Декоративное изображение
7 653

Поделиться

Управление ассортиментом – это искусство!

Retail.ru: Господин Аллаб, спасибо, что нашли время побеседовать с нами о российском розничном рынке. Я знаю, что JDA внимательно изучает российский ритейл и недавно вы даже открыли свой офис в Москве. Расскажите, чем конкретно занимается ваша компания?

С.Аллаб: Наша компания JDA специализируется на управлении цепочками поставок. Мы работаем с компаниями из самых разных индустрий, особенно здесь в России – это металлургия, телекоммуникации, потребительские товары, ритейл и т.п.  Если же говорить о ритейле, то, даже не смотря на то, что наша основная сфера специализации – управление цепочками поставок, мы также специализируемся в таких областях торговли как категорийный менеджмент, средства оптимизации ценообразования и т.п. Наша задача в том, что бы посредством наших знаний и умений найти надлежащие решения задач наших клиентов, предоставить ритейлерам помощь в реализации их программ трансформации бизнеса, с тем, чтобы внедрить в их практику самые передовые опыты и наработки. С точки зрения финансов, мы акционерная компания, с оборотом около 670  млн долл. за прошлый год. Европа, Ближний Восток, Африка и Россия представляет примерно 30% нашего бизнеса. И наша цель состоит в том, чтобы доля России в нашем международном бизнесе все больше и больше росла. Я уверен, что  возможности розничного рынка в России позволят нам это сделать.

До апреля текущего года мы работали в России по непрямой модели, через партнеров, либо в рамках проектов по внедрению наших приложений для местных подразделений глобальных компаний. Но с апреля мы открыли свой офис в Москве и у нас очень большие планы расширения. С тем, чтобы обеспечить поддержкой не только наших заказчиков, но и привлекать новых клиентов, в том числе из розничной торговли.

Retail.ru: Почему вы решили самостоятельно развиваться в России?

С.Аллаб: Мы пришли к осознанию того, что розничный рынок здесь достиг надлежащей степени зрелости. Во многих российских компаниях уже развернуты ERP-системы, SAP и т.п. Мы видим, что зрелости достигли также бизнес-процессы и организационная структура. Теперь наши потенциальные заказчики стремятся внедрить в свою практику самые передовые программные решения, которые существуют в мире, в части планирования и разнообразных аспектов поддержки принятия решений. Как я уже сказал, ритейл — это одно из направлений нашей деятельности. И мы видим те же тенденции в других отраслях российской экономики. Поэтому российский рынок является для нас очень привлекательным.

Retail.ru: Я с вами согласна, с каждым годом любопытство российских ритейлеров к новым технологиям, позволяющим совершенствовать их бизнес-процессы, растет.

С.Аллаб: Да, и для этого есть много причин. Причина № 1 – растет конкуренция. И рынок тоже растет. Не смотря на рост рынка показатель конкуренции не снижается, а только увеличивается. Причина №2 – мы уже сказали, что степень зрелости этих компаний вышла на новый уровень.  Причина №3 – глядя, на практику западных ритейлеров, российские ритейлеры видят, что они отстают, но при этом стремятся это отставание максимально быстро сократить. Они принимают правильные решения, но не могут, пока, систематизировать их в постоянный процесс.  И мне кажется, сегодня они вышли на такую точку в развитии, когда перед ними стоят не только вопросы ресурсов или персонала, а, главным образом, вопросы наличия эффективной системы принятия решений.

Retail.ru: Россия остается привлекательны рынком для ваших западных клиентов? Как вообще оценивается инвестиционная привлекательность страны или региона для экспансии  иностранными ритейлерами и производителями сегодня?

С.Аллаб: Наши партнеры очень заинтересованы в российском рынке. Некоторые из них уже здесь работают, например, АШАН или ИКЕА. Западные ритейлеры интересуются российским рынком не только потому, что рынок растет очень быстро  и не только с точки зрения общего объема, но и с точки зрения темпов роста средней покупательской корзины, ведь такие высокие показатели нелегко найти в современном мире.

Существуют некоторые цифры, характеризующие потенциал роста рынка в текущий момент и до 2015 года. Но главный параметр – это средний размер покупательской корзины. Также среди ключевых показателей я могу назвать такие, как доля распределения розничной торговли между сетевыми розничными организациями и неструктурированными розничными точками, индексы прибыльности. Здесь важны не только ценовые характеристики, но и расходы, которые несут игроки на этом рынке, как сетевые так и несетевые. Это ключевые индикаторы, которые принимаются во внимание. Но, естественно, все это накладывается также на макроэкономику, стабильность политической системы и т.п.

Retail.ru: В чем особенности развития российского потребительского рынка, на ваш взгляд?

С.Аллаб: Если сравнить ритейл в России с рынком западной Европы,  то российская розничная торговля сейчас находиться в том же месте, где западная была 10 лет назад. Если сравнивать с США, то разница еще больше. Но это  компенсируется тем, что российские ритейлеры  готовы принимать решения намного быстрее и действовать, реализовывать эти решения, гораздо быстрее западных коллег.

Мы видим, что в российском розничном бизнесе есть области для потенциального роста. Российские ритейлеры интересуются возможностью повышения операционной эффективности — платформы для роста на текущем этапе развития розничного рынка. По объему денежных потоков на розничном  рынке Россия, в сравнении со всем остальным миром, была поставлена в 2006 году на 9 место (116 млрд евро), 2011 Россия занимала уже 6 место (227 млрд евро). Прогноз 2015 год – 4 место (336 млрд евро). Посмотрите, какой рост за 10 лет! Именно это и делает российский рынок очень привлекательным.

Но даже если  темпы роста и не были бы настолько высокими, степень зрелости ритейлеров, которая стимулируется ростом зрелости самих потребителей, делает необходимым такого рода качественные изменения. У ритейлеров западной Европы основная задача сегодня состоит в том, что необходимо внедрять современные системы управления категориями и ассортиментом, максимально эффективно использовать то физическое торговое пространство, которое доступно ритейлерам, и в конечном итоге, обеспечить сопряжение между системами управления полок с системами управления цепочкой поставок.

Retail.ru: Недавно я разговаривала с руководителем крупной розничной сети и он мне признался, что самый дефицитный персонал в российском ритейле сегодня – это специалист по управлению ассортиментом.

С.Аллаб: Да, мы тоже чувствуем, что сейчас у ритейлеров ощущается необходимость в специалистах нового типа. В России уже сформировались очень квалифицированные специалисты по управлению цепочками поставок, они уже привыкли  решать вопросы по определению спроса, оптимизации товарного запаса. Думаю, это произошло и потому, что эти дисциплины давно преподаются в университетах и всем известны. Планировать торговые площади уже многие умеют хорошо.

Но сейчас дело дошло до необходимости свести искусство управления потоками товаров с вопросами определения тактики и стратегии работы с товарами, вместе с пониманием потребителя, причем, чтобы это все учитывалось в едином процессе – и это, действительно, особенный навык, который на сегодня мало кому доступен на российском розничном рынке. Этому могут помочь специальные технические решения, которые как раз представляет наша компания. Управление ассортиментом – это искусство! Наши специалисты помогают нашим клиентам овладеть этим искусством. Ведь эту задачу можно решить многими способами, тут нет одного рецепта для всех. Изначально у всех наших клиентов разные возможности и запросы. Может отличаться покупательское поведение, распределение групп товаров между разными поставщиками, выбранная клиентом стратегия, упор на СТМ или товарах-брендах.

Необходимо научиться разбираться в искусстве управления. Этот шаг необходимо сделать ритейлерам, если они понимают, что не смогут гарантировать правильную выкладку каждого товара в каждом магазине сети и понимают при этом, что потребитель все больше и больше влияет на то, как должен  формироваться ассортимент.

Retail.ru: Какие факторы оказывают основное влияние на потребительское поведение в РФ в текущий момент?

С.Аллаб: На самом деле, потребительское поведение надо рассматривать с разных сторон. В какой-то части, оно определяется тем, что потребителю могут предоставить ритейлеры. Способность обеспечить постоянное присутствие новых товаров в магазине становится одним из ведущих факторов на потребительском рынке в России.

Пространство  и средства визуального мерчандайзинга – это тоже фактор определения потребительского поведения и обеспечения удовлетворенности клиентов. Но тут очень важным моментом становится реализация концепции сети и обеспечение потребителю возможности находить и видеть товар легко. Речь идет о понимании того, какие привычки имеет потребитель с точки зрения своего перемещения по торговому залу и того, как покупатели привыкли смотреть на то, что есть на полках.

Третий фактор – цены и акции. Покупатель стал более чувствителен к изменениям цен. И самое  главное, что заставляет сегодня покупателя прийти в магазин – это акции. К примеру, мы много раз видели, как ведущие ритейлеры объявляют 50% скидки на товар. И даже когда акционный товар распродается, по результатам распродажи видно, что эта акция оказала положительный эффект и на продажи других товаров. В результате все это оказывается очень прибыльным и выгодным как покупателю, так и ритейлеру.

Очень важен такой фактор, как наличие товарных запасов и наличие товара на полке. И тут я должен отметить, что российские покупатели не настолько чувствительны к наличию товаров на полках магазина, как европейские. К примеру, во Франции есть большой процент покупателей, которые никогда больше не переступят порог магазина, если один-два раза подряд они не нашли на его полке молока своей любимой марки. Однако, и для российского потребителя сейчас растет важность постоянного присутствия товара на полке.

Retail.ru: Какое у вас впечатление от магазинов в Москве?

С.Аллаб: Большинство российских ритейлеров делают все правильно с точки зрения ассортимента, ценообразования, выкладки товаров, мерчандайзинга. Но вопрос надо поставить так – всегда ли они делают это правильно? И как они управляют динамикой своего розничного бизнеса?  Именно здесь лежит основная проблема и задача. Дело не в том, чтобы один раз сделать правильно, а в том, чтобы делать правильно постоянно. Здесь встает необходимость систематизации и эффективности всех процессов.

Retail.ru: Какие форматы торговли на сегодня являются самыми доходными, а какие – самыми интересными для развития и инвестиций?

С.Аллаб: Реальность сегодня такова, что современный ритейлер должен быть мультиформатным. Конечно, ритейлер может специализироваться на малом формате, построить для этого соответствующие процессы и получать свою прибыль. Но большинство ритейлеров сегодня стараются выстроить разноуровневую систему, где присутствуют торговые точки разных форматов, но при этом выстроены единые процессы поставок и соответствующие бизнес-процессы. Особенно это выгодно для таких стран как Россия, потому что у вас такое разнообразие точек, где живут люди. Есть очень крупные города, есть средние и есть очень маленькие населенные пункты в сельской местности. И в таких условиях какой-то единый формат может оказаться неприменим. А необходимость перехода на мультиформатную модель является эффективным рычагом роста.

 

Елена Кадочникова,

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами