Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В регионах книжные магазины закрываются почти в каждом городе
Какое влияние на рынок в итоге оказал кризис? Можно ли сказать, что "дно" кризиса преодолено?
На книжном рынке влияние кризиса особенно ощутимым оказалось в регионах: падение объема продаж составило около 30%. В Москве ситуация сложилась лучше – этот показатель колеблется около 10%. Торговый дом книги «Москва» ставит перед собой задачу сохранить уровень продаж прошлого года, и пока нам это удается. Достиг ли «дна» кризис в книжном бизнесе — ответ на этот вопрос неразрывно связан с общей экономической ситуацией в нашей стране. Когда люди снова приобретут финансовую стабильность, они смогут активнее покупать книги, которые, к нашему сожалению, не входят в перечень товаров первой необходимости.
Знаете ли Вы примеры, кому из игроков пришлось уйти с рынка?
Сеть книжных магазинов «Букбери» объявила себя банкротом, состояние крупнейшего оптового предприятия «Топ-книга» вызывает серьезные опасения. Закрылось несколько магазинов «Республика» в Москве, хотя совсем недавно было объявлено о намерении открыть новый магазин «Республика» в Омске. Еще хуже ситуация в регионах: здесь закрываются книжные магазины практически в каждом городе.
Но есть и другая тенденция. Активно создают свой книжный ритейл (розничную торговлю – «Полит.ру») издательства: и в столице, и в регионах. Речь идет, прежде всего, о таких крупнейших издательствах, как «Эксмо» и «АСТ». СМИ много писали о приобретении владельцами издательства «Эксмо» сети магазинов «Библиосфера» и о создании новой сети магазинов «Читай-город», которая будет способна претендовать на вторую позицию по количеству торговых точек после «Топ-книги». Значимые приобретения издательства «АСТ» - Дом книги в центре Ярославля и Дома книги в центре Воронежа. Ряд издательств детской литературы объявили о создании своего профильного магазина в Москве. Скорее всего, будут и другие проекты.
Помогла ли вам выбранная антикризисная стратегия, и какой стратегии надо придерживаться сейчас?
Торговому Дому книги «Москва» по-прежнему принадлежит 15% книжного рынка в Москве. Можно говорить, что со стратегией мы не ошиблись. Нам, как и прежде, близки активные действия, а это значит, что наших покупателей ждут новые услуги, новые интересные проекты. Например, в ближайшие дни на сайте магазина www.moscowbooks.ru появится каталог более 40 000 наименований электронных книг на английском языке, предоставленный крупнейшим дистрибутором Англии – компанией Gardners. Это не только художественные книги, современные и классика, но и книги по архитектуре и дизайну, медицине и истории, юриспруденции и экономике, то есть те издания для специалистов, которые сложно найти на книжных полках.
Не произошло ли затоваривания складов определенным видом литературы?
Думаю, что у издательств есть такие проблемы. Если говорить о книжном магазине «Москва», то мы формируем свой ассортиментный профиль исключительно на основе глубокого изучения спроса наших покупателей. Так что у нас проблемы затоваривания нет.
Вместо магазинов «Букбери» появляются книжные салоны «Роспечать». Можно ли это считать частью какой-нибудь тенденции?
Книжный рынок в России по-прежнему имеет достаточно высокий потенциал развития. Если в Европе на один книжный магазин приходится в среднем по 10 тысяч жителей, то у нас — по 60 тысяч. «Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов», говорил композитор Антон Рубинштейн. Книжные магазины, как показатель образованности и зрелости общества, нужны, как и прежде, и хорошо, что они открываются заново. Но важно не только открыть магазин, нужно понимать для чего и для кого ты это делаешь, а также помнить, что это нелегкий ежедневный труд.
Новинкой магазина "Москва" стали электронные книги. Успел ли читатель "распробовать их на вкус", пользуются ли они популярностью? Согласны ли Вы с мнением заместителя руководителя «Роспечати» Владимира Григорьева, который назвал ситуацию на электронном рынке художественной литературы «пиратской вакханалией»?
К любой новой услуге в магазине покупатели привыкают постепенно. Необходимо время для получения определенных навыков чтения электронных текстов, да и психологически пока не все читатели готовы воспринимать книгу в ее новом формате. Но уже треть наших покупателей заявили о своей готовности пользоваться электронными книгами.
С другой стороны, существует несколько объективных проблем, сдерживающих увеличение количества продаж электронных текстов. Одна из них заключается в том, что пока наших покупателей не удовлетворяет полностью ассортимент электронных изданий, где традиционно доминирует фантастика. Не менее существенно и то, что системой электронных платежей в России пользуется «продвинутая» молодежь, но этого явно недостаточно для активного развития рынка электронных книг. Необходимо, чтобы электронные платежи стали также привычны и обыденны, как, например, банкоматы.
Конечно, негативно сказывается и тот фактор, что читатели электронных книг, особенно молодежь, привыкли к возможности скачивать книги бесплатно в Интернете. Проблема пиратства по-прежнему стоит очень остро, и борьбу с этим явлением необходимо активизировать.
Как показывает зарубежная практика, читатели сами отказываются от пиратских копий. Последний роман Дэна Брауна вышел одновременно в двух версиях, электронной и печатной. И уже на второй день появился в сети пиратский текст, но это не помешало продажам электронной книги. Более того, интернет-магазины заявили о том, что электронной версии было продано больше, чем печатной. Здесь, конечно, сыграла свою роль более низкая цена, но все же читатели предпочли заплатить. Эта тенденция зрелого рынка. Рано или поздно так будет и в России.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?