть быстро увеличена, поскольку земельный участок позволяет это сделать.

Кроме того, вскоре на российском рынке появится продукция Valio, выпускаемая на другом российском предприятии - Гатчин­ском молочном комбинате, принадлежащем акционерам компании «Фудлайн». С этой компанией Valio развивает партнерство: они предоставляют производственные мощности, мы - технологии и маркетинг. Мощности комбината рассчитаны на производство 800 т молочной продукции в сутки, до 50% мощностей планируется занять продукцией Valio.

- Стоимость продукции российских заводов будет ниже, чем импортируемой?

- Продукция Valio с российских заводов будет такая же по стоимости или даже несколько дороже, чем финская продукция, поскольку сырье будет импортироваться.

- Почему компания, являясь одним из крупнейших операторов молочного рынка России, так долго шла к открытию завода?

- Компания придерживается осторожной политики и не занимается агрессивным расширением своего влияния на российском рынке. Во многом это связано с формой собственности компании, так как собственники - молочные производители - основной приоритет отдают тому, что Valio делает продукцию из финского молока на финских предприятиях. Долгое время компания исходила из этого и экспортировала продукцию в Россию. Благо страны располагаются недалеко, и потому Valio не считала необходимым открывать здесь свое производство. Тем не менее рост экспорта был довольно активным, и сейчас 12% общего оборота компании дает именно российский рынок.

Во многом развитие производственных мощностей Valio в России сдерживалось недостаточным количеством качественного молока. Сейчас в России есть отдельные молочные фермы, которые производят качественное сырье, но этого объема не хватает для полного удовлетворения потребностей переработчиков молока. В идеале мы готовы полностью перенести производство в Россию и выпускать здесь всю продукцию для внутреннего рынка.

- Планирует ли Valio строить новые заводы в России?

- В настоящее время таких планов нет. Сейчас изучается возможность развития партнерства с другими производителями по аналогии с петербургским молочным заводом «Галактика».

- А не собираетесь покупать действующие заводы?

- Компания не считает необходимым покупать устаревшее производство. Неизбежно в России начнется волна инвестиций в строительство новых молочных комбинатов, и в подобных проектах Valio готова выступать партнером, как с «Галактикой».

- Какой оборот прогнозирует компания в ближайшем будущем?

- Объем продаж в 2008 году превысит 200 млн евро, тогда как в 2007 году он составил 167 млн евро. По прогнозам, в будущем году оборот достигнет 230 млн евро. Верим, что в дальнейшем прирост оборота будет сохраняться на уровне 20-25% ежегодно.

- Какие у компании долгосрочные планы в России?

- В России свою стратегию Valio выстраивает на том, что будет предлагать весь спектр молочной продукции, чтобы заинтересовать партнеров в торговом секторе. Известность бренда Valio создает предпосылки к хорошему росту компании на российском рынке, где марку знают лучше по сравнению с другими странами. Если во многих других странах Valio - небольшой участник рынка, который пытается завоевать позиции, то в России компания практически является компанией среднего веса. Если говорить о задачах, то в целом можно разделить их на два основных направления: сохранить рыночные позиции, а в идеале и увеличить в категориях масла, плавленых и твердых сыров. Также компания намерена нарастить рыночную долю по свежим молочным продуктам, в первую очередь по молоку, йогуртам и функциональным продуктам.

- Каким образом будете достигать этой цели?

- Прежде всего необходимо обеспечить присутствие продукции компании на региональных рынках. Кроме этого будет выводиться новая продукция и проводиться более эффективный маркетинг. Компания ставит перед собой цель развития логистической цепочки по всей территории страны. В частности, в Подмосковье ведется строительство логистического центра. Это связано с тем, что в стране стремительно развивается рынок розничной торговли и мы хотим обеспечить надежные поставки наших продуктов в торговые сети. Сейчас крепкие позиции Valio имеет в городах-миллионниках. Одновременно компания стремится к активному расширению рыночной доли на региональных рынках. Традиционно особенные интересы связываются с Уралом и Сибирью. Впрочем, нельзя сказать, чтобы ставились какие-то особенные приоритеты, все-таки Valio - это компания национального уровня, и задачи соответственно необходимо решать во всероссийском формате.

- Как собираетесь выстраивать логистику - самостоятельно или в партнерстве с местными дистрибьюторами?

- И самостоятельно, и с помощью партнеров. Ряд контрактов обслуживается компанией напрямую, но немалая доля объема распространяется через дистрибьюторов. Географически на данный момент самой восточной точкой, куда Valio самостоятельно завозит продукцию, является Барнаул. Хотя, насколько нам известно, продукция компании продается даже во Владивостоке.

- Какова сейчас рыночная доля компании на россий­ском рынке?

- Свою долю мы измеряем по группам продукции. Пока можно сказать, что Valio довольно прочные позиции занимает на рынке Санкт-Петербурга и неплохие в Москве, а вот в других регионах пока еще только начинает развиваться. В частности, на российском рынке сливочного масла Valio является лидером с рыночной долей 12%. В сегменте плавленых сыров на национальном уровне компания входит в тройку лидеров с долей 12-13%. Если же отдельно брать Москву и Санкт-Петебург, то на этих рынках доля достигает 28 и 45% соответственно. Основные бренды компании в сегменте желтых сыров - Oltermanni и Atlet. Рыночная доля Valio в десяти городах-миллионниках составляет 6%. В остальных категориях молочных продуктов рыночная доля компании колеблется вокруг 1%. Несколько хуже обстоят дела с так называемыми свежими продуктами: молоко, йогурты, десерты, сметана. В этих категориях даже на столичных рынках доля продуктов Valio хотя и постоянно растет, но все еще невелика.

- Какие продажи компания прогнозирует по категориям масла, свежих молочных продуктов на 2008-2009 годы?

- Мы рассчитываем увеличить сбыт по всем товарным категориям. Наиболее амбициозные задачи стоят в сегменте сыров: суммарный объем продаж продукции в следующем году должен повыситься на 35-40%, примерно такое же повышение ожидается и в 2010 году. По итогам 2008 года продажи сыра ожидаются на уровне 30 тыс. т. В настоящее время потребление сыра в России вдвое меньше, чем в Европе, но, вероятно, к 2012 году страна достигнет европейского уровня потребления в этой категории. Примерно на 25% должны вырасти продажи свежих молочных продуктов. Рост в масложировом сегменте не столь большой - около 1,5%, но компания рассчитывает на изменение структуры продаж в пользу потребительских продуктов за счет некоторого сокращения private labels.

- Как отражается финансовый кризис на бизнесе компании?

- Финансовые основы компании очень прочные. Valio практически не использует заемный капитал. Основные расходы компании помимо молока - зарплата, расходы на энергию, упаковочные материалы - в последнее время выросли. Но это касается и всех остальных участников рынка. Аналогичная ситуация складывается и в России. В настоящее время практически нет разницы между уровнем затрат в Москве и Финляндии.

- Изменилась динамика продаж компании в России и на других рынках из-за финансового кризиса?

- Довольно скоро в Европе наступит экономический спад. Очевидно, что потребление продуктов питания и покупательная способность европейцев будут снижаться из-за инфляции и роста цен. Экономические прогнозы для Европы в свете финансового кризиса в США довольно мрачные. Это влияет на деятельность компании, и мы сейчас ощущаем себя на пороге неуверенных времен. В настоящее время Россия является редким исключением из этого процесса. По многим оценкам, влияние финансового кризиса на потребителей в России будет менее значительным, потому что экономический рост в стране имеет несколько иную основу, чем в Европе. Сейчас можно отметить, что спрос на продукцию Valio в России даже несколько вырос.

- Какова стоимость сырья в Финляндии и перспективы роста или падения в связи с кризисом? Насколько государство дотирует фермеров?

- Valio закупает 85% от общего объема произведенного в Финляндии молока, около 10% покупает шведская Arla Foods, остальное - местные мелкие заводы, которые платят столько же, сколько и Valio. Мы покупаем по 40 евроцентов за литр сырого молока, в течение года закупочная цена выросла на 10 евроцентов. Вся государственная поддержка в Финляндии в настоящее время ограничена поддержкой фермеров. Молочная ферма является получателем целого ряда дотаций различных финансовых источников: дотации Евросоюза за обрабатываемые площади, экологическая дотация, выплачиваемая Финляндией, также есть возможность для получения субсидий на инвестиции. Можно сказать, что в общей структуре доходов молочной фермы 45% составляют дотации, остальные 55% - собственно рыночный доход производителя.

- Каким образом повлияла на фермеров и на продажи компании отмена экспортных субсидий Евросоюза?

- Фермеров лично это практически не коснулось, но на Valio этот шаг все-таки сильно повлиял: продукция компании подорожала от 10 до 25% в зависимости от категории. Проблема Финляндии заключается в том, что в течение двух последних лет объем производства молока в стране снижается. За два года производ­ство молока сократилось на 7%. Это одна из причин того, почему мы повысили закупочные цены с тем, чтобы стимулировать фермеров и повышать производство молока в стране. В целом структура молочного производства в стране претерпевает серьезные изменения. Ежегодно от 6 до 8% молочных ферм закрывается. Если в 1998 году в Финляндии действовало 34 тыс. молочных ферм, то сегодня - 12 тыс. ферм, но они более эффективны. По прогнозам, в 2010 году на всю Финляндию останется всего 4 тыс. молочных ферм.

- Каков объем экспорта Valio?

- Можно сказать, что примерно 30% произведенного в Финляндии молока отправляется в той или иной форме на экспорт. Если говорить о продукции Valio, то примерно 40% идет на экспорт. Из этого объема на Россию приходится 17%, еще столько же - на страны Евросоюза, остальная часть продается в других странах.

- Сколько компания расходует на маркетинг?

- Соотношение маркетинговых расходов варьируется в зависимости от региона или страны. Для компании такого размера, как Valio, типичным для Финляндии является маркетинговый бюджет примерно в 3-5% от годового оборота компании. Крупнейший вид СМИ, через который идет реклама, - это ТВ, довольно много мы используем и печатные СМИ. Но все-таки основные инвестиции Valio направляет в развитие производства и научно-исследовательские работы.

rbcdaily.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами