Декоративное изображение
11 581

Поделиться

Владимир Садовин: «Я не экстремал онлайна и не верю, что мир не будет прежним»

Пандемия изменила покупательское поведение, но не кардинально, и как только ситуация нормализуется, привычные потребительские модели вернутся, люди выйдут на офлайн-шопинг, уверен совладелец сети кулинарных студий Culinaryon и экс-президент сети «Азбука вкуса» Владимир Садовин, высказавший свое мнение на онлайн-дискуссии РБК Pro.

Садовин Владимир Альбертович

Онлайн – вынужденная мера. Пока наблюдается изменение поведения потребителей в моменте, потому что изменились внешние обстоятельства, из-за которых люди стали сидеть дома, боятся выходить на улицу, больше думают о здоровье, не имеют возможности путешествовать. Но это тактические изменения, стратегических изменений в поведении я не вижу. Я не экстремал онлайна и не верю в модное выражение «Мир уже никогда не будет прежним». Он будет нормальным. Таким же, каким был до пандемии.

Люди – существа социальные, сейчас нам больше всего не хватает именно социализации, а офлайн-шопинг – одна из ее форм.

Мой бизнес – международная сеть кулинарных развлекательных студий Culinaryon – стопроцентно построен на общении. Люди приходят в студию отмечать праздники, проводить тимбилдинги и прочее. Сейчас мы вынуждены даже детские дни рождения проводить онлайн, но неужели кто-то верит, что люди так и останутся общаться в виртуальной реальности? Да никогда! Конечно, пока у нас есть ограничения, наложенные властями и контролирующими органами, могут быть экономические ограничения, связанные со снижением доходов, но как только все нормализуется, люди вернутся к своим привычкам.

Люди нуждаются в эмоциях, а далеко не все эмоции можно получить через интернет. Покупка продуктов питания – это тоже эмоции. Ты же должен посмотреть рыбе в глаза, прежде чем ее купить и съесть, а не просто выбирать по картинке в интернете.

До сих пор во всем мире примерно 90–92% торговли происходит в офлайне. И за 2 месяца онлайн-торговля не может вырасти до 50%. Такого не бывает. Для этого должно смениться поколение.

Да, онлайн-продажи продуктов, конечно, выросли, но это произошло вынужденно. Как только ситуация нормализуется, мы считаем, половина этого прироста отвалится. Остальные покупатели вернутся в офлайн.

Есть услуги и технологии, которым карантин дал дополнительный импульс, например, в разы выросла востребованность срочной доставки.

Услуги, которые доставляют потребителю удовольствие, останутся в портфеле компаний и будут развиваться, а от того, что внедрялось как вынужденная мера, через силу, быстро откажутся.

Что покупают? Говорят, что люди стали больше заботиться об укреплении иммунитета и вроде как, должны бы увеличиваться продажи продуктов ЗОЖ, но почему-то продажи алкоголя выросли больше, чем продажи еды. Думаю, это происходит из-за того, что рестораны закрыты, но люди продолжают поддерживать привычное качество жизни у себя дома.

Выявились неожиданные тренды, например, упал спрос на готовую еду, хотя мне казалось, что он наоборот, должен вырасти. Но сейчас люди не доверяют готовой еде, хотят готовить сами. Поэтому и рестораторы зря надеялись на доставку готовых блюд – она не пошла, чуть выросла, но быстро остановилась.

Зато увеличился спрос на свежие продукты и на бытовую технику, которая уже казалась умирающим сегментом, – хлебопечки, соковыжималки, блендеры, мультиварки. Поэтому компании, которые смогли быстро адаптироваться под этот спрос, сняли пенки.

Производственный процесс продолжается. Кризис показал, кто чего стоит и насколько эффективно может работать человек в стрессовом режиме.

Сейчас рынок труда, как бы кощунственно это ни звучало, расширился, и есть возможность выбирать людей более профессиональных и устойчивых на замену тем, кто не справился. Появилось больше возможностей для ротации команды с точки зрения повышения эффективности.

Офисы компаний перешли на удаленку, а в таком режиме все работают по-разному – одни более собранно, другие расхолаживаются, организация работы зависит от корпоративной культуры и стиля менеджмента. Я знаю компанию, где от сотрудников требуют с утра сидеть перед экранами в офисных рубашках и галстуках, чтобы чувствовать себя на работе. На мой взгляд, не важно, как человек одет, главное, чтобы выполнял свои задачи.

В новых условиях появились новые технологии корпоративного общения, вплоть до онлайн-дегустаций продуктов. Поставщики должны развести продукты всем по домам, чтобы потом мы их пробовали и высказывали свое мнение.

Перешли в онлайн и корпоративные вечерники, позволяющие людям чувствовать себя в команде, сопричастными к бизнесу. Одни сотрудники тяжело переживают стресс, другие находятся в драйве, к персоналу должен быть индивидуальный подход, не рекомендовал бы всех грести под одну гребенку.

Валерия Миронова, Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами