Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Владислав Курбатов, «Пятёрочка»: «К концу 2024 года на Дальнем Востоке будет более 200 магазинов»
Федеральная сеть «Пятёрочка» продолжает активное развитие на востоке страны и строит новый распределительный центр в Хабаровске. В октябре сеть планирует выйти в Бурятию, где в том числе откроет магазины по модели франшизы, которую успешно протестировала на рынке Якутии. О ближайших планах в пресс-центре Retail.ru в рамках выставки WorldFood Moscow 2024 рассказал генеральный директор сети «Пятёрочка» Владислав Курбатов.
Источник: X5 Group
– В октябре прошлого года вы анонсировали, что в 2024 году в стране появится порядка полутора тысяч новых магазинов. Удается ли придерживаться данного плана?
– Да, мы придерживаемся плана. Более того, возможно, откроем даже чуть более полутора тысяч новых магазинов. Приоритетный регион развития для нас – это центральная Россия. Также мы открываем много магазинов в Сибири и, конечно, на Дальнем Востоке.
– Как «Пятёрочка» ощущает себя на новых для сети территориях?
– Если называть новой территорией Дальний Восток, то мы там чувствуем себя довольно уверенно.
Недавно мы вышли в Еврейскую автономную область, в следующем году выйдем в Амурскую область. На Дальнем Востоке уже открыто более 150 магазинов, к концу этого года рассчитываем, что их будет уже более 200. Наши точки показывают хорошую плотность продаж. Мы видим большой интерес покупателей к экспресс-доставке, по ней наша доля в регионе уже одна из самых высоких. Кроме того, сейчас мы занимаем там второе место по знанию покупателя и его выбора, опередив многих локальных конкурентов, которые в данном регионе работали давно. Так что на Дальнем Востоке для нас все складывается хорошо.
Единственное, что пока «давит», – это логистика. Но мы продолжаем над ней работать. Сейчас строим собственный распределительный центр в Хабаровске. И я думаю, что в 2025 году, когда он откроется, наши затраты на логистику существенно снизятся.
Кроме того, в этом году прибавились еще два новых региона – Забайкальский округ и Якутия. В Якутии, кстати, случился первый опыт управления целым регионом через партнера. Сегодня по франшизе там работают пять магазинов, до конца года откроем еще три. И в октябре мы выходим в Бурятию. Там появятся как магазины по франшизе, так и наши собственные.
– Якутия – довольно сложный рынок с точки зрения логистики и, как следствие, ценообразования. Как удается сдерживать цены?
– Там есть свои сложности, в том числе поэтому мы и не рассматривали выход туда путем органического развития, потому что тогда нужно было бы выстраивать инфраструктуру. Регион сильно зависим от сезонности, от погодных условий. Закрытие переправ, например, на несколько месяцев останавливает все поставки в принципе. Поэтому мы выходили на якутский рынок через партнера, уже работающего там и имеющего собственный РЦ, который было возможно заполнять. Сейчас поставки в Якутию идут из Красноярска. Мы также рассчитываем, что позже сможем доставлять туда товары из дальневосточного РЦ.
И сейчас цены в Якутии мы действительно стараемся держать ниже рынка. У нас есть такая возможность, тем более на старте, чтобы быть интересными для покупателя. Если говорить о проекте в целом, то и мы, и партнеры данным опытом довольны. Буквально на днях встречались с ними на выездной сессии и решили, что будем продолжать сотрудничество. В планах открыть в Якутии еще 35–40 магазинов. Мы знаем, что нужно сделать, чтобы наша экономика в этом сложном регионе становилась еще более правильной.
Фото: Ольга Крыкова / Retail.ru
– Если говорить о сети в целом, то какие категории товаров сейчас показывают самые высокие темпы роста?
– Больше всего сейчас растет категория готовой еды. И это тот тренд, который, наверное, в ближайшие годы будет продолжать развиваться. Мы в него очень верим. Инвестировать в это направление мы начали еще в 2021 году. На сегодняшний день уже более половины наших магазинов оснащены пекарнями и кофе-пойнтами. И мы рассчитываем, что к концу 2025-го – началу 2026 года оснастим ими все магазины.
Также мы значительно расширили предложение по готовой еде. Я считаю, что сейчас у нас отличный выбор блюд для завтраков и обедов, наши комбо-предложения также пользуются популярностью. Как уже неоднократно говорилось на многих площадках, растет поколение, которое не очень любит готовить. Плюс скорость жизни стала более высокой. И все хотят видеть недорогие варианты готовой еды, которые мы и стараемся дать покупателю.
– Как вы сейчас выстраиваете ассортимент данной категории: ориентируетесь на спрос или стараетесь его предугадать, предлагая покупателю что-то новое?
– Конечно, мы в первую очередь ориентируемся на тренды. Если какое-то направление кажется нам перспективным, то мы начинаем больше в него инвестировать. Но, с другой стороны, ассортиментную матрицу в конкретных точках мы выстраиваем, исходя из потребностей покупателей. Например, кофе традиционно больше покупают в первой половине дня. И если где-то мы наблюдаем очень высокий спрос – там ставим вторую кофемашину. Или, допустим, сейчас становятся популярными перекусы. И мы стараемся ставить на витрину с готовой едой не только салаты или второе, то и те блюда, которые можно съесть «на ходу».
– Параллельно с «Пятёрочкой» сейчас активно развивается сеть дискаунтеров «Чижик». Как ведет себя покупательская аудитория этих сетей, учитывая, что цены на продукты продолжают расти? Эффект каннибализации ощутили?
– Да, «Чижик» сейчас на слуху, сеть развивается активно, в прошлом году открылось более тысячи магазинов. Конечно, мы ощущаем их присутствие. И, конечно, каннибализация есть. Но это рынок. Не мы говорим покупателю, как нужно себя вести, а покупатель диктует нам, какими нужно быть.
При этом как X5 Group мы видим, что суммарно мы сейчас зарабатываем гораздо больше, чем было до появления этого формата. Это говорит о том, что мы привлекаем с рынка дополнительных покупателей, которые ранее к нам не приходили или приходили, но не так часто. Для кого-то важен выбор товара и сервисные предложения, а кому-то важна цена. Так что задача всех форматов X5 – как можно шире давать предложения потребителю и оставаться интересными с точки зрения цены.
– На чем в ближайшее время будет фокусироваться ваша команда?
– Главным фокусом будут люди. Сейчас на рынке сложился дефицит персонала. С этим сталкиваемся не только мы, но и все отрасли. Поэтому мы будем работать над тем, чтобы набирать более качественные кадры и удерживать их.
Во-вторых, будем работать над автоматизацией, роботизацией и прочими вещами, чтобы при развитии сети и открытии новых магазинов не нужно было в такой же пропорции увеличивать количество новых сотрудников.
В-третьих, будем работать над развитием онлайна. Наша задача – давать возможность клиентам совершать быстрые заказы, получать качественные продукты и, соответственно, хороший сервис, при этом постепенно делать онлайн более прибыльным. И, конечно, мы будем продолжать инвестировать в категорию готовой еды. Это направление, мне кажется, находится в самом начале пути развития. И кто знает, возможно, через несколько лет наши магазины вообще будут выглядеть по-другому.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?