Читайте кейс Международная автоматизация Faberlic на «1С:ERP»
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Валерия Молоканова, «1С»: «Пришлось запускать проекты в рекордные для индустрии сроки»
За последние два года системы автоматизации ритейлеров и поставщиков претерпели значительные изменения. Одним пришлось срочно мигрировать на отечественную платформу, другим для развития внедрять систему управления новыми международными филиалами, третьим захотелось пилотировать трендовые новинки ИТ-рынка. Как отметила Валерия Молоканова, руководитель группы практик автоматизации торговли фирмы «1С», многие компании продемонстрировали готовность адаптироваться к любым условиям, а сроки запуска некоторых ИТ-проектов были максимально сокращенными.
– Как изменилось присутствие решений «1С» в ритейле за последний год?
– Решения «1С» давно и успешно используются в ритейле и долгое время конкурировали с западными продуктами. Но 2022–2023 годы для рынка автоматизации стали временем серьезных изменений. Ряд компаний были вынуждены предпринимать срочные и даже катастрофически срочные меры – в некоторых случаях отключение зарубежных систем произошло практически за день. Пришлось запускать проекты в рекордные для индустрии сроки. Сроки завершения некоторых проектов однозначно войдут в историю автоматизации.
Безусловно, очень часто выбором продуктов для таких срочных проектов становились решения на платформе «1С», поскольку они содержат в себе всю необходимую функциональность и лучше любого другого продукта помогают выполнять требования законодательства, которое у нас активно развивается, а также позволяют максимально быстро адаптировать программные продукты под уникальные бизнес-процессы предприятий.
Некоторые компании, которые не были отключены от зарубежных систем и имели возможность продолжить работу, достаточно длительное время занимали выжидательную позицию и не предпринимали резких шагов по переходу на другую ИТ-платформу, что, конечно, разумно в условиях постоянно меняющейся ситуации. Но в 2023 году многие из них пересматривали свои ИТ-стратегии, изучали рыночные продукты, соотносили свои потребности с возможностями. Поэтому в прошлом году мы наблюдали значительный рост архитектурных проектов.
Да, некоторым компаниям пришлось разумно изменить свои взгляды, но это закон: чтобы продолжать работать и развиваться и при этом оптимизировать затраты и усилия, нужно уметь адаптироваться к ситуации и выбирать наиболее выгодный вариант.
– Какие решения чаще всего выбирали компании, перешедшие на «1С» с импортных ИТ-систем?
– Крупные компании выбирали линейку продуктов «1С:ERP». Было очень много переходов на отдельные решения «1С:Зарплата и управление персоналом» и «1С:Документооборот». Ритейлеры чаще всего выбирали «1С:Управление торговлей» , потому что этот продукт хорошо подходит розничным сетям всех сегментов и дистрибьюторским компаниям.
– Есть ли уже готовые кейсы внедрений «1С» вместо импортных систем?
– Таких кейсов очень много. Например, производитель оборудования для уборки Kercher, столкнувшись с возросшими рисками утраты доступа к учетным системам немецкого разработчика, перешел на «1С:ERP Управление предприятием». Причем сделал это всего за 4 месяца.
«Алкогольная сибирская группа» заменила ERP-решение зарубежного вендора на «1С:ERP Управление холдингом» с «1С:Производство алкогольной продукции. Модуль для 1С:ERP», а для управления складом выбрала «1С:WMS Логистика . Управление складом».
Производитель бытовой химии «Эс.Си.Джонсон» мигрировал на «1С:ERP Управление предприятием». Уникальность проекта состояла в том, что до внедрения компания не только никогда не сталкивалась с программными продуктами «1С», но и в силу структурной организации не имела локальной ИТ-команды, отвечающей за адаптацию запросов бизнеса на язык «автоматизаторов». Благодаря партнеру фирмы «1С» техническая база для старта была готова за 1 месяц до планируемой даты перехода, запуск программы прошел без остановки бизнеса.
Красноярская компания «Губернские аптеки» перешла на «1С:Управление аптечной сетью 8», при этом оптимизировала процессы.
И подобных проектов было много. Каждый из них был уникальным, разработчики «1С» учитывали особенности и запросы бизнеса.
– Некоторые IT-директора говорили, что до перехода на «1С» не подозревали, сколько возможностей открывает эта система. Как вы считаете, какие решения могут стать неожиданным открытием для ритейлеров?
– Сложно говорить обо всех, так как многое зависит от технологического кругозора ИТ-руководства и его внимания к релизам. Есть компании, которые всегда отслеживают и актуальные программные продукты, и новинки, и сами приходят к нам на пилоты. Например, компания «Ламода» одной из первых пришла на пилот новейшей платформы «1С:Предприятие. Элемент», позволяющей создавать консьюмерские приложения как для бизнеса, так и для обычных пользователей. А какие-то компании раньше не рассматривали новинки и разные решения, существующие на рынке, поэтому для них многие продукты становятся новшествами.
– Эксперт, ранее работавший в «ОБИ», рассказывал, как за три недели компания полностью перешла с международных продуктов на «1С». Как такое возможно, ведь раньше системы такого уровня для больших компаний внедрялись годами?
– Да, это было экстремально быстрое внедрение. Нужно понимать, что типовая функциональность решений хоть и очень развита, но все же не может учитывать уникальные особенности каждой отдельной компании. И такой быстрый запуск стал возможен благодаря тому, что компания проявила максимальную гибкость при адаптации процессов. Запускались на типовом продукте, полностью осознавая, что до реализации конкретной специфики компании руки дойдут уже после запуска основных процессов.
В таких случаях, когда сроки максимально сжатые, очень важна готовность компании адаптироваться и принимать решения оперативно.
– Компании, привыкшие работать с иностранными вендорами, «привыкают» к функциональности и особенностям конкретного продукта. С какими запросами приходят к вам компании, которые раньше работали только на иностранном ПО?
– Все системы – разные, независимо от того, западные они или отечественные. У каждой – свои принципы построения архитектуры и автоматизации, сильные и слабые стороны.
Прийти к вендору и сказать «хотим, чтобы все было как раньше» – заведомо провальный подход.
Некоторые заказчики сетуют на то, что какие-то функции в импортных системах были для них более удобны, чем в отечественных, но они забывают, что не только стоит смотреть, какие могут быть аналогии реализации, но и создавать систему, не просто удовлетворяющую запросам бизнеса, а имеющую большую функциональность, чем было у иностранных вендоров, в силу лучшего понимания специфики, большей доступности и возможности совместной работы. Такая задача стоит перед нами, и нам предстоит вместе ее решать.
– Компания «Аскона» рассказала, что раньше работала на иностранных ИТ-решениях, а сейчас перешла по многим направлениям бизнеса на решения «1С», рассматривая и зарубежные активы. Возможно ли на «1С»-системе работать за границей, есть ли такие кейсы?
– Да, на российском ПО можно работать и за границей, для этого созданы «1C»-продукты, адаптированные под интернациональную специфику. В нашем портфеле уже есть много успешных внедрений за рубежом на «1C:ERP WorldEdition». Например, компания Faberlic автоматизировала и унифицировала процессы своих зарубежных филиалов именно на базе «1С:ERP WE». При выборе значимыми факторами стали гибкость, возможность масштабирования и наличие мультиязычного интерфейса, что принципиально для внедрения на зарубежных рынках.
– Одна из проблем розницы, в сжатые сроки переходящей на новое ПО, – недостаток квалифицированных специалистов. Что предпринимает фирма «1С» для подготовки кадров?
– Развитие системы подготовки кадров – это важная деятельность, которую «1С» ведет уже долгие годы. Для школьников и студентов проводятся олимпиады, хакатоны, для молодых специалистов организуются центры, курсы, работают базовые кафедры, сейчас разработаны треки обучения от джуниора до синиора, в том числе и для специалистов по зарубежным системам, созданы наборы курсов, помогающие перестроиться на внедрение решений «1С». Специалист, знающий предметную область, при желании может адаптироваться к новой ситуации, изучить новые технологические решения и принести много пользы в проектах автоматизации предприятий.
– При выборе отечественного ПО ритейлерам часто не хватает информационного сопровождения – карты выбора программных продуктов. Работаете ли вы в этом направлении?
– Инструменты подбора программных продуктов, как типовых, так и отраслевых, у «1С» есть. Можно посмотреть, например, на solutions.1c.ru. Но важно понимать, что карты программных решений требуют взвешенного подхода, ведь компании строят свои ландшафты по-разному, отличаются и подходы к автоматизации – где-то приоритет отдается уникальным процессам, где-то – возможности использовать типовую функциональность. В зависимости от многих критериев компаниям необходимо формировать свою ИТ-стратегию и выбирать свои целевые продукты.
– Некоторые ритейлеры говорят, что пока не все функциональные запросы охвачены готовыми коробочными решениями «1С», есть области, в которых компаниям приходится создавать собственные системы. В каких областях вы чувствуете запрос рынка, какие решения планируется разрабатывать в ближайшем будущем?
– Действительно, неохваченные ниши еще есть: можно сделать все, но нельзя сделать всего, хотя мы над этим активно работаем. И важно, что ведем не просто «книжную разработку», в развиваем наши решения совместно с ключевыми клиентами, создаем решения, которые действительно необходимы людям.
Retail.ru
Читайте также:
Международная автоматизация Faberlic на «1С:ERP»
DNS перевела 40 000 сотрудников на кадровый электронный документооборот
Как производитель табачной продукции локализовал ERP за девять месяцев
Синхронное внедрение: «Татспиртпром» перешел на «1С:ERP» сразу на 9 площадках
Мобильное приложение для b2b-продавца: как упорядочить прием заказов от мелкой розницы
Как Greenway управляет миллионом заказов в месяц
Кто и как делает кассы самообслуживания удобными для покупателей
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?