Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Виталий Дырдасов, 5Post: «В 2022 году количество доставок в постаматы увеличилось на 14% по сравнению с 2021 годом»
Компания X5 Group в поисках способов привлечения покупателей начала предлагать разные сервисы, в том числе размещать в магазинах постаматы. Эта услуга стала популярной, и тогда ритейлер решил, что она может быть больше, чем просто сервисом, генерирующим трафик, и решил создать отдельный бизнес. Так появилась компания 5Post. Сейчас она доставляет посылки AliExpress, «Беру», Ozon, «М.Видео-Эльдорадо», «Билайн», DNS, Wildberries и многих других магазинов и маркетплейсов. Место получения посылки – «Пятёрочки» и «Перекрёстки». О том, как сегодня работает сервис доставки, рассказал Виталий Дырдасов, управляющий директор 5Post.
– Когда была образована компания и как она развивалась?
– Как отдельная бизнес-единица мы стартовали в июле 2019 года, когда были подключены первые партнеры и произошли первые отправки заказов покупателям. Проект по доставке прошел все этапы утверждения в X5 Group, приобрел свое первое название 5Post и четко определился с позиционированием на рынке. Товар выдавали через постаматы, а затем было принято решение использовать для выдачи кассы магазинов. Это позволило масштабировать сеть пунктов выдачи.
2020–2021 годы были основными периодами активного роста и одновременного формирования бизнес-модели 5Post. В начале 2020 года сервис доставил миллионный заказ. Помимо традиционных партнеров AliExpress, «Беру», Ozon активно начали развиваться отношения с «М.Видео-Эльдорадо», «Билайн», DNS, Wildberries и другими партнерами.
Наличие уникальной, эффективной бизнес-модели, условия пандемии, сформированная сеть из более 9500 точек выдачи помогли сервису 5Post кратно вырасти в количестве заказов.
В апреле 2021 года 5Post запускает доставку онлайн-гипермаркета Vprok.ru – два перспективных быстрорастущих сервиса онлайн-доставки X5 Group помогли друг другу масштабироваться.
В 2021 году вышло мобильное приложение 5Post, которое призвано помогать отслеживать статус отправлений и управлять доставкой своих посылок.
В сентябре 2021 года пункты выдачи заказов появились в торговой сети «Перекрёсток». На этом примере мы протестировали возможность масштабировать наш сервис на любую торговую сеть.
– Что собой представляет структура компании 5Post в настоящее время? Какое последнее изменение было знаковым?
– 5Post – это самостоятельный бизнес в составе X5 Group, в котором присутствуют все основные департаменты для операционной деятельности и развития.
За последнее время в структуре компании произошли изменения, а именно – сделан упор на работе с небольшими интернет-магазинами. Для этого мы провели ряд структурных изменений, включая активное расширение отдела продаж для работы со средним и малым бизнесом, а также провели некоторые кадровые перестановки в департаменте логистики для усиления фокуса на участке первой мили.
– Какую бизнес-модель вы выбрали?
– Бизнес-модель 5Post основана на доутилизации попутной логистики и магазинов торговых сетей X5 Group. Это дает нам конкурентное преимущество по себестоимости доставки, качеству точек выдачи на последней миле по сравнению с традиционными курьерскими компаниями и позволяет иметь высокую надежность, так как логистика X5 работает 24/7, 365 дней в году.
– Сколько магазинов подключено к доставке, на каких условиях они работают с 5Post?
– На данный момент количество действующих партнеров 5Post приближается к 300, причем 154 из них подключили к сервису в 2022 году. Мы предлагаем нашим партнерам быстрое заключение контракта, более 18 тысяч точек выдачи в 66 регионах России, сильную IT-инфраструктуру и логистические мощности Х5 Group и партнеров. Сильная инфраструктура и выстроенные бизнес-процессы позволяют нам регулярно поддерживать уровень удовлетворенности клиентов (NPS) выше 75%.
Наши тарифы отличаются от региона заказа и региона доставки конечному клиенту, при этом согласно исследованию Data Insight о логистике за 2022 год 5Post признан самым выгодным логистическим оператором для доставки в постаматы для малого бизнеса и одним из самых выгодных – для доставки в ПВЗ в большинстве регионов России.
– Какие сейчас есть способы получения заказов? Какие еще вы планируете развивать?
– Сейчас забрать посылку можно на кассе и в постаматах, которые расположены в магазинах «Пятёрочка» и супермаркетах «Перекрёсток», а также в партнерских пунктах выдачи заказов. Благодаря такой модели получатели могут совмещать поход за покупками с получением посылки из интернет-магазина, что делает данный формат крайне удобным для наших клиентов. Мы постоянно улучшаем клиентский опыт, в частности, в 2021 году мы внедрили QR-коды для получения заказа. В настоящее время постоянно дорабатываем собственное программное обеспечение 5Box для наших постаматов.
Дополнительно к текущим способам выдачи заказов мы предоставляем сервис drop-off (возможность самостоятельной сдачи посылок в сеть пунктов приема) и сервис клиентских возвратов. Совсем скоро наши клиенты смогут при необходимости самостоятельно оформлять возврат доставленных посылок через 5Post в интернет-магазин.
– Как устроен процесс доставки от магазина в руки конечного покупателя? Используете ли вы склады и РЦ Х5 Group или у вас есть свои?
– Мы используем попутную логистику торговых сетей X5 Group и размещаем свои сортировочные центры в рамках существующих складских площадок торговых сетей X5. Соответственно, транспорт на последней миле принадлежит X5 Group, на первой миле и магистральных перевозках мы привлекаем сторонние транспортные компании.
– Какова, по вашим оценкам, доля компании на рынке розничных логистических услуг? Какую цель вы ставите?
– 5Post – молодая компания, но уже сейчас мы входим в топ-5 логистических операторов: более 18 тысяч точек самовывоза, а по количеству посылок, по нашим оценкам, обгоняем некоторые логистические компании, которые присутствуют на рынке более десяти лет. Цель в горизонте 3–5 лет: занять одну из лидирующих позиций на рынке розничных логистических услуг.
– С какими результатами компания 5Post закончила 2022 год?
– Несмотря на изменившиеся обстоятельства на рынке, сервис 5Post смог добиться положительных результатов. Количество доставок в постаматы увеличилось на 14% по сравнению с 2021 годом. Так, только за 10 месяцев 2022 года клиенты сервиса забрали более 7,6 млн доставок через постаматы, в то время как в 2021 году таким способом было доставлено только 6,7 млн заказов. Всего же в 2022 году за первые 10 месяцев количество отправлений через сервис 5Post превысило 20 млн, а общий вес доставленных грузов превысил 18 тыс. тонн.
– Сколько заказов в день доставляется? Какова динамика заказов?
– В пики объем заказов доходил до 110 тысяч в день. Мы активно развиваемся вместе с нашими партнерами, что позволяет нам доставлять посылки в том числе во множество удаленных пунктов. В этом году, например, заключили партнерства с Lamoda, Avon и «Золотым яблоком», которые показывают отличную динамику.
– Что стало основными вызовами 2022 года для вашей компании? Как вы к ним адаптировались?
– Безусловно, 2022 год сильно отличается от 2021-го. Было два характерных периода, связанных с внешними факторами, – февраль-март и сентябрь-октябрь – периоды, когда сезонность в 2022 году очень сильно отличалась от сезонности в 2021 году. Многие люди предпочитали отложить покупки, мы видели спад в количестве посылок и не наблюдали тех коэффициентов сезонности, которые были присущи этим же периодам в прошлые годы. По состоянию на начало декабря те наши партнеры, которые работают со своей целевой аудиторией и продвигают свои площадки и товары, имеют хороший отклик у покупателей, и рост заказов аналогичен росту 2021 года. При этом, разумеется, есть покупатели, которые перешли в режим экономии, что значительно повлияло на бизнес-результаты некоторых партнеров. Также этот период стал возможностью для реализации новых сервисов, влияющих на эффективность процессов и целевых показателей, необходимых нашим партнерам, – например, нам удалось внедрить дополнительный прозвон получателей по истечении срока хранения с целью увеличения доли выкупленных заказов.
– Насколько увеличивается нагрузка на логистических операторов в новогодние праздники? Как вы к этому подготовились?
– Новый год – один из главных праздников в России, в период которого кратно увеличиваются объемы заказов через интернет-магазины, соответственно, возрастает и нагрузка на логистических операторов. К примеру, в этом году спрос на праздничные товары в ноябре в России вырос более чем в пять раз.
Наш подход к пиковому сезону заключается в подготовке IT-инфраструктуры, максимальной цифровой готовности и автоматизации бизнес-процессов, увеличении пропускной способности хабов, усилении логистических мощностей через подключение дополнительных подрядчиков и мотивации команды на всех уровнях.
– Какие уроки вы извлекаете из новогоднего пика? Приходилось ли что-то менять в структуре, исходя из этого опыта?
– Пик предновогоднего роста этого года не отличается значительно от аналогичного периода прошлого года. По опыту прошлого предновогоднего периода мы провели большую сессию с управленческой командой, благодаря чему смогли определить свои приоритеты и своевременно адаптировать бизнес-процессы под высокую нагрузку сезона 2022 года. Среди предпринятых действий был вывод дополнительного персонала, подготовка IT-инфраструктуры и усиление логистических мощностей через подключение дополнительных подрядчиков и мотивацию команды на всех уровнях.
Приоритетными направлениями в рамках подготовки к высокому сезону стали:
-
Расширение складской инфраструктуры и оптимизация топологии складских объектов.
-
Увеличение воронки партнеров, оказывающих транспортные услуги, что повлияло на сокращение стоимости стопа 1-й мили и стоимости палеты при межфилиальных перевозках.
-
Передача части трафика 1-й мили на курьерские службы для консолидации через складские мощности партнеров и минимизации транспортных средств на вход на московский хаб.
-
Повышение продуктивности и эффективности складских операций, скоуп инициатив по оптимизации и контролю. Удалось повысить продуктивность на 20%, что положительно повлияло на оборачиваемость.
-
Выравнивание входа на московский хаб с целью сокращения волатильности.
– Какие тренды рынка, по вашим прогнозам, перейдут в 2023 год?
– В первую очередь надо понять, что e-com в целом в РФ продолжает развиваться, особенно ярко рост начался с 2020 года, когда из-за пандемии кратно выросли объемы заказов из интернет-магазинов. Именно продолжения этой тенденции мы и ожидаем в следующем году. Если говорить о трендах, то стоит отметить, что, по нашим прогнозам, продолжится развитие партнерств «на последней миле» и взаимное сотрудничество интернет-магазинов и логистических сервисов. Сами же логистические операторы будут и дальше совершенствовать свои услуги с точки зрения скорости и удобства получения заказов. Особое внимание будет уделено цифровизации, автоматизации и роботизации всех элементов логистической цепочки: продвинутые CRM-системы, роботы-доставщики, умные склады и постаматы. Также продолжает меняться и география доставок: e-commerce активно развивается в регионах, именно поэтому количество логистических хабов 5Post будет увеличиваться.
И напоследок то, что мы видим через обратную связь от наших партнеров: им важна быстрая интеграция, чтобы сразу задействовать в своем бизнесе новые логистические инструменты, поэтому сервисы удобства и скорости подключения партнера продолжат улучшаться.
– К чему надо готовиться игрокам рынка в 2023 году?
– Традиционно послекризисные годы обладают высокими темпами роста. Поэтому компаниям необходимо уже сейчас подготавливать инфраструктуру бизнес-процессов. Надеемся, что все внешние негативные факторы останутся в 2022 году. Очевидным остается то, что бизнесу придется быть гибким и быстро адаптироваться к внешним изменениям рынка, и самое главное – остаться в рынке.
На наш взгляд, в 2023 году сохранится тренд на повышение операционной эффективности: крупные и средние игроки миксуют собственную доставку с аутсорсом, особенно это актуально для снижения издержек на доставку в удаленные регионы, где плотность точек ниже. Скорость доставки может временно отойти на второй план. Автоматизация логистики по-прежнему остается в фокусе внимания, так как в долгосрочной перспективе способна повысить эффективность процессов и качество предоставляемых услуг.
– Расскажите о ваших планах – на ближайший год и долгосрочных.
– У нас есть несколько ключевых направлений развития:
-
Масштабирование массовых подключений партнеров. До конца года мы успели протестировать все инструменты – оферта, drop-off, клиентские возвраты, доработки личного кабинета партнера. В 2023 году задача применить их, чтобы привлечь максимальное количество компаний малого и среднего бизнеса.
-
Развитие взаимодействия с конечными клиентами.
-
Расширение географии присутствия для более полного покрытия сервисом 5Post территории РФ.
Retail.ru
Читайте также:
Ритейл-2022: разрыв связей, уход брендов, параллельный импорт
Первый Spar Кузбасса: супермаркет для элитного района
Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»
Рашид Шамоян, «Шамса»: «Держим запас товара на 45–50 дней»
От собственной доставки к маркетплейсу: возможности развития региональной розницы
Изменения законодательства с 2023 года для организаций, ИП и граждан
Поставка в сеть на препаках: почему это выгодно и как выбрать правильную конструкцию
10 PR-трендов для брендов и компаний в 2023 году
Партнеры «Деловых Линий»: опыт организации доставки из программы «1С»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.