Fashion House Group – девелопер и оператор рынка аутлетов. Занимается дизайном, разработкой, финансированием, лизингом, эксплуатацией и управлением аутлет-центрами. Первый аутлет открылся в 2004 году в польском городе Сосновец. В настоящее время работает 4 аутлет-центра Fashion House Group, имеющих в ассортименте более 250 международных брендов, – по два в России и Румынии. Общая площадь центров составляет более 100 тыс. кв. м.
Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Цезарий Полторак, Fashion House Group: «Сила аутлета – это бренд»
Бизнес аутлетов имеет высокий потенциал в России, несмотря на уход международных брендов, изменение структуры люксового рынка и волатильность валют. В кризис аутлет процветает, потому что в нем можно купить вещь известного бренда с хорошей скидкой, считает руководитель розничных операций в России и Румынии компании Fashion House Group Цезарий Полторак. И хотя в прошлом году трафик упал, продажи аутлетов Fashion House выросли, потому что существенно повысились средний чек и конверсия.

Цезарий Полторак. Фото: Fashion House Group
– Расскажите, чей проект Fashion House Group и когда он пришел в Россию?
– Сеть Fashion House Group является частью бельгийской девелоперской компании, занимающейся коммерческой и жилой недвижимостью, в том числе аутлетовым бизнесом. В 2013 году мы открыли в Москве первую очередь нашего аутлета, в 2016-м – вторую очередь и в 2019-м – первую очередь в Санкт-Петербурге.
– Почему вы остались в России после того, как международные fashion-бренды ушли?
– Во-первых, неправильно говорить, что бренды ушли. Люксовые бренды одежды продолжают работать и поставлять товар, пусть даже и через другие структуры. Во-вторых, решение об уходе с рынка принимают инвесторы. Наши инвесторы занимаются бизнесом, а не политикой. Они строят недвижимость – коммерческую, офисную, жилую – и потом продают.
Но чтобы продать объект коммерческой недвижимости, надо сначала запустить бизнес, потому что само здание представляет небольшую ценность. Операционным развитием продаж как раз и занимается Fashion House Group. Но что происходило все эти годы: в 2013 году мы вышли на российский рынок, а в 2015-м начался кризис, рост курса валют, затем была пандемия и следующие кризисы, поэтому инвесторы не получили возврат средств, на которые рассчитывали. Условия, которые созданы для выхода с рынка, не очень выгодны.
Поэтому мы продолжаем работать и ждем времени, когда ситуация станет более благоприятной. Если вдруг международная обстановка наладится, то мы будем в более выгодной позиции, чем любые международные инвесторы, которые захотят сюда заходить. И в принципе, не стоит принимать жесткие решения из-за краткосрочных обстоятельств. Если в бизнес вложены настоящие, а не заемные деньги, то нет такого напряжения, не надо делать резких движений и можно продолжать планомерно развиваться.
Наш аутлет вышел на российский рынок одним из первых, и до сих пор здесь большие перспективы для роста. Например, в Великобритании на 68 млн жителей приходится около 60 аутлетов. В России на 140 млн – 5 аутлетов, так что возможности грандиозные. Даже если брать только города-миллионники, а это 16 городов, то аутлетов должно быть не меньше 20.
– То есть российский рынок аутлетов не насыщен, и ниша остается свободной?
– Абсолютно не насыщен. Поэтому здесь есть перспективы для развития.
– Изменился ли состав арендаторов российских аутлетов Fashion House Group после 2022 года?
– За последние годы структура рынка поменялась, стало меньше собственных фирменных магазинов брендов, теперь они работают через дистрибьюторов и российских франчайзи. Например, Adidas отдал права торговли Lamoda, Puma – сети Amazing Red. Конечно, есть и российские бренды, которые сами управляют своими магазинами, например, Henderson. Но международные бренды работают через российских дистрибьюторов, и это сильно влияет на бизнес. Так же было в 90-е годы, когда рынок только открылся для международных брендов. Они сначала работали через дистрибьюторов, а потом, когда рынок признавал бренд, заходили и открывали свои фирмы, которыми управляли напрямую.
– Как изменение структуры люксового рынка повлияло на продажи ритейлеров?
– Если ранее бренд продавал напрямую, то сейчас появилось еще одно звено – российский дистрибьютор, что снижает маржу и повышает цену для конечного потребителя. Кроме того, очень часто локальные дистрибьюторы не имеют аналитики, опыта продаж, отработанных логистических путей, позволяющих поставлять товар беспрепятственно, и такой сильной поддержки, как крупная международная компания. Это влияет на товарооборот, поэтому продажи сильно упали.
Фото: Fashion House Group
Кроме того, сработал еще один очень важный фактор – в этом году в России зима была довольно теплой, в среднем на 10°C выше обычного, поэтому коллекции, изготовленные специально для российского рынка с расчетом на холодную зиму, почти не продавались, товар остался на складах. Это повлияло на результаты зимы – значит, у компаний есть меньше денег на закупку нового товара. Ведь если раньше международные партнеры могли отгружать товар до оплаты, то теперь требуется предоплата – полная или частичная. Так что после «плохой» зимы у ритейлеров мало денег, и выкупить весенний товар очень сложно. Мало кто решится брать кредит при такой ключевой ставке.
– Значит ли это, что по итогам 2024 года продажи Fashion House Group тоже упали, с какими результатами вы закончили прошлый год?
– Нет, потому что аутлет-бизнес, в отличие от традиционного ритейла, в кризис процветает. И если в обычной рознице падение год к году составило более 20%, то Fashion House Group вышел в небольшой плюс: примерно +2% в Москве и довольно высокий плюс в Питере. По продажам мы выросли, по трафику упали, но зато средний чек и конверсия сильно повысились. Потому что раз упал трафик, то надо было тех, кто заходил, активнее превращать в покупателей. Мы работали над этим с нашими арендаторами, и они смогли продать больше, чем в предыдущем году.
– На каких условиях Fashion House Group сотрудничает с арендаторами?
– Деталей сказать не могу, но есть минимальная арендная плата, есть операционные расходы на содержание центра и маркетинг. Кроме того, существует процент с товарооборота, который выплачивается в случае, если продажи превышают определенный уровень. Конечно, если арендатору придется платить слишком много, его бизнес будет плохо развиваться, нам это тоже невыгодно. Поэтому мы тщательно подходим к определению размера оплаты. Арендаторы каждую неделю предоставляют нам детальные отчеты, мы анализируем показатели и смотрим, не была ли плата слишком высокой по сравнению с выручкой. Потому что если это так, ритейлер скоро будет не в состоянии платить, и надо принимать меры.
Фото: Fashion House Group
– По каким причинам у арендаторов бывают низкие продажи?
– Могут быть разные причины. Первая – ритейлер поставил себе заниженный план. Значит, персонал будет удовлетворен тем, что есть, и не станет стремиться продавать больше. Вторая – арендатор сократил поставки: приходит меньше товара – нечего продавать. Бывает, что арендатор очень сильно уменьшает штат. Это приводит к тому, что конверсия падает, потому что потенциального клиента, который зашел в магазин, некому обслужить. Мы внимательно смотрим на причины падения продаж и работаем с арендаторами. У нас есть команда специалистов, которая помогает ритейлерам и способствует тому, чтобы результат продаж был положительный.
– Арендаторы прислушиваются к вашим рекомендациям?
– Это как в жизни: есть те, кто прислушивается, а есть те, кто не очень прислушивается. Но мы не готовы идти навстречу арендатору, не выполняющему свои обязательства. С нашей стороны есть обязательство предоставить уютное здание, привлекательный микс арендаторов, чтобы покупателям хотелось приходить, маркетинговые активности для повышения трафика. Но со стороны арендаторов тоже есть обязательство – предоставить stock, staff and offer. Это значит: товар, хороший персонал и, что важно в аутлете, настоящую скидку, потому что люди приезжают сюда купить брендовые вещи с дополнительной выгодой. И если не будет товара, не будет хорошего обслуживания, да еще вдруг и скидки будут не настоящие, а те же самые, что можно найти в любом торговом центре, то люди не будут покупать, а потом и вовсе перестанут сюда приезжать.
– Вы уже упомянули, что у вас красивое уютное здание, расскажите еще о вашем формате – локация, площадь, концепция?
– Аутлет-центры всегда строятся за городом, потому что это распродажа товара предыдущих сезонов, и ни один бренд не готов каннибализировать свой текущий ассортимент. Поэтому у нас есть аутлет в деревне Черная Грязь за Шереметьево, и в Питере на Рижское шоссе. Концепция – торговый центр под одной крышей, чтобы в любое время здесь было комфортно находиться, работает гардероб, где можно оставить верхнюю одежду. Архитектура московского аутлета напоминает ГУМ, питерского – голландские домики. Площадь в Москве – 21 тыс. кв. м, в Питере – 11 тыс. кв. м. Но планируется запуск следующих очередей, и в результате оба аутлета будут расширены до 30 тыс. кв. м.
В торговых центрах оборудованы фудкорты, работают рестораны, в питерском аутлете есть спортивный зал. Но в основном в аутлете нет всех тех функций и сервисов, которые есть в обычном торговом центре. Люди приезжают конкретно за тем, чтобы купить дешевле брендовую одежду высокого качества, поэтому дополнительные услуги типа парикмахерской или студии загара здесь не нужны. Основная сила аутлета – это бренд. Наша аудитория – семейные люди 35-40 лет, и самое важное – они привязаны к бренду. Поэтому мы стремимся обеспечить наличие брендов, которые хорошо известны людям и стимулируют их приезжать специально, чтобы покупать вещи этих брендов.
Фото: Fashion House Group
– Насколько отличается средний чек аутлетов в России от чеков в других странах?
– Средний годовой чек аутлетов в России находится в пределах 5 тыс. руб. с учетом фудкорта. Если брать только фэшн-арендаторов, то это может быть от 50 до 100 тыс. руб. В аутлетах стран Восточной Европы чек примерно такой же, может быть, выше на 20%, но не больше. Но в старых аутлетах Великобритании, Германии, Швейцарии, Австрии средний чек в 4 раза больше. Потому что там больше престижных брендов. Самые высокие бренды не заходят в аутлет, пока рынок не раскрутится. В России аутлетовый рынок еще не раскрутился настолько, чтобы крупнейшие бренды, например, Polo Ralph Lauren, Balenciaga, отдавали сюда свой сток.
– Какие бренды аутлетов Fashion House Group показали лучшие продажи в прошлом году?
– В первую очередь все магазины международных брендов сегмента casual – типа Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Mustang, из местных самыми успешными в продажах стали мужские бренды Henderson и Albione.
– Действует ли в аутлете программа лояльности?
– Есть программа лояльности и для партнеров, и для покупателей. Программа лояльности для бизнеса дает возможность пользоваться маркетинговыми услугами, такими как контроль и решение оттока покупателей, установка контакта и связи с покупателем, выделение на фоне конкурентов. Программа лояльности для клиентов предоставляет дополнительную скидку 5%, информирование о предстоящих и актуальных акциях, персонализированные предложения, информацию о закрытых распродажах, приглашения на специальные мероприятия и открытия новых магазинов.
– Каковы ваши планы на ближайший год?
– Заниматься реинжинирингом, оптимизацией микса арендаторов – увеличивать площади тех, кто хорошо торгует, и сокращать тех, кто торгует плохо, у кого не хватает товара, кто не умеет вести этот бизнес и так далее. Пока мы не можем запускать новые очереди, поэтому основная наша работа – эффективно управлять теми площадями, которые у нас есть, повышать выгоду покупателей. Если у нас будет лучшее предложение, больше хорошего товара, арендаторы получат больше продаж, а мы – больше аренды.
Валерия Миронова, Retail.ru

Цезарий Полторак, Fashion House Group: «Сила аутлета – это бренд»
Бизнес аутлетов имеет высокий потенциал в России, несмотря на уход международных брендов.