Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Уфа – лаборатория опыта
Альфия Тедикова Журнал «Новости Торговли», Уфа
Торговля, общественное питание и сфера услуг Республики Башкортостан год за годом демонстрируют стабильный рост. Уфа – один из 13 городов-миллионников Российской Федерации, крупн ый экономически й центр региона. Разумеется, она первой в республике переживает все изменения и процессы, происходящие на потребительском рынке, являясь для других городов и районов образцом для подражания, школой и лабораторией опыта. По предварительным итогам, объем товарооборота в Уфе в 2007 году составил 171 миллиард рублей, что на 18% превышает уровень 2006 года.
Каждый год, уходя в историю, становится новым этапом развития отрасли. Чем запомнится 2007? Об этом мы спросили Марата Галиуллина, заместителя главы Администрации городского округа город Уфа.
На смену социалистическому соревнованию пришли конкурсы
– Марат Мударисович, какие события 2007 года в сфере торговли и общественного питания Уфы запомнились лично Вам?
– 2007 год – это год 450- летия единства Башкортостана с Россией. В рамках подготовки к юбилейной дате в 2007 году открылось около 100 торговых предприятий различных форматов общей площадью свыше 150 тысяч квадратных метров. На их строительство и реконструкцию затрачено более двух миллиардов рублей. Это такие крупные объекты, как вторая очередь торгово-развлекательного комплекса «Иремель», Центр моды «Европа», торговый комплекс «Звёздный», автоцентры, автосалоны, супермаркет «Строй-Арсенал», среди предприятий общественного питания – кафе «Тарас Бульба», кафе «Макдональдс», ресторан-бистро «Новое Лидо», кафе ООО «Мегаполис-Аква Уфа», кофейня «Шоколадница», рестораны «Челси», «Арагви» и многие другие.
Вышла в свет подарочная книга «Кулинарное путешествие по земле Башкирской» – о национальной кухне народов, населяющих Республику Башкортостан и ресторанном бизнесе Уфы, приуроченная к празднованию 450-летнего юбилея единения Башкирии и России. Это уникальное по своему содержанию издание, над которым трудились лучшие рестораторы города. Она стала замечательным подарком жителям и гостям столицы. Её тираж – всего 5100, в том числе 100 подарочных экземпляров в сувенирном исполнении.
Проведена большая работа по реконструкции и благоустройству 1400 предприятий потребительского рынка. Выложено 108 673 кв. метров асфальта, 80 969 кв. метров брусчатки, установлено 22 920 погонных метров бордюра, засеяно 30,8 тыс. кв. метров газона, посажено около 2000 деревьев, оформлено 882 клумбы. Возле торговых предприятий оборудовано 192 парковки на 2811 автомашин.
Яркими событиями в жизни Уфы стали конкурс «Лучший продавец столицы», фестиваль «Лучшее летнее кафе 2007 года», смотр-конкурс «Лучший ресторан года», специализированные выставки, а также форумы, обучающие семинары, мастер-классы и конференции.
Первый этап конкурса «Лучший продавец столицы-2007», проводившегося при содействии ООО «Технологии бизнеса. Профи», состоялся в марте. На участие в нём поступило 63 заявки. Второй этап проводился на рабочих местах методом «Тайный покупатель», а третий – методом обучения участников клиент-ориентированным продажам в розничной торговле, в том числе работе со сложными и конфликтными покупателями. В результате звания «Лучший продавец столицы-2007» удостоены продавец-консультант ювелирного салона «Алмаз- Холдинг » Зарема Зайнулина и старший продавец ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» Людмила Закоян. Ещё шесть профессионалов стали победителями в номинациях «За чуткость к покупателям», «За целеустремленность», «За высокий уровень знаний в специализации» и других.
С 1 июля по 15 августа был проведен городской фестиваль «Лучшее летнее кафе 2007 года» по двум номинациям: «Лучшее летнее кафе при стационарном предприятии» и «Лучшее летнее кафе, расположенное на центральной площадке». Победителями стали «А-Кафе» ООО «А ИНКОМ» и летнее кафе ИП Бердина Н.Р. на Набережной реки Белой, рядом со станцией «Юность».
В рамках IV Специализированной выставки «Индустрия гостеприимства. Всё для кухни, магазина, ресторана» состоялся ряд состязаний, мастер-классов, прошла научно-практическая конференция. По итогам конкурса по тематической сервировке, а также выставочных экспозиций лучшие участники были аттестованы на звание мастер-повар РБ, мастер-кондитер РБ, мастер торгового сервиса РБ, другие повысили свои квалификационные разряды.
Незабываемыми по зрелищности стали Первый Чемпионат Республики Башкортостан по барменскому искусству, в котором приняли участие 30 специалистов из Уфы, Ижевска, Челябинска, Ишимбая, Октябрьского, а также Первый Чемпионат по карвингу, собравший мастеров кулинарной резьбы.
С целью повышения культуры обслуживания и уровня ресторанного сервиса в городе Уфе в период с 20 августа по 25 сентября 2007 года состоялся городской смотр-конкурс «Лучший ресторан города 2007 года». Первый этап проходил на уровне районных администраций. По его итогам пять лучших ресторанов-участников были допущены для участия во втором этапе, а звание «Лучший ресторан города 2007 года» было присуждено ресторану «Шаляппин» Октябрьского района.
В целях повышения эстетического уровня внешнего вида предприятий потребительского рынка регулярно проводятся конкурсы на оформление фасадов зданий, витрин, торговых залов и прилегающей территории.
Например, с 1 по 25 декабря проводился конкурс «Лучшее декоративно-художественное и световое оформление предприятий потребительского рынка к Новому 2008 году», в котором участвовали более 100 претендентов. В итоге 14 предприятий разных форматов были объявлены победителями в двух номинациях: на внешнее и внутреннее оформление.
Город приветствует конкуренцию
– Как складываются отношения городской администрации с федеральными и международными компаниями? Как влияет их приход на местный бизнес?
– Уфа становится привлекательной для инвестиций иностранных фирм и торговых предприятий Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов страны . Город приветствует эффективно работающих инвесторов, создающих здоровую конкуренцию на потребительском рынке.
В последние годы отечественные и иностранные инвесторы активно развивают торговые сети разного формата (от дискаунтеров до гипермаркетов), специализирующиеся на продаже продуктов питания, бытовой техники, электроники, мебели, товаров для детей, а также сет и магазинов эконом — класса. В городе насчитывается более 80 торговых сетей с общим количеством магазинов около 540 единиц. Из них 17 (202 магазина) специализируются по продаже продовольственной группы товаров, и 64 (338 магазинов) – по продаже непродовольственных товаров. Тенденция роста сетевой торговли создаёт дополнительные возможности расширения рынка и даёт положительный эффект. Повышается прозрачность торговых операций, выход товарооборота из тени увеличивает налоговые поступления, внедряются современные технологии. Для производителей появляются возможности увеличения объемов реализации произведённых товаров и расширения географии сбыта. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров, сдерживает рост цен.
– Можно ли сказать, что снос ларьков, уличных рынков, реконструкция отдельных объектов торговли прошли безболезненно для населения и предпринимателей? Много ли поступало в администрацию жалоб по этому поводу?
– В целях восстановления оптимального соотношения стационарных магазинов и объектов мелкорозничной торговли администрацией города планомерно продолжается процесс упорядочения торговли в предприятиях мелкой розницы. На начало 2007 года на территории Уфы насчитывалось 1176 таких точек.
В связи с нецелесообразностью дальнейшего функционирования, а также для формирования единого архитектурного стиля города за полтора года снесено и реконструировано 712 объектов. В результате на центральных улицах города остались только специализированные киоски, реализующие печатную, цветочную и лотерейную продукцию, а также объекты мелкорозничной торговли, находящиеся в составе остановочных комплексов.
Важным элементом потребительского рынка города на сегодняшний день являются розничные рынки, которые являются конечным звеном движения продукции к потребителю. Однако необходимо отметить, что в последние годы их доля в товарообороте несколько сокращается. Объясняется это тем, что население всё больше предпочитает приобретать товары первой необходимости в стационарных магазинах эконом-класса («Пятерочка», «Полушка»), а также в магазинах «у дома» или «шаговой доступности». Точка зрения администрации заключается в том, что на смену устаревшим рынкам должны прийти новые современные торговые предприятия.
2007 год стал годом реализации Федерального закона № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». В результате принимаемых мер произошли значительные изменения в структуре розничных рынков. Из 38 существовавших на 1 января 2007 года рынков в «План организации розничных рынков на территории Республики Башкортостан на 2007 – 2010 годы» включены 16 рынков Уфы, из них 14 функционирующих и два проектируемых рынка в Демском и Калининском районах. По специализации четыре рынка определены как сельскохозяйственные («Юрматы», «Табын», «Шакша», павильон на Центральном рынке), а остальные 10 – как универсальные. Снесен рынок «Старая Уфа», подлежат реконструкции торговые комплексы «Гагаринский», «Ильинский», «Менделеевский». Остальные прошли процедуру добровольной сертификации на подтверждение статуса «торговый комплекс», «торгово-распределительный рынок», «торгово-сервисный комплекс», «торговый дом», «торговый центр».
В ходе работ претензии предъявляли предприниматели, трудившиеся в снесённых и реконструируемых предприятиях. Чаще жаловались люди старшего возраста, которым сложно менять место работы, искать новое помещение. Но жизнь не стоит на месте, и перемены эти необходимы.
Смена типа предприятий не отразилась на ассортименте и ценах продукции. Поэтому нельзя сказать, что снос киосков, переоборудование их в павильоны, а также реконструкция рынков болезненно отразились на населении, скорее, наоборот – улучшились условия торгового обслуживания.
Всё растёт на свете… Растут и цены
– А что Вы думаете о росте цен на продукты питания? Можно ли с ним бороться?
– Удорожание продовольствия является общемировой тенденцией. Связано это, в первую очередь, с резко возросшим спросом на сельскохозяйственную продукцию как со стороны населения, так и со стороны производителей в целом по странам мира. Недавняя отмена субсидий европейским фермерам по ряду продуктов также явилась причиной роста цен.
Правительством РФ приняты срочные меры по стабилизации роста цен путём снижения ввозных таможенных пошлин на ряд импортных продуктов питания, увеличены экспортные пошлины на зерно, проведены зерновые интервенции.
По поручению Президента РБ в целях снижения цен на продовольственные товары первой необходимости Правительством Республики Башкортостан издано постановление от 22 октября 2007 года № 298 «О мерах по стабилизации цен на потребительском рынке Республике Башкортостан» о создании Межведомственной комиссии по стабилизации цен на продовольственные товары на потребительском рынке республики. Такая же комиссия создана в Администрации городского округа город Уфа РБ.
Во исполнение данных постановлений заключено соглашение с девятью крупными сетевыми предприятиями города о применении фиксированной торговой надбавки на товары первой необходимости.
Министерством сельского хозяйства РБ определён ассортимент социально значимых продовольственных товаров, включающий более 130 наименований. Торговая надбавка не должна превышать: на хлеб, молоко, кефир, колбасные изделия, масло животное – 5%, на сметану, масло подсолнечное, сыр, яйца, муку пшеничную, сахар-песок – 10 %.
Вопрос соблюдения фиксированной торговой надбавки на товары первой необходимости находится на постоянном контроле. С этой целью Управлением потребительского рынка Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан совместно с контролирующими органами проводятся рейды по применению торговых надбавок на социальные товары. Еженедельно делается мониторинг оптово-отпускных, розничных цен и торговых надбавок на социально значимые товары.
В росте цен нельзя винить кого-то одного: сельхозпроизводителя, предприятия переработки или розничной торговли. С точки зрения общей экономической ситуации, цена определяется спросом и предложением. Необходимо учесть и тот факт, что среднемесячная начисленная заработная плата одного работника по всем отраслям экономики Уфы за январь-сентябрь 2007 года – 14 220 рублей, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 26,4%, а инфляция по скорректированному за год прогнозу — 11,5 %.
Нужно ещё отметить, что отставание в развитии оптовой торговли также влияет на рост цен. В последнее время на территории Уфы, в том числе и за городом, заявлено строительство нескольких крупных логистических объектов, которые смогут обслуживать не только Уфу и республику, но и соседние регионы. Ввод их в строй положительно скажется и на уровне цен на потребительском рынке. Город должен стать крупным оптовым центром, тогда короче будет цепочка «производитель-потребитель», снизятся затраты на доставку.
– Сейчас решается вопрос о возобновлении продажи разливного молока и яиц с автомашин. Сможет ли это смягчить последствия роста цен для малообеспеченных слоёв населения? Какие ещё меры принимаются с этой целью?
– Сегодня совместно с ГУП «Башагропродукт» реализуется новый проект по обеспечению жителей города натуральной молочной продукцией. Пока это 12 торговых точек в разных районах города. Разливное молоко реализуется в пяти точках, работает пять молочных лавок, оборудованы две автомашины «Газель». Планируется организация ещё двух точек в микрорайонах Инорс и Сипайлово. А вообще ежедневно продаётся около 4 тысяч тонн молока республиканских сельхозпроизводителей.
На Колхозном рынке открыл свои двери Агромаркет, где представлена продукция исключительно республиканских товаропроизводителей. Это Дюртюлинский мясокомбинат, Миякинский молкомбинат, «Башагропродукт», «НУМИК», «Урало-Поволжская агропромышленная группа» и другие предприятия.
О кадрах
– Марат Мударисович, заработная плата в сфере торговли и общественного питания ниже, чем в среднем по городу. Будет ли она расти?
– По данным Башкортостанстата, за 10 месяцев текущего года средняя заработная плата на крупных и средних предприятиях города по всем отраслям экономики составила 14 418 рублей, а в сфере торговли и общественного питания – 11 711 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 6 ноября 2007 года № 313, величина прожиточного минимума на душу населения в среднем за месяц III квартала 2007 года для трудоспособных граждан установлена в размере 3455 рублей.
Проведенный анализ статистических данных по среднемесячной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий торговой отрасли города Уфы за 10 месяцев 2007 года показал, что из 170 отчитавшихся предприятий лишь одно предприятие имеет показатель ниже прожиточного минимума. Это в девять раз меньше, чем в прошлом году.
Согласно постановлению Правительства РБ от 20 июня 2005 года № 123 Администрация городского округа г. Уфа обеспечивает контроль за установлением заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, направляя сведения о такой регистрации в территориальные налоговые органы и управления Пенсионного фонда Российской Федерации. Ежеквартально проводятся заседания городской комиссии по повышению эффективности работы предприятий торговли и общественного питания с приглашением руководителей, направляются письма в районные налоговые инспекции Уфы с предложением о включении в план проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий с низкой заработной платой.
Сегодня в условиях рыночной экономики каждое предприятие самостоятельно выбирает системы и формы оплаты труда. В то же время почти полный уход государства от регулирования заработной платы привел к необоснованной дифференциации.
Повышение заработной платы в настоящее время зависит не только от самих работников, руководителей предприятий и профсоюза, а также от дальнейшего развития общества, уровня инфляции и экономической ситуации в стране.
– О проблемах с подбором и обучением персонала, о текучести кадров говорил практически каждый руководитель, с которым мне приходилось беседовать. С чем связаны эти проблемы? Принимает ли руководство города участие в их решении?
– Действительно, проблемы эти актуальны.
Говоря о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов торговой отрасли, следует отметить, что в Уфе в двух высших и шести средних образовательных учебных заведениях ежегодно получают специальность и повышают квалификацию свыше 5 000 человек.
Несмотря на это, предприятия торговой отрасли города испытывают острый дефицит кадров, причем нехватка специалистов ощущается на различных уровнях, от продавцов и рекламных агентов до бухгалтеров и руководителей. Сегодня предпринимателям требуются как работники массовых профессий, так и руководители высшего звена, то есть высококвалифицированные специалисты. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что на данный момент между учебными заведениями и предприятиями, работающими на рынке, плохо налажена координация.
Следует выделить еще одну очень существенную причину, которая характерна для отрасли – это качество подготовки выпускников учебных заведений. Проблема качества подготовки специалистов связана, прежде всего, с тем, что процесс обучения лишен связи с конкретной ситуацией на реальном рынке. А эта ситуация сегодня стремительно меняется. Но за этими изменениями не всегда успевают учебные программы. Поэтому главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подписано постановление от 10.12.2007г. №7809 «Об обучении предпринимателей, осуществляющих торговый процесс на рынках, торговых центрах, торговых, торгово-сервисных, торгово-деловых и торгово-развлекательных комплексах г.Уфы».
Обучение предпринимателей, осуществляющих торговый процесс на торгово-сервисных комплексах (рынках) г. Уфы, производится на базе следующих учебных заведений: Российского государственного торгово-экономического университета, Уфимской государственной академии экономики и сервиса, Башкирского кооперативного техникума, Уфимского торгово-экономического колледжа, профессионального лицея №137, Учебно-курсового комбината общественного питания РБ, Учебно-курсового комбината торговли и БТИПБ (некоммерческого партнерства Башкирского территориального института профессиональных бухгалтеров). С 2002 года учебными заведениями по специальной программе обучено свыше 8 тысяч предпринимателей, из них за 2006-2007 годы – 650 предпринимателей, арендующих торговые места в 37 торгово-сервисных комплексах и рынках Уфы. Обучение осуществляется на основе программ, разрабатываемых учебными заведениями, и графика подготовки кадров, согласованных с управлением потребительского рынка.
Администрациями рынков Уфы введено в практику, что при заключении договоров аренды с частными предпринимателями обращается внимание на наличие свидетельства о том, что он прослушал единый курс лекций, предусмотренный программами. В рамках повышения профессионального уровня и престижа профессии продавца ежегодно проводятся городские конкурсы продавцов, чемпионаты и так далее.
Нужно отметить, что количество специалистов в области торговли увеличиваться не будет. А вот торговые площади и денежные потоки растут, естественно, меняются и требования к подготовке и квалификации персонала.
Страна должна знать своих товаропроизводителей
– На Ваш взгляд, достаточно ли представлены в торговле Уфы товары республиканских производителей? Что нужно сделать, чтобы руководители торговых предприятий имели оперативную информацию о новинках республиканских производителей и о качестве этой продукции?
– В розничной сети города хлеб и хлебобулочные изделия представлены на 100% продукцией уфимских и республиканских производителей.
На молочных прилавках продовольственных магазинов города представлено 75% продукции предприятий «Уфамолагропром» и «Уфамолзавод», 20% составляет продукция республиканских производителей и 5% — молочной продукцией длительного хранения, завозимой из других регионов.
Основной ассортимент колбасных изделий и мясопродуктов в розничной торговле Уфы представлен продукцией «Уфимского мясоконсервного комбината» и «НУМИКа», чья доля в розничной сети составляет 80%.
По данным мониторинга, по состоянию на 1 октября 2007 года доля реализации товаров республиканских товаропроизводителей в предприятиях торговли Уфы составляет: спички – 100%, яйцо – 97%, соль поваренная – 80%, водка – 75%, питьевая вода – 70%, минеральная вода – 63%, чай черный байховый – 30%, вермишель – 20%.
Весь ассортимент производимой на уфимских предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности продукции представлен в 930 стационарных торговых предприятиях города, в число которых входит 270 магазинов сетевой торговли; на 12 продовольственных рынках и в 22 торгово-сервисных комплексах, а также в восьмистах объектах мелкорозничной торговли. В крупных предприятиях стационарной продовольственной сети продукция уфимских и республиканских товаропроизводителей выставлена с указателем «Произведено в Башкортостане», а продукция, награжденная грамотами или дипломами «Лучший товар Башкортостана», выделена отдельным логотипом.
Для того чтобы руководители торговых предприятий имели оперативную информацию о новинках республиканских производителей и о качестве этой продукции, организуется рекламирование новых товаров; проводятся дегустации, выставки-ярмарки. За девять месяцев 2007 года предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности города проведено 1 810 дегустаций, что составляет 102,5 % к предыдущему году. Разумеется, нужно также через средства массовой информации знакомить с новым ассортиментом и население.
Почитаем?
– Что Вы думаете о нашем журнале? Какие материалы хотели бы в нём видеть?
– В последнее время журнал очень изменился: и дизайн, и содержание. Издание, несомненно, необходимо всем профессионалам потребительского рынка. Интересно было бы прочесть анализ развития крупных сетевых структур, торговых центров, а также статьи об опыте других регионов. Не хватает материалов о внедрении новых технологий, новых методиках подготовки кадров и работы с персоналом.
– Обязательно учтём Ваши пожелания, а один из ближайших номеров посвятим торговле, сфере обслуживания и индустрии гостеприимства Уфы. Спасибо за интересную беседу.
Торговые сети в Уфе
|
Количество сетей |
Количество магазинов |
Всего |
81 |
540 |
продовольственные |
17 |
202 |
непродовольственные |
64 |
338 |
По данным Башкортостанстата на 10.12.07, в сравнении с десятью городами Приволжского федерального округа, по средним потребительским ценам город Уфа занимает:
место |
позиция |
9 |
сахар-песок; мука пшеничная |
8 |
масло сливочное, яйцо; молоко за литр |
7 |
хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов |
6 |
масло растительное, говядина 1 категории (кроме мяса бескостного); колбаса полукопченая |
5 |
сметана, творог жирный |
4 |
колбаса варенная, сыр сычужный твердый |
3 |
хлеб ржано-пшеничный |
Доля товаров республиканских товаропроизводителей в предприятиях торговли Уфы:
ПОЗИЦИЯ |
КОЛИЧЕСТВО |
спички |
100% |
яйцо |
97% |
соль поваренная |
80% |
водка |
75% |
питьевая вода |
70% |
минеральная вода |
63% |
чай черный байховый |
30% |
вермишель |
20% |
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?