Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Владимир Леонов, «АМТ-ГРУП»: «Все глобальные сети в обозримом будущем перейдут на SD-WAN»
Решение SD-WAN как будто специально создано для ритейла, которому необходимо быстро разворачивать новые точки продаж, менять локации, запускать сервисы и использовать надежные, но недорогие каналы связи. По мнению технического директора компании «АМТ-ГРУП» Владимира Леонова, в ближайшие два года ожидается лавинообразное увеличение проектов по внедрению SD-WAN, потому что это естественный шаг к более высокому уровню управления, упрощению бизнеса и экономии средств.
– Когда говорят о технологии SD-WAN, ссылаются на Запад и глобальные компании. Почему это решение до сих пор не получило широкого распространения на российском рынке?
– Самая большая проблема SD-WAN в России – маркетинговое название технологии. Изначально, когда появились идеи построить умные сети будущего, этим сетям дали маркетинговое название SD-WAN. За долгие годы развития все привыкли относиться к SD-WAN как к технологии светлого будущего, и когда решения стали появляться на рынке, их воспринимали как нечто незрелое. Если бы производители просто предлагали построить распределенную сеть передачи данных с усовершенствованной системой управления, SD-WAN внедрялся бы гораздо проще, к обоюдной выгоде поставщиков и заказчиков. Новизна хороша при продаже телефонов, когда каждый год выпускается новая флагманская модель, а когда компаниям жизненно необходима надежность передачи бизнес-данных, к новым технологиям поначалу относятся очень осторожно.
Сейчас на рынке уже есть проверенные надежные решения, но, в силу привычки, к SD-WAN продолжают относиться как к незрелой технологии. Понемногу ситуация меняется. Крупные компании тестируют решения SD-WAN. В России появляются первые проекты внедрения.
Важно понимать, что SD-WAN – это не революция, а естественная эволюция сетей: традиционные производители используют привычные всем маршрутизаторы, только добавляют к ним более умную и гибкую систему управления.
Одним из основных драйверов модернизации сетей является устаревание железа, и в этом случае переход на новый уровень становится естественным. Думаю, все глобальные сети в обозримом будущем перейдут на SD-WAN.
– Какие проблемы призвана решить новая система управления, как ее внедрение может упростить жизнь ритейлеров?
– Ритейлеру важно уметь быстро подключать точки продаж, потому что без надежной связи невозможно начать торговлю и обслуживание покупателей. Допустим, открывается магазин, или, наоборот, закончился договор аренды, или же появилось более выгодное предложение по локации, – нужно уметь быстро развернуть сеть на новой площадке. В масштабах крупной территориально распределенной компании такими процессами управлять очень сложно, и обычно на развертывание сети связи тратится много времени.
SD-WAN помогает очень быстро настроить сетевое оборудование за счет технологии zero touch deployment – «запуск в ноль касаний». Происходит это так: на площадку привозится коробка с маршрутизатором, который подключается к электропитанию и сети интернет. Маршрутизатор сам связывается с центральным контроллером SD-WAN, загружает нужные параметры конфигурации и начинает работать.
Не требуется присутствие инженера, процесс ввода оборудования в строй занимает несколько минут.
Если нужно будет расширить канал, изменить параметры качества обслуживания, политики информационной безопасности и прочее, то не потребуется выезда инженера или удаленного подключения. Все можно сделать из центрального офиса, управляя сотнями и тысячами устройств одновременно. Например, изменилась политика доступа – меняются настройки центральной системы управления, и система автоматически рассылает информацию по всем устройствам.
Вторая проблема, которую помогает решать SD-WAN, – дорогие VPN-каналы.
Для надежных каналов связи с гарантированным SLA требуется арендовать каналы у оператора VPN. А это время и деньги: заключается договор на оказание услуги, провайдер тянет свои кабели до точки присутствия, затем устанавливает свое оборудование. Такая услуга стоит гораздо дороже, чем каналы интернет.
Фото: Prostock-studio/shutterstock
– Возможно, тянут кабели, потому что VPN считают более надежными, а ритейлеру жизненно важна стабильность связи?
– Интернет-каналы в России относительно качественные, поэтому можно обходиться только ими. У нас быстрый, стабильный и один из самых дешевых в Европе интернет. Тем, кому нужна высокая надежность, достаточно двух каналов от разных провайдеров. Вероятность того, что они оба выйдут из строя, стремится к нулю.
При этом интернет-каналы имеют более широкую полосу пропускания, чем VPN от провайдеров связи, а стоят ощутимо дешевле.
В решениях SD-WAN встроена автоматическая система, которая мониторит качество каналов через интернет и, если один начинает деградировать, перебрасывает трафик на другой канал.
При этом пользователи даже ничего не заметят, и приложения продолжат работать в обычном режиме. Когда арендуется VPN у оператора связи, качество мониторят инженеры оператора, и за эти услуги надо платить. При использовании SD-WAN за качеством следит сама система и делает это бесплатно.
– Повлияла ли новая реальность, вызванная пандемией, на рост актуальности внедрений SD-WAN?
– Коронакризис резко ускорил развитие некоторых процессов. Например, на рынке торговой недвижимости появилось множество предложений по аренде, и предприятие имеет возможность выбирать, где и когда выгоднее арендовать помещение. При этом переезд не должен быть проблемой. Можно даже сказать – переезд может стать новой нормой, позволяющей оптимизировать затраты и повысить прибыль. SD-WAN убирает проблемы, связанные с переносом сетевой инфраструктуры на новое место.
Вторая тенденция реальности – это увеличение популярности облачных сервисов. Об этом, в частности, свидетельствует рост котировок компаний Amazon (облако AWS) и Microsoft (облако Azure), которые в пандемию стали стоить гораздо больше, чем до нее. Многие сегодня работают из дома, используя при этом облачные сервисы. Поэтому производители SD-WAN оптимизируют свои системы как для интеграции с публичными облаками, так и для поддержки популярных облачных сервисов (например Office 365).
Третья тенденция – удаленная работа сотрудников компаний. Меняется поток трафика: если раньше основной поток информации шел из офиса компании, то теперь работники территориально распределены, и все данные идут через интернет. SD-WAN учитывает возможность удаленного подключения к сети большого количества пользователей. Так как удаленная работа связана с рисками утечки информации, многие вендоры добавляют в свои решения встроенные продукты информационной безопасности.
На Западе SD-WAN особенно ценят именно за всеобъемлющие решения по информационной безопасности – гибкие, с мощным функционалом управления. В них есть все, что важно ритейлеру, – разные типы шифрования, стойкие алгоритмы управления политиками безопасности. При этом политики настраиваются централизованно – достаточно в интерфейсе поставить галочку, и настройки разлетятся на все устройства.
– Сколько точек должно быть у сети, чтобы ей был интересен SD-WAN?
– Целевая аудитория этой технологии — ритейлеры с территориально распределенной сетью любого размера.
– Как быстро окупятся затраты на внедрение и от чего зависит срок окупаемости?
– Крупных капитальных затрат на внедрение SD-WAN не требуется, это обычная модернизация сети. Инвестиции окупаются точно так же, как на любую другую сеть связи, и даже значительно быстрее, так как технология обладает рядом дополнительных преимуществ. Получается значительная экономия на эксплуатации, развертывании сети и использовании полосы пропускания.
Фото: Lucia Romero/shutterstock
– Насколько насыщен рынок поставщиков технологии, высока ли конкуренция на рынке SD-WAN?
– В мире насчитывается порядка 50 поставщиков технологии SD-WAN, но многие из них – стартапы, которые, скорее всего, будут поглощены другими игроками. Лидеры сетевого рынка, такие как Cisco, Huawei, Juniper, имеют зрелые, проверенные опытом решения. Они изначально развивали сети связи и затем добавили к своим маршрутизаторам более совершенную систему управления.
– На что рекомендуется обращать внимание при выборе поставщика решения?
– Для ритейла важно, чтобы цена развертывания сети была низкой. Платить за крупный филиальный маршрутизатор enterprise-класса для небольшой торговой точки нецелесообразно. Вопрос выбора – кто из поставщиков предложит дешевое и надежное устройство.
Надо учесть, что покупкой оборудования все не ограничивается, очень важна техническая поддержка. Поэтому при выборе вендора следует обращать внимание на наличие техподдержки на русском языке и складов с оборудованием для замены оборудования по системе next business day – сегодня сообщили о проблеме, завтра уже привезли новое оборудование и заменили вышедшее из строя.
Рекомендуем выбирать традиционных поставщиков сетевых решений, имеющих опыт работы в России и соответствующую региональную инфраструктуру. Вряд ли ритейлу выгодно содержать большой штат инженеров, способных общаться с техподдержкой на английском языке.
– Почему большое количество западных компаний выбирают решение Cisco?
– При модернизации своих сетей заказчики обычно предпочитают покупать оборудование того же производителя. IDC в своем исследовании по итогам 2019 года отмечает, что на рынке корпоративных роутеров доля Cisco превышает 37%. Как мы видим, распространенность решений Cisco в корпоративных сетях довольно велика. Поэтому нет ничего удивительного в том, что при переходе на технологию SD-WAN компании «остаются верны» этому вендору. Тем более что этот производитель одним из первых сфокусировал свое внимание на развитии технологии программно-определяемых сетей.
Сегодня решения Cisco SD-WAN используют 70% крупнейших мировых компаний из списка Fortune-100, в том числе такие компании, как GAP, H&M, US Foods, и другие. По данным Gartner, SD-WAN решение Cisco развернуто у более чем 30 000 заказчиков. У их ближайшего конкурента – 9000 внедрений.
Это решение активно используют ритейлеры. Например, сеть автозаправок с минимаркетами Circle K, имеющая 15 тыс. разных локаций, в 2018 году начала переводить все свои объекты на SD-WAN и подключала по 500 точек в месяц. При использовании обычных технологий такая скорость подключения нереальна.
Cisco имеет в своем портфолио небольшие и недорогие маршрутизаторы с поддержкой всех основных функций. Как часть пакетного решения используется оптимизация трафика, что тоже важно в условиях кризиса. При этом поддерживается гибридный режим работы – у ритейлера не возникает потребности менять сразу все оборудование, можно переводить сеть на SD-WAN постепенно.
Фото: Zapp2Photo/shutterstock
– Чем интегратор может помочь при внедрении?
– «АМТ-ГРУП» одним из первых в РФ стала тестировать решения SD-WAN, сравнивать продукты разных производителей. У нас есть собственная лаборатория и накоплен большой опыт в области этих решений. Пристально следим за развитием рынка, даем разработчикам обратную связь от наших инженеров и заказчиков, на основании которой вендоры дорабатывают свои решения, дополняют функциональность, добавляют новые возможности. Например, многим заказчикам требовалась поддержка IP-телефонии, которой не было в первых линейках оборудования и которая появилась сейчас у вендоров – в частности, у компании Cisco есть возможность демонстрации технологии в своей виртуальной лаборатории, но организовать такую демонстрацию можно только через партнера, в том числе через нашу компанию. Мы также можем сделать тестовый запуск в своей лаборатории, показать, как что работает, или запустить небольшой пилот – частичное внедрение для проверки работы тех или иных процессов.
В целом, основываясь на требованиях конкретного заказчика, мы как интегратор помогаем выбрать архитектуру, производителя SD-WAN и, что самое важное для конечного результата, совместно с заказчиком и производителем решения разрабатываем наиболее оптимальную и безопасную стратегию миграции, занимаемся отладкой комплексного решения. Этой стадии проекта необходимо уделять максимум внимания.
Девиз «АМТ-ГРУП»: «Бизнес – это люди», у нас работают опытные эксперты. Один из наших инженеров по итогам 2019 года признан Cisco «Чемпионом SD-WAN» – одним из лучших сотрудников в России среди всех партнеров.
– Когда, по вашим прогнозам, технология заработает в российском ритейле?
– Розничным сетям SD-WAN подходит идеально. В качестве причин – и необходимость в быстром развертывании, и использование недорогих каналов, и отсутствие квалифицированного персонала на местах. SD-WAN как будто специально придуман для ритейла. Поэтому мы рекомендуем нашим заказчикам при устаревании оборудования или подключении новых площадок переходить на SD-WAN.
Думаю, в ближайшие два года можно ожидать лавинообразное увеличение проектов по внедрению SD-WAN. На Западе первые пилотные внедрения начались 3–4 года назад, а потом пошли массово. Такой же сценарий мы ожидаем и в России.
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?