Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В каком направлении развивается книжный рынок
– В моем понимании восстановления спроса нам ожидать не стоит. Мы входим в зону new normal, то есть спрос если и будет расти, то очень медленно. Нам всем нужно учиться жить в этой ситуации. Но в этом нет трагедии, потому что цивилизованный мир в такой реальности живет уже достаточно давно.
– Как себя чувствует ваша сеть?
– Мы растем быстрее, чем 15% в год. В прошлом году мы открыли 87 магазинов, в этом – выйдем на сопоставимые цифры. Понятно, что мы в основном в этом году двигаемся в регионы. Мы пытаемся понять, как работать в небольших городах. В том же направлении двигаются и другие крупные операторы, например, «Детский мир».
– Что сегодня позволяет сетям продолжать развиваться?
– В этой ситуации вектор развития вполне понятен – у нас до сих пор рынок не заполнен практически по всем направлениям. Понятно, что есть сегменты, которые более-менее заняты, но довольно много территорий, на которых не представлены многие операторы или даже целые товарные группы. Здесь ключевой фактор – это наличие торговых площадей. По ним у нас колоссальный недобор, особенно в регионах и небольших городах. Можно говорить о том, что Петербург достаточно серьезно заполнен торговыми центрами, потому что там было изначально много пустырей, и их можно было застроить. А вот в Москве и Подмосковье есть районы, где отсутствуют нормальные торговые центры.
– Некоторые эксперты считают, что традиционный формат торговых площадей умирает. Девелоперы жалуются, что трафик в ТЦ падает. Что делать в такой ситуации?
– В России сталкивается два противоположных тренда. С одной стороны, ритейлеры видят ситуацию на Западе: в Америке огромные проблемы с торговыми центрами, закрываются ведущие сети. К тому же, ритейл стремится в онлайн. С другой стороны, в России колоссальный недостаток торговых площадей. В Америке в шесть раз больше ТЦ на душу населения, чем в Европе. А в Европе обеспеченность торговыми центрами в несколько раз больше, чем в России. Поэтому в России традиционной рознице пока ничего не угрожает. В новой реальности нужно учиться работать с низким трафиком, закладывать меньшую доходность. Нужно расширять горизонты инвестирования и финансирования. Альтернатива простая – или вы будете это делать и зарабатывать меньше, либо не будете делать и не будете зарабатывать вообще. Вопрос в готовности к изменениям.
– Пересматривали ли вы ассортимент, понимая изменившееся поведение покупателя?
– Изначально мы ориентировались на Запад. Там в книжных магазинах не принято продавать канцелярию, в отличие от России. Однако ситуация начала меняться, когда крупнейшая в Европе книжная сеть WHSmith, расширила ассортимент. Теперь книги составляют меньше 50%, остальное занимают канцтовары и сувениры. Мы также увеличили долю комплиментарных товаров. Это экономически эффективно и создает больше возможностей. Я думаю, что в книжном сегменте все двигаются в этом направлении.
– Сейчас много внимания уделяется IT-технологиям в ритейле. Появилось много технических терминов – биг дата, блокчейн и так далее. Вы работаете в этом направлении?
– Мы работаем в этом направлении изначально. Я в свое время закончил мехмат, поэтому у нас есть много собственных наработок в сфере данных и аналитики. Мы собираем информацию по всем направлениям, делаем анализ и используем крайне активно. Статистика знает все, это серьезнейший инструмент. Ритейл – это технологии, он без данных не работает.
– На ваш взгляд, что изменилось за последние годы в умах, взглядах и стратегиях участников рынка?
– Когда мы 25 лет назад начинали, это было состояние всеобщего стартапа. Понятно, что все эти 25 лет представители бизнеса чему-то учились. Даже за последние 5 лет мы многому научились. Сейчас мы существенно дальше от той безграмотности, в которой были 25 лет назад, но я считаю, что нам есть куда расти.
Смотрите также видеоинтервью с Михаилом ИванцовымRetail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?