Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Владелец украинской сети супермаркетов "Фуршет": Я – Баленко. Вы меня знаете?
Почему на полках супермаркетов чай одной марки продается постоянно, а другой – нет, йогурты одного производителя всегда стоят на видном месте, а другие спрятаны? Почему вечером надо выстоять часовую очередь, а в магазине работает только три из десяти касс?
«24» спросила об этом Игоря Баленко – владельца одной из крупнейших торговых сетей страны «Фуршет». Для чистоты эксперимента корреспондент «24» прошлась с ним по одному из магазинов сети.
Для прогулки по собственным владениям был выбран «Фуршет» неподалеку от метро «Вокзальная».
«Эй, не положено…», – кричит растерянный охранник фотографу после первого же сделанного кадра.
Спокойствие Баленко несколько нарушилось, он слегка замялся, но, не обращая внимания, продолжил рассказывать о магазине. Неугомонный охранник все же догнал нас.
«Добрый день. Мое имя Баленко. Знаете?» – тихонько говорит охраннику, пожимая ему руку и отводя в сторону. «Добрий день… А що він фотографує?» – уже на полтона ниже переспрашивает молодой человек из наемной службы охраны. По изменению выражения лица и неловкой улыбке становится ясно: он все-таки вспомнил, кто такой Баленко.
«15 тыс. человек. Нанимаем охрану, которая работает абсолютно автономно от коллектива. Они могут каждый день меняться: сегодня охраняют «Фуршет», а завтра кого-то другого», – оправдывается перед нами владелец магазина.
«24»: Каковы функции наемных охранников?
Игорь Баленко: Смотрят, чтобы никто не воровал.
Многие покупатели воруют?
Да. В день задерживаем около 100 человек по всей сети. Наше законодательство слишком лояльно.
А как воруют?
По-разному… Проносят, и в карманах, и так (за пазухой. – «24»). Это целая система. Профессионалы в этом деле умеют проносить (смеется).
Расскажите, по какому принципу расставляется товар на полках?
Этим занимаются концептологи. Они предлагают систему расстановки мебели с товаром так, чтобы покупателю было удобно: чтобы самое необходимое находилось на самом удобном месте. Случается, что даже перемещение товара с одной полки на другую уменьшает или увеличивает продажи.
А какая полка самая лучшая?
На уровне взгляда – на нижней полке взгляд не останавливается. Люди, как правило, смотрят прямо перед собой. Поэтому поставщики борются за эти полки.
Какие аргументы должен привести ваш поставщик, чтобы его товар попал на лучшие полки?
Есть разные варианты. Можем, например, потребовать от поставщика дополнительной скидки.
Это и есть плата за вход?
Плата за вход – это снижение цены товара. Например, мы берем ее при продаже, скажем, пластмассовых ведер. За счет этих средств мы можем снизить цену на социально значимые продукты – к примеру, молоко.
Поставщик тогда остается в нуле?
Нет, ну почему в нуле? Производитель никогда не будет в нуле.
Как координируется работа с поставщиками?
Ведется централизованная закупка товаров в магазины. Менеджеры по закупкам находятся в центральном офисе, а директор отдельного магазина дает им свои рекомендации – что им нужно закупить. Менеджер по закупкам уже формирует эти заказы.
Наверное, менеджеры по закупкам у «Фуршета» – очень обеспеченные люди, которые решают, что пойдет, а что не пойдет?
Вы знаете, меня тоже всегда беспокоил этот вопрос. Но за все время работы нашей сети, могу сказать, что ни один менеджер не был уличен в чем-то таком… Я не отрицаю, что такое может быть. Люди все-таки остаются людьми.
Вы сами какие продукты покупаете, например, из молочных?
Предпочитаю кефир.
Проходим мимо хлебного отдела. В больших корзинах хлеб навален кучей, не упакован в полиэтиленовые пакеты.
Вот хлеб у вас лежит без пакетов – это же неправильно?
Во-первых, он распродается.
Но каждый норовит его потрогать руками – это сотрудники не доглядели?
Скажите, вы помните советские хлебные магазины? Там никогда не было никаких пакетов. В этом и заключается, прежде всего, привлекательность. Когда человек видит, чувствует, может услышать запах, он по-другому относится к продукту, он в него верит. А вот пакетированный хлеб – может быть хороший внешне, а внутри нет. К тому же, по ГОСТам упаковывать хлеб в пакеты вовсе не обязательно.
Значит, ваши сотрудники не ошибаются?
Бывает, конечно. Ведь сколько лет работают магазины с таким потоком людей! Мелкие недосмотры будут обязательно.
Планируете в столице открывать новые супермаркеты?
В Киеве есть проблема высокой стоимости земли.
Но ведь вы владелец большого количества недвижимости в Киеве…
Все, что есть, уже открыли.
От хлебного мы неспеша передвигаемся к кондитерскому отделу. Рядом со сладким стоят холодильники с рыбой и мясными изделиями.
Какие сладости любите?
Вот, зефир.
А сосиски? Говорят в них много консервантов…
Так всегда говорят. Но это только разговоры. На деле, у нас никогда не проверяют продукты и сырье, из которого они были произведены. Я уже думал о том, что мы продаем продукт, но что в нем находится – неизвестно, это никто не контролирует.
Надо знать всю историю производства – от поля и до прилавка. Вот огурец – выглядит, как огурец. Но его ж никто не проверяет на выходе с поля! Не припомню ни одного случая, когда бы уничтожался урожай из-за наличия в нем пестицидов. В супермаркете легче всего продукт проверить – прийти, взять пробу и уйти. А вы снимите этот продукт с поля, с земли. Нужно контролировать.
Подходим к кассам. Особенностью «Фуршетов» является то, что зачастую из десяти касс работают всего лишь две.
Почему так происходит? Неужели нельзя набрать больше кассиров?
Такие проблемы возникают во время пересменки. Мы всегда учитываем потоки клиентов, но иногда они бывают неожиданными. Мы не можем каждый день учесть. Например, поток меняется в зависимости от праздников или погоды.
А почему, например, в McDonald’s быстро обслуживают и люди улыбаются, а ваши кассиры и нагрубить могут?
В McDonald’s выше оплата труда – зарплаты выше, совсем другая система продаж: это ж все-таки ресторан, а там всегда выше наценки, отсюда и возможность заплатить больше. Мы всегда работаем на очень низкой наценке, поэтому экономить приходится на всем.
Словно в подтверждение собственной приверженности экономному стилю, Игорь Баленко согласился после обхода супермаркета продолжить разговор с корреспондентом 24 в ближайшей привокзальной закусочной...
Справка:
Сеть супермаркетов «Фуршет» – вторая по величине после Fozzy Group (магазины «Сильпо», «Фора», Fozzy) в Украине.
По состоянию на середину августа, она насчитывала 100 магазинов по всей стране. Компания также работает в Молдове.
По итогам 2007 г. товарооборот «Фуршета» составил $830 млн.
В этом году сеть намерена увеличить товарооборот на 56,6% до $1,3 млрд.
63,24% акций ЗАО «Фуршет» принадлежит зарегистрированной в Лондоне компании Anthousa Limited, 17,26% – физическим лицам-резидентам Украины. Глава наблюдательного совета ЗАО «Фуршет» Игорь Баленко не скрывает, что британскую Anthousa Limited контролирует он.
Биография:
Игорь Баленко, 49 лет.
В 1984-м окончил Киевский институт иностранных языков, получил диплом по специальности «преподаватель французского языка». Работать начал еще в студенческие годы, рабочим в фирме «Рассвет». Потом начал заниматься торговлей.
Первый собственный бизнес – валютные магазины. Когда их работу запретили, появилась идея строить магазины с украинскими поставщиками. Такой первый магазин «Фуршет» в современном формате открылся на Подоле в 1991 г. Чуть позже начал скупать недвижимость – закрывающиеся и банкротящиеся заводы. Сейчас на площадях, принадлежащих Баленко, открыт гипермаркет Auchan, торговый центр «Променада».
Также Баленко – владелец двух ресторанов в Киеве. Журнал «Фокус» в прошлом году оценил состояние владельца торговой сети в $632 млн. Женат на певице Ассии Ахат. Трое детей.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.