Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Владимир Садовин: «Я не экстремал онлайна и не верю, что мир не будет прежним»
Пандемия изменила покупательское поведение, но не кардинально, и как только ситуация нормализуется, привычные потребительские модели вернутся, люди выйдут на офлайн-шопинг, уверен совладелец сети кулинарных студий Culinaryon и экс-президент сети «Азбука вкуса» Владимир Садовин, высказавший свое мнение на онлайн-дискуссии РБК Pro.
Онлайн – вынужденная мера. Пока наблюдается изменение поведения потребителей в моменте, потому что изменились внешние обстоятельства, из-за которых люди стали сидеть дома, боятся выходить на улицу, больше думают о здоровье, не имеют возможности путешествовать. Но это тактические изменения, стратегических изменений в поведении я не вижу. Я не экстремал онлайна и не верю в модное выражение «Мир уже никогда не будет прежним». Он будет нормальным. Таким же, каким был до пандемии.
Люди – существа социальные, сейчас нам больше всего не хватает именно социализации, а офлайн-шопинг – одна из ее форм.
Мой бизнес – международная сеть кулинарных развлекательных студий Culinaryon – стопроцентно построен на общении. Люди приходят в студию отмечать праздники, проводить тимбилдинги и прочее. Сейчас мы вынуждены даже детские дни рождения проводить онлайн, но неужели кто-то верит, что люди так и останутся общаться в виртуальной реальности? Да никогда! Конечно, пока у нас есть ограничения, наложенные властями и контролирующими органами, могут быть экономические ограничения, связанные со снижением доходов, но как только все нормализуется, люди вернутся к своим привычкам.
Люди нуждаются в эмоциях, а далеко не все эмоции можно получить через интернет. Покупка продуктов питания – это тоже эмоции. Ты же должен посмотреть рыбе в глаза, прежде чем ее купить и съесть, а не просто выбирать по картинке в интернете.
До сих пор во всем мире примерно 90–92% торговли происходит в офлайне. И за 2 месяца онлайн-торговля не может вырасти до 50%. Такого не бывает. Для этого должно смениться поколение.
Да, онлайн-продажи продуктов, конечно, выросли, но это произошло вынужденно. Как только ситуация нормализуется, мы считаем, половина этого прироста отвалится. Остальные покупатели вернутся в офлайн.
Есть услуги и технологии, которым карантин дал дополнительный импульс, например, в разы выросла востребованность срочной доставки.
Услуги, которые доставляют потребителю удовольствие, останутся в портфеле компаний и будут развиваться, а от того, что внедрялось как вынужденная мера, через силу, быстро откажутся.
Что покупают? Говорят, что люди стали больше заботиться об укреплении иммунитета и вроде как, должны бы увеличиваться продажи продуктов ЗОЖ, но почему-то продажи алкоголя выросли больше, чем продажи еды. Думаю, это происходит из-за того, что рестораны закрыты, но люди продолжают поддерживать привычное качество жизни у себя дома.
Выявились неожиданные тренды, например, упал спрос на готовую еду, хотя мне казалось, что он наоборот, должен вырасти. Но сейчас люди не доверяют готовой еде, хотят готовить сами. Поэтому и рестораторы зря надеялись на доставку готовых блюд – она не пошла, чуть выросла, но быстро остановилась.
Зато увеличился спрос на свежие продукты и на бытовую технику, которая уже казалась умирающим сегментом, – хлебопечки, соковыжималки, блендеры, мультиварки. Поэтому компании, которые смогли быстро адаптироваться под этот спрос, сняли пенки.
Производственный процесс продолжается. Кризис показал, кто чего стоит и насколько эффективно может работать человек в стрессовом режиме.
Сейчас рынок труда, как бы кощунственно это ни звучало, расширился, и есть возможность выбирать людей более профессиональных и устойчивых на замену тем, кто не справился. Появилось больше возможностей для ротации команды с точки зрения повышения эффективности.
Офисы компаний перешли на удаленку, а в таком режиме все работают по-разному – одни более собранно, другие расхолаживаются, организация работы зависит от корпоративной культуры и стиля менеджмента. Я знаю компанию, где от сотрудников требуют с утра сидеть перед экранами в офисных рубашках и галстуках, чтобы чувствовать себя на работе. На мой взгляд, не важно, как человек одет, главное, чтобы выполнял свои задачи.
В новых условиях появились новые технологии корпоративного общения, вплоть до онлайн-дегустаций продуктов. Поставщики должны развести продукты всем по домам, чтобы потом мы их пробовали и высказывали свое мнение.
Перешли в онлайн и корпоративные вечерники, позволяющие людям чувствовать себя в команде, сопричастными к бизнесу. Одни сотрудники тяжело переживают стресс, другие находятся в драйве, к персоналу должен быть индивидуальный подход, не рекомендовал бы всех грести под одну гребенку.
Валерия Миронова, Retail.ru
Почитайте также:
Владимир Емельяненко, «Лама»: «В ближайший квартал начнется ценовая бойня»
Nielsen: Как COVID-19 изменит рынок FMCG?
Ритейл в посткоронавирусную эпоху
Руслан Исмаилов, «Магнит»: «Пандемия не остановила развитие сети»
Ярослав Шиллер, «Слата»: «Число онлайн-заказов выросло на 400%, стратегические запасы – на 300%»
Perekrestok.ru: спрос вырос в 3 раза
Как удаленно контролировать работу розничного магазина и запасы товара?
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?