Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«У нас стандартные планы: расти быстрее, чем растет рынок»
Наталия Кузнецова, «Новости торговли»
Один из крупнейших ретейлеров Пермского края – двойная сеть «НормаН-Виват» планирует в этом году выход в новые регионы, а также усиление позиций на уже освоенных пермском и петербургском рынках, что приведет к увеличению количества магазинов «НормаН» и «Виват» и росту товарооборота сети. О ближайших планах рассказывает директор розничной сети «НормаН-Виват» Константин Мальков.
Как компания планирует расти в ближайшее время? Будут ли осваиваться новые розничные рынки?
На этот год у нас стандартные планы: расти быстрее, чем растет рынок. Хотим увеличить товарооборот на 45-50%, открыть 21 супермаркет «НормаН» в Перми и Пермском крае и 13-15 – в Санкт-Петербурге, а также 15-20 магазинов «Виват». Выходим в другие регионы, потому что в Перми нам уже тесно. В планах – Ижевск, Уфа, Самара, Оренбург и Тюмень. В Уфе и Ижевске у нас уже есть площадки, а с остальными мы ведем переговоры, участвуем в тендерах, бьемся с довольно серьезными конкурентами.
Послужил ли толчком к развитию предыдущий год?
Да, 2007 год несомненно послужил мощным толчком для развития сети. Именно в этом году принято стратегическое решение о региональной экспансии, подготовлена база для открытия первых «Виватов» за пределами Пермского края, произведены серьезные структурные изменения, привлечены финансовые ресурсы. К сожалению, до окончания года, нам не удалось на 100% сделать то, что было заложено в планах. В частности, из-за задержки ввода в эксплуатацию ряда объектов (все они были введены в эксплуатацию в начале 2008 года) план по товарообороту выполнен на 90%. Однако при этом результаты работы 2007 года по отношению к 2006 году выглядят очень неплохо: за 2007 год общее количество магазинов увеличилось на 35 (из них 10 супермаркетов «Виват» и 25 алкогольных магазинов «НормаН») и достигло общего количества 157 (из них: 51 супермаркет «Виват», 1 гипермаркет «Виват» и 105 алкогольных магазинов «НормаН»), товарооборот за 2007год увеличился на 47%.
Вы планируете строить объекты для своих магазинов?
Строительство – это долгосрочно и специфично. Мы участвуем в долевом строительстве нескольких торговых центров, но в основном покупаем объекты на вторичном рынке либо арендуем готовые помещения – это сегодня выгоднее.
Почему вы предпочитаете арендовать помещения, а не строить?
Потому что мы умеем торговать, а строительство – это другой, очень специфичный бизнес, и законы строительного бизнеса не всегда совпадают с торговыми. Нам гораздо выгоднее взять готовое помещение и адаптировать его под магазин. Кроме того, как я уже заметил, строительство – это долгосрочный процесс, а нам нужна отдача уже сегодня.
Компания использует франчайзинговые схемы или открывает только собственные магазины?
К франчайзингу у нас сложное отношение. Все, что предлагает франчайзинг, – это описание бизнес-процессов, может быть, и не самых важных. Допустим, «Пятерочка» – я уверен, что ни один магазин в регионах не работает на 100% по шаблону, который ему дали. Если говорить о нас, то достойных предложений пока нет: все, что предлагают, мы и сами можем сделать. Считаем собственную систему одной из лучших в отрасли, поэтому и сами развиваем сеть. Для открытия магазинов в других регионах сами прописываем все процессы, которые нужны для нашей структуры, нашей компании. Поэтому у меня несколько прохладное отношение к франчайзингу.
Ваша компания развивается агрессивно?
Да, это предусмотрено стратегией сети. Основными стратегическими показателями для меня как директора сети на ближайшие два года являются: доля рынка, количество магазинов, товарооборот, EBITDA.
Продолжите выходить в другие регионы?
Выход в другие регионы – элемент стратегии сети. В Перми и Пермском крае у нас 56 «Виватов», и это существенная доля рынка, все основные конкуренты нам давно знакомы. Выход в другие регионы позволит нам конкурировать с местными игроками и даст возможность подняться на более высокий уровень. Кроме того, большинство стратегически важных для торговых сетей площадок в Перми уже освоены.
Значит, для Перми актуальна проблема наличия свободных торговых площадей?
Конечно, такая проблема существует. В Перми вообще нет свободных площадей. Есть площади, не занятые сетевыми структурами, – частные магазины, которые торгуют с давних времен и которые рано или поздно будут либо предлагаться в аренду, либо продаваться. В городе есть много магазинов, владельцы которых устали конкурировать и предлагают: забирайте в аренду – и больше ничего не надо. Но на такие площади охотятся все, и всерьез на это рассчитывать нельзя. А площадок, чтобы вести строительство с нуля, нет. И нет никаких перспектив: не строятся ни гипермаркеты, ни супермаркеты, ни магазины у дома в центре города, в новостройках площади под магазины тоже не закладываются. Нет ничего готового, что можно было бы брать и развивать. А те помещения, которые берем в аренду, находятся в таком состоянии, что ничего не остается как делать ремонт за свой счет, либо с частичным погашением владельцем. Но не каждый владелец готов к дополнительным вложениям. Зато у нас взамен долгосрочная аренда – есть и плюсы, и минусы.
Используете ли вы такой инструмент для развития, как сделки слияния и поглощения?
Да, используем, но, как правило, сети, поглощаемые нами, не достигли того уровня юридического оформления бизнеса, на котором можно говорить о слиянии и поглощении в общепринятом понимании, поэтому происходит уступка прав аренды/собственности магазина с дополнительными условиями (например, покупка оборудования, трудоустройство и т.п.).
Планируете ли привлекать финансовых инвесторов для дальнейшего роста?
В 2007 году мы значительно увеличили объем привлеченных инвестиций прежде всего за счет размещения облигационного займа на 1 млрд руб. и кредитов банков. К сожалению, состояние фондового рынка в последнее время не позволяло размещать новые долговые бумаги.
Для обеспечения агрессивного роста сеть нуждается в привлечении значительных инвестиций. В этой связи мы рассматриваем различные способы их привлечения, но это задача финансовых служб, и они активно работают в этом направлении.
Привлечение инвестиций требует большей «прозрачности», «понятности», в связи с этим мы оптимизируем структуру собственности и управления сети, формализуем и совершенствуем бизнес-процессы, повышаем качество отчетности.
И в какой стадии этого процесса вы сейчас находитесь?
По итогам 2007 года мы успешно прошли аудит бухгалтерской отчетности. Кроме того в 2007 году произведены значительные структурные изменения, позволившие консолидировать обороты сетей в трех юридических лицах (ранее их было около десяти). В настоящее время ведем несколько крупных проектов в части совершенствования бизнес-процессов, управленческого учета и автоматизации процессов.
Какие розничные форматы в Перми наиболее эффективны и какие вы предпочитаете развивать?
Наиболее эффективным форматом являются форматы гипермаркет и супермаркет площадью от 1,5 до 2,5 тыс. кв. м (правда, бывают и исключения). В силу дефицита таких объектов нам приходится работать в помещениях до тысячи, максимум до полутора тысяч квадратных метров, так как других помещений в жилых домах не строят. Сейчас мы работаем в трех форматах – магазин у дома, супермаркет и гипермаркет.
Насколько далек розничный рынок Пермского края от насыщения?
Доля цивилизованных форм торговли в Пермском крае до сих пор не может конкурировать с Центральным федеральным округом и уж тем более с развитыми европейскими странами. Так что места пока хватит всем. Как долго это будет продолжаться, не знаю, видимо, до прихода какого-нибудь сильного игрока.
А такового пока не ожидается?
Мы работаем пять лет, и все это время постоянно появляется информация, что нас купили, продали и так далее. Но сеть никогда не выставлялась на продажу, не продавалась, ни с кем не сливалась. По моему мнению, Пермь стоит на последнем месте среди российских миллионников по степени заинтересованности крупных федеральных ретейлеров. Есть два варианта: либо уровень жизни не настолько высокий, либо боятся нас – местных сетевых игроков. Хочется верить, что причина во втором варианте, но, скорее всего, – в первом. Здесь работает много офисов, представительств различных крупных розничных компаний, которые все что-то считают, мониторят. Мы же не за семью печатями живем и работаем, и все крупные игроки знают, что происходит в Перми. И если они сюда не идут, значит, на то есть причина. Один из последних выходов – «Седьмой Континент» открыл в центре города «Наш гипермаркет» – магазин отличный, но не из ряда вон выходящий, перспектив особенных нет, тем более исходя из сложившихся на рынке арендных ставок – им можно только посочувствовать. Из иностранцев – ждем «Ашан», но когда планируется выход – через полтора, два года, – неизвестно. Площадка уже есть, но пока она пустует. Однако если учесть, что «Мега» строится быстро, как минимум полтора года у нас еще есть. Но, с другой стороны, я буду только рад, если кто-то придет и начнется натиск, потому что развитие без конкуренции неинтересно и не так эффективно и прибыльно.
То есть сейчас в Перми все спокойно?
Мое мнение – спокойно. Сейчас никаких потрясений, связанных с приходом кого-либо, кто может всколыхнуть город Пермь, нет. Возможно, это будет «Ашан»: подождем – увидим.
Компания развивает сеть алкогольных супермаркетов «НормаН» в Санкт-Петербурге. Почему вы решили начинать развитие в регионах с Северной столицы? И насколько удобно и эффективно там работать?
Это был пилотный проект, задуманный три года назад. Ему дали самостоятельность, и за три года узнали много и плюсов и минусов. Несмотря на то что это был эксперимент, питерские «НормаН» оказались успешнее в плане среднего чека и товарооборота, чем пермские. Это объясняется и тем, что петербургский покупатель другой, и, конечно, иным ассортиментом. Но до конкуренции в Петербурге тоже еще далеко.
Но Санкт-Петербург – город с очень насыщенной розницей…
Да, там, конечно, есть «Пятерочка», «Дикси», «Лента», «О'кей» и другие сети, но город такой большой, что на всех покупателей все равно не хватает. Я сам живу в Питере, и там везде растяжки и объявления «сдам в аренду». Тем более мы же говорим о «НормаН» – это магазин у дома, специализирующийся на алкоголе, напитках, закусках и все. Это небольшие, очень технологичные и не слишком затратные магазины, в которых очень хорошие обороты с квадратного метра. Можно сказать, что в Питере мы набирались опыта работы с филиалами, разрабатывали способы выхода в другие города. Этот опыт мы как раз и собираемся применять. Это пилотный проект, и задача ставилась – не завоевать рынок, а узнать способы филиальной торговли.
А какие магазины компании успешнее – продуктовые «Виват» или специализированные алкогольные «НормаН»?
В случае с «НормаН» опт родил розницу. Мы только в этом году отошли от опта, а так магазины создавались на оптовой базе, и задача этой оптовой структуры была продавать необходимые объемы алкогольной продукции, так как «НормаН» являлся и является супердистрибьютором всех возможных алкогольных фирм и заводов. А когда магазинов стало много, мы начали подгонять их под формат магазин у дома, но со своей спецификой. «Виват» – это другое, мы его не сравниваем с «НормаН». «НормаН» не то что успешнее, но технологичнее, этим форматом рынок развивать намного быстрее, тем более такие магазины не требуют больших вложений. А продовольственный магазин – «Виват» – во-первых, сложнее и, во-вторых, намного затратнее: там и оборудование нужно другое, и готовых помещений сейчас нет. По рентабельности, конечно, «НормаН» выше, поэтому количество таких магазинов больше, их можно открывать где угодно, и мы их открываем быстрее.
И на новых рынках вы собираетесь открывать «НормаН»?
Нет, «Виват». В Питере мы просто не решились тогда открывать «Виват». Но сейчас в питерских планах есть «Виват». Ведь в Питере у нас есть полноценный филиал, который руководит уже 40 магазинами. В принципе, на этой базе нужно всего лишь добавить формат «Вивата» – это легко сделать. Мы выжидаем момент появления площадей – все сети уже «наелись», бум на помещения прошел, и даже цены на аренду в Питере пошли вниз. Сейчас там избыток помещений, поэтому арендная ставка падает очень сильно. Как только мы дождемся нужного момента, станем открывать в Питере «Виват», как, впрочем, и в других городах.
ВЫНОСЫ
На этот год у компании стандартные планы: расти быстрее, чем растет рынок. Увеличить товарооборот на 45-50%, открыть 21 супермаркет «НормаН» в Перми и Пермском крае и 13-15 – в Санкт-Петербурге, а также 15-20 супермаркетов «Виват».
ДОСЬЕ КОМПАНИИ
В активе ГК «НормаН-Виват» – продуктовая розничная сеть супермаркетов и гипермаркетов «Виват» в Пермском крае и сеть алкогольных супермаркетов «НормаН» (площадью до 150 кв. м ) в Пермском крае, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Сеть «НормаН» основана в 1998 году, «Виват» – в 1999 году в Перми. На 1 января 2008 года ГК «НормаН-Виват» открыла 157 магазинов, из них 105 «НормаН» и 52 «Виват». Суммарная торговая площадь (до прикассовой зоны) сети «Виват» – 28,5 тыс. кв. м, сети «НормаН» – 8,2 тыс. кв. м (данные на 1 января 2008 года). Чистая выручка по итогам 2007 года сети «Виват» составила $250 млн. (+41% по сравнению с 2006 годом), сети «НормаН» – $83 млн. (+66% по сравнению с 2006 годом). Итого, общая выручка ГК «НормаН-Виват» по итогам 2007 года составила $333 млн. (+47% по сравнению с 2006 годом) (неаудированные данные). Кроме того, в активе компании 6 супермаркетов товаров для дома «Виват-Уют» и 8 цветочных супермаркетов «Виват-Букет».
ДОСЬЕ
Константин Мальков, директор розничной сети «НормаН-Виват»
Родился в 1967 году. Служил в армии. С 1988 по 1991 год учился в ЛЭТИ (незаконченное высшее образование). В сфере коммерции – с 1991 года. С 1995 по1999 год владел розничной сетью «Сотка» (7 магазинов) в Санкт-Петербурге. С 2001 года и по настоящее время – директор розничной сети «НормаН-Виват» в городе Пермь.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?