При работе с маркированным товаром рознице может понадобиться обновление программного обеспечения. Стоимость такого обновления зависит от поставщика ПО. Напоминаем, что обновления типовых решений одной из самых распространенных систем «1С:Предприятие 8» пользователи могут получить в сервисе «1С:Обновление программ». Для получения доступа к обновлениям программа должна находиться на официальной поддержке https://portal.1c.ru/support.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ЦРПТ отвечает на актуальные вопросы о маркировке молочной продукции
В январе 2021 года начинается первый этап внедрения обязательной маркировки молочной продукции. Эксперт ЦРПТ Яков Панферов на онлайн-конференции «Маркировка молочной продукции 2021» рассказал, как готовиться к работе в системе и как минимизировать затраты предприятия.
Фото: ЦРПТ
– Каковы основные этапы внедрения маркировки молока и молочной продукции?
– С 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года проводится эксперимент по маркировке готовой молочной продукции. С 20 января 2021 года начнется внедрение обязательной маркировки по определенным группам товаров. Запрет оборота немаркированной продукции наступит в три этапа: первая группа (мороженое и сыры) запускается 1 июня 2021 года, вторая (молочная продукция со сроком годности более 40 дней) – 1 сентября 2021-го, третья (молочная продукция со сроком годности менее 40 дней) – 1 декабря 2021 года.
Полная прослеживаемость начнется с 1 сентября 2022 года и будет проходить по объемно-сортовому принципу – в составе универсального передаточного документа (УПД) необходимо будет передавать код товара и количество маркированной продукции. И с 1 декабря 2023 года наступит обязательная полная поэкземплярная прослеживаемость для товаров сроком годности более 40 дней. Для скоропорта сохранится объемно-сортовой учет.
Предусмотрена отсрочка для фермеров, реализующих продукцию через собственную розницу, – до 1 декабря 2022 года.
Не маркируются товары весом до 30 г, питание для детей до 3 лет, специализированное и профилактическое питание.
– Сколько предприятий участвуют в эксперименте, запущенном 15 июля 2019 года, и что вы можете сказать о результатах эксперимента?
– На текущий момент в системе зарегистрировано более 7 тыс. предприятий: 589 – производители, 175 – импортеры, более 700 – оптовые компании и около 6 тыс. – розничные компании. За период эксперимента совершена эмиссия порядка 35 млн кодов маркировки, из которых более 3 тыс. прошли всю цепочку и вышли через кассу. Более 1,5 млн кодов успешно введены в оборот. Результаты эксперимента замеряются по определенным критериям и публикуются на сайте системы «Честный знак».
– Разработан ли алгоритм внедрения маркировки?
– Подготовлено постановление Правительства РФ, утверждающее правила маркировки. Проект постановления опубликован на портале regulation.gov.ru, выход ожидается в самое ближайшее время.
– Сроки несколько раз переносились. Есть ли шанс, что после эксперимента маркировку отменят?
– Не могу отвечать за регулятора, но обязательность маркировки уже утверждена в нормативной документации, определены горизонты запуска и с выходом постановления Правительства РФ, где будет расписан пошаговый алгоритм внедрения, вопросы снимутся сами собой. Маркировка не отменится, и готовиться к ней нужно, чтобы отладить все необходимые процессы.
– Прошу вас еще раз утончить по срокам. Верно ли, что для скоропорта со сроком хранения менее 40 суток будет разрешена объемно-артикульная прослеживаемость, вместо поэкземплярной – то есть коробки вместо штуки, а для товаров со сроком годности больше 40 суток поэкземплярный учет будет введен лишь через два года, с 1 декабря 2023 года?
– Да, это так. На текущий момент предлагается именно такой план. Эти правила обсуждались в рамках проектно-экспертной группы на площадке Минпромторга и будут зафиксированы в постановлении.
– Как внедрение маркировки отразится на себестоимости продукции?
– Себестоимость рассчитывается индивидуально, цифры разнятся в зависимости от способа нанесения маркировки и типа оборудования, но они незначительны и измеряются копейками.
– Какие способы нанесения маркировки предполагаются?
– В ходе эксперимента определены три основных способа нанесения маркировки на продукцию.
Типографский – преднанесение кода маркировки на этапе производства упаковки. В данном случае необходимо оснастить типографию оборудованием цифровой печати, а производителю достаточно дооборудоваться только техническим зрением и двумерным сканером для считывания кодов при фасовке и подготовке отчетов в систему мониторинга.
Прямое нанесение – производитель должен дооборудовать свои производственные линии печатающими устройствами для нанесения цифрового кода, а также техническим зрением и сканерами для считывания кодов.
Этикетирование – код наносится на этикету или стикер и крепится на упаковку путем аппликации, для этого способа также потребуется установка технического зрения и приобретение сканера.
– Значит, если типографии оснастят свои производства оборудованием для маркировки, сократится необходимость капитальных затрат для производителей молочной продукции?
– Да, производителям оснащение типографий позволит уменьшить инвестиции в оборудование.
Фото: Sergey Ryzhov/ Shutterstock
– Как будет осуществляться оплата кода?
– Коды будут эмитироваться бесплатно с 20 января 2021 года до даты запрета оборота каждой категории, то есть для сыров бесплатный период будет длиться с 20 января по 1 июня 2021 года, далее – по 1 сентября и по 1 декабря – для каждой группы соответственно. Обязательным условием является то, что коды, эмитированные в бесплатный период, должны быть нанесены и введены в оборот до даты запрета.
Предусмотрены две схемы оплаты – по эмиссии, осуществляется в момент создания заказа на коды (срок жизни кода бессрочный) и при получении оператором отчета о нанесении кода (срок жизни при прямом нанесении – 30 дней, при типографском – 360 дней).
– К какому сроку типографии, печатающие упаковку для молочных продуктов, должны подготовиться к нанесению Data Matrix?
– Типографии должны быть готовы за два – три месяца до первой даты запуска проекта маркировки. По нашим планам, в первом квартале 2021 года оборудованием для нанесения Data Matrix будет оснащено 55 типографий, общая производительность которых составит порядка 15 млрд штук в год.
– Разрабатываются ли меры господдержки типографской отрасли, например, выдача льготных кредитов на покупку оборудования и обнуление НДС на типографскую продукцию?
– Не могу подтвердить это от имени оператора, поскольку этими задачами занимается регулятор, но знаю, что такая работа ведется.
– Какой процент брака при печати кодов допускается и принимается розницей?
– Типография должна валидировать нанесенные коды и гарантировать их считываемость производителю молочной продукции, который их заказал. Доля брака не предусмотрена, если код не будет считываться на кассе, невозможна будет реализация товара, и, полагаю, тогда возникнут разногласия между поставщиком и ритейлером.
– С 1 июня 2021 года будет запрещен выпуск немаркированного мороженого и сыров, соответственно, надо заказывать упаковку с кодами с февраля следующего года, но пока типографии не готовы к нанесению кодов и валидации на скоростях 300–400 м в минуту. Возможна ли ситуация, что в июне с прилавков исчезнут мороженое и сыры?
– Маловероятно, что вся продукция исчезнет. Тем, у кого есть проблема с поиском типографии, рекомендую обратиться к нам. Среди типографий, уже опубликованных на сайте, пять предприятий работают с упаковкой мороженого.
– Как импортерам включиться в систему маркировки?
– Импортная продукция должна вводиться в оборот с нанесенными кодами маркировки. Импортер должен представить для таможенных процедур декларацию, куда включены коды маркировки. Иностранные производители должны полностью войти в цикл проекта, иначе они не смогут поставлять свою продукцию на российский рынок.
– Кто будет маркировать импортную продукцию?
– Задача маркировки лежит на импортере. Он сам и определяет, где и каким образом будет производить маркировку. Нанесение может выполняться в зависимости от специфики – на производстве или на таможенных складах, это может делать сам производитель на своих линиях или заказывать упаковку типографиям, в том числе зарубежным. Важно определиться, каким способом и где будет наноситься маркировка, и представить информацию о кодах идентификации в таможенной декларации, либо, в случае трансграничной торговли, подать заявку на ввод в оборот.
– Беларусь экспортирует в РФ большие объемы молочной продукции. С кем контактировать экспортеру по вопросам внедрения маркировки, есть ли представительства в республике?
– На территории Республики Беларусь есть национальный оператор маркировки. Предприятие, экспортирующее продукцию в РФ, может пойти по одному из двух путей: обратиться к своему оператору и наладить взаимодействие через него либо выстроить взаимодействие через импортера на стороне РФ. Оба кейса уже протестированы не с одним белорусским предприятием.
Беларусь планирует запускать маркировку, большинство белорусских предприятий, ввозящих продукцию на территорию РФ, также участвуют в эксперименте и готовятся к запуску, отлаживая свои процессы.
Фото: NVS my world/shutterstock
– Процесс маркировки кажется достаточно простым – нанес код, считал, отправил. Но все ли так просто? С какими трудностями сталкивается предприятие при внедрении маркировки? Есть ли способы минимизации затрат?
– Трудности возникают на этапе запуска. Одна из первых – определение оптимального способа нанесения: производителю нужно правильно выбрать способ для конкретной продукции и конкретной линии. Второй острый вопрос – агрегация, процесс вхождения в проект. Как обеспечить агрегацию продукции? Этот вопрос частично решается теми мерами, которые были приняты в рамках дорожной карты, – объемно-сортовая прослеживаемость и этапность запуска. И логистические трудности – перекладка, работа с пересортом.
Чтобы заранее проработать возможные проблемы, необходимо консультироваться у интеграторов, участвующих в эксперименте, знакомиться с успешными кейсами. Большой опыт имеет ритейл, уже работающий с маркировкой других товарных групп.
Итак, что сделать – ознакомиться с типовыми техническими решениями, обследовать предприятие, чтобы получить конкретные предложения от интеграторов, выбрать свой способ и приступить к тестированию.
– В чем отличие и как между собой связаны «Меркурий» и система маркировки товаров?
– «Меркурий» – это система безопасности продукции и соблюдения ветеринарных требований, ГИС МТ – поэкземплярная прослеживаемость и учет каждой единицы. В настоящий момент ведется интеграция между двумя этими системами. В рамках эксперимента коды маркировки связываются с идентификатором (guid) производственного ВСД, и далее при передаче товара по торговой цепочке права собственности фиксируются в ГИС МТ на основании электронного УПД. Интеграция предполагается глубокая, есть план ее развития.
Единый код даст информацию регулятору о движении товара, потребителю – о производстве конкретного экземпляра, контролирующим органам – о движении ветеринарных сопроводительных документов.
– Что делать компаниям, которые до сих пор не используют электронный документооборот?
– Для таких компаний создан сервис электронного документооборота «ЭДО Лайт». Сервис интегрирован в систему маркировки и предоставляется бесплатно участникам оборота. Но есть ограничение – в рамках «ЭДО Лайт» можно обмениваться только теми документами, которые касаются именно маркировки.
– Как маркируют весовую продукцию в магазине?
– Продукция, фасуемая в точке розничной продажи, не подлежит маркировке.
– Как будут корректироваться ошибки поставки? Например, предприятие отгружает продукцию покупателю, вводит в оборот коды маркировки, передает продукцию перевозчику, но при приемке выясняется, что фактическое количество товара меньше указанного в УПД. Обычно покупатель принимает меньше товара, формируется возврат, а бухгалтерия корректирует УПД. Как теперь такие операции будут отражаться в системе и что делать с кодами, введенными в оборот ошибочно?
– Корректировка происходит на основании первичных документов, это либо корректирующий документ, либо исправленный УПД, и результат корректировки отражается в системе. В собственность покупателя перейдут ровно те коды, которые им приняты. Коды, которые не были приняты, останутся на балансе отправителя. Дополнительно платить за коды не придется, коды просто исключаются из сделки и остаются у владельца. Их можно будет отгрузить в следующей сделке.
Пересорт в рамках агрегации можно выровнять на любом плече. Если приехала, например, не та коробка, выпускается универсальный корректировочный документ (УКД).
– Если предприятие не успело внедрить маркировку, все договора заключены, но процесс в силу объективных причин на каком-то этапе затормозился, сможет ли производитель продавать свою продукцию?
– Я думаю, если компания не успела подготовиться, а запрет уже наступил, никакие договора о намерениях начать маркировку в будущем не будут приняты регулятором. Это равнозначно тому, что я получу водительские права завтра, но уже сегодня начинаю ездить по дорогам общего пользования.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Как поставщик детской обуви интегрировался с «Честный знак»
Логисты под каблуком: как компании справились с маркировкой обуви
Как избежать проблем при продажах товаров с цифровой маркировкой?
QR-коды и нанометки: как маркировка ювелирных изделий изменит рынок?
Умный ритейл: как выбрать оптимальное решение для автоматизации торговли
Онлайн-продажи маркированной обуви и одежды: что важно знать?
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?