Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Цены зароют в огороде
Овощам с личных грядок помогут добраться до прилавков магазинов
Заканчивается пора дешевых овощей. Цены в магазинах уже начали расти. К концу года «борщевой набор» (картошка, капуста, морковь, свекла, лук) подорожает на 30-40 процентов, прогнозируют в Институте аграрного маркетинга. Так происходит каждую осень и зиму. Но в ближайшие годы все может измениться.
Весь урожай собственного производства сохранить до весны у нас пока не получается, обозначила проблему директор института Елена Тюрина.
Плюс в этом году сказывается удорожание производства из-за роста стоимости импортной составляющей (семенной материал, удобрения и так далее) и топлива. Так что на конец весны будущего года опять придется пик цен. Пока же стоимость овощей находится на уровне прошлого года или чуть выше, в зависимости от региона.
Впрочем, в ближайшие годы ситуация должна заметно измениться. «Сейчас реализуется большое количество проектов по хранению плодоовощной продукции. К этому приходят даже относительно небольшие хозяйства», – указывает эксперт. Уже в этом году мы можем ожидать некоторого сокращения объемов импорта овощей, что приведет к снижению зависимости от ситуации на валютном рынке.
В скором времени этот процесс наберет еще больший оборот. В России на этой неделе была создана Национальная ассоциация оптово-распределительных центров (НАРЦ), которая займется решением проблемы с хранением продовольствия отечественного производства и поставками его на прилавки магазинов.
Сейчас главными пользователями крупных овощехранилищ являются большие торговые сети и сельхозтоваропроизводители. Важно, чтобы доступ к мощностям по хранению получили и малые фермерские хозяйства, настаивает Тюрина.
Какова перспектива развития такого важного сегмента продовольственной цепочки, от которого напрямую зависят цены на прилавках? Об этом корреспондент «Российской газеты» беседует с исполнительным директором Национальной ассоциации оптово-распределительных центров Владимиром Лищуком.
Прямая речь
Сейчас многие участники сельхозрынка подтверждают, что у фермеров, особенно небольших, есть проблемы со сбытом. Чего уж говорить о держателях личных подсобных хозяйств, которые бы и рады продавать свою продукцию – урожая часто собирают больше, чем сами могут употребить. Где-то эти вопросы налажены. Например, за знаменитыми луховицкими огурцами, по слухам, покупатели на «газелях» чуть ли не в очереди выстраиваются. Но это единичная практика. Вы готовы заниматься организацией подобной работы?
Владимир Лищук: Раньше, в советское время, это называлось кооперацией. Было целое движение. Тут не надо придумывать ничего нового, надо просто возродить это хорошо забытое старое. И мы обязательно будем этим заниматься.
Специально обученные люди будут ездить и собирать у этих бабушек и дедушек по мешку картошки, привозить, чистить, фасовать, упаковывать, формировать товарные партии и отправлять уже нужными объемами в торговые сети.
То есть вы будете заниматься самым слабым звеном в цепочке «от поля до прилавка»?
Владимир Лищук: Да. Оно находится, как вы правильно заметили, между производителями сельскохозяйственной продукции и торговыми сетями. Особенно когда речь идет о фермерских хозяйствах, которые не всегда могут выполнять требования торговых сетей к объемам, срокам поставок, к фасовке и упаковке.
Нужные объемы и упаковку не могут организовать и перекупщики. Сети вынуждены заниматься импортным товаром, который соответствует их стандартам. И формат оптово-распределительных центров (ОРЦ) поможет выполнить их требования.
В конце прошлого года правительством приняты поправки в программу развития сельского хозяйства. Они предполагают развитие в России сети ОРЦ к 2020 году. На это предполагается выделить 79 миллиардов рублей.
Сейчас создание таких центров уже идет. Так ведь?
Владимир Лищук: Совершенно верно. Два центра уже функционируют в столичном регионе – в Домодедово и на Каширском шоссе.
В скором времени откроется третий, в Солнечногорском районе Московской области. Там помимо плодоовощной будет представлены мясо, рыба и молочная продукция. Получено разрешение на строительство первой фазы центра под Санкт-Петербургом и в Нижнем Новгороде.
Всех, понятно, интересует, что изменится на полках.
Владимир Лищук: Когда мы сможем хранить достаточные объемы урожая, у нас не будет таких скачков цен перед новым годом после сезонного снижения стоимости продуктов осенью. Колебания несколько сгладятся.
Чем больше будет отечественного продовольствия, закупки которого не связаны с курсом евро и доллара, тем ниже будет стоимость продукта в магазине. Ведь сейчас вряд ли мы можем сказать, что курс рубля вернется к прежним значениям.
Каких товаров это коснется?
Владимир Лищук: Всех, которые у нас производятся. Абсолютно точно – овощей и фруктов. Кроме экзотических, которые мы не можем вырастить в силу природных условий. Также мясо, рыба, молочная продукция. Все эти товары станут более доступными.
Можно точно сказать, что на определенную группу товаров цены точно понизятся и на сколько?
Владимир Лищук: Когда заработает программа по созданию сети оптово-распределительных центров, по моим прогнозам, розничные цены на плодоовощную группу («борщевой набор») могут снизиться на 12-15 процентов. На рынке мяса и молока ситуация более сложная, так что пока тут прогнозы делать пока сложно.
Василий Миронов, «Российская газета»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?