Декоративное изображение
7 965

Поделиться

Торговые сети УрФО: итоговый обзор 2007

Cветлана Кирсанова, УралПолит.Ru

Рынок розничной торговли – один из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. Он устойчиво развивается на 15-20 % в год. В прошлом году оборот розницы достиг рекордного показателя 8627,5 млрд. руб., увеличившись на 13% по сравнению с 2005 годом.

Покупатели стали еще более активными в этом году. Оборот розничной торговли в первом квартале 2007 года значительно превосходит показатели 2006 года и составляет 2228,3 млрд. руб. В мае оборот российского ритейла вырос на 14,6% к соответствующему периоду прошлого года – до 834,9 млрд. рублей. По мнению специалистов ИА «INFOLine», регулярно анализирующих состояние торговых сетей формата FMCG (Fast Moving Consumer Goods – товары повседневного спроса), причинами динамичного роста являются увеличение денежных доходов россиян, снижение инфляции и повышение уровня монетизации экономики.

На 2007 год Минэкономразвития ожидает продолжение роста торговой активности. По прогнозам министерства, товарооборот может превысить 10 трлн. руб.

По итогам 2006 года «INFOLine» выделяет трех лидеров розничной торговли – торговые сети «Metro Cash & Carry» (чистые продажи $1,8 млрд.), «Магнит» ($1,578 млрд.) и «Пятерочка» ($1,359 млрд.). В общем объеме эти три игрока занимают 4 % рынка. Однако в целом доля сетевиков в российском ритейле пока невысока – порядка 25 %. В западных странах эта цифра гораздо выше. К примеру, в Англии лидер рынка – группа Tesco – занимает более 30 % национального рынка бакалейной розничной торговли. А на ведущую четверку (Tesco, Asda, Sainsbury’s и Morrisons) приходится около 75 % всего рынка.

Основные игроки рынка розничной торговли УрФО

Территория Уральского федерального округа, переживающего период бурного экономического роста, сильно привлекает крупных игроков. Сегодня в УрФО представлены практически все крупнейшие сети формата FMCG, действующие в России: «Пятерочка», «Дикси», «Карусель», «MetroCash&Carry», «Рамстор», «Патэрсон», «Седьмой континент», «Магнит», «Гроссмарт», «Auchan», «Лента Cash&Carry», «Мосмарт», «Мегамарт» и другие. Хорошо развиты сети по продаже бытовой техники и электроники сети: «Мир», «Эльдорадо», «Техносила» и т. д., а также сети, реализующие одежду, ткани и обувь. Вслед за «OBI» и «IKEA» в этом году на Урал придет еще одна международная сеть стройматериалов – «Castorama».

Из региональных сетей лидерами формата FMCG являются екатеринбургские сети «Кировский», «Купец», «Монетка», имеющие магазины не только в столице Урала и Свердловской области, но и в других субъектах РФ. Усиливает позиции и ряд местных сетей, работающих на территории своих областей и автономных округов. В Екатеринбурге, по данным на 1 января 2007 года, доля сетевых предприятий от общего количества в продовольственной торговле составляет 21%, непродовольственной – 32%. За год прирост сетевых операторов составил 114 предприятий. Количество международных торговых сетей в 2006 году увеличилось на девять, число местных сетевых операторов – на два. Больше всего сетевых предприятий занимается реализацией одежды и обуви – 21%.

В столице Урала работают такие сетевики, как «MetroCash&Carry», «Auchan», «Пятерочка», «Вещь», «Детский мир», «OBI», «IKEA», «Oviesse», «Гроссмарт» и другие. В ближайшем будущем в городе появятся новые гипермаркеты «Карусель» и «О’Кей». Сильные позиции у местных сетевых структур – «Купец», «Кировский», «Звездный». Немало сетевых игроков в Тюмени. Здесь работают «Мосмарт», «Лента Cash&Carry» (первый магазин сети на территории УрФО), «Монетка», «Мегамарт», «MetroCash&Carry». Кроме того, в Тюмени хорошо развиты местные сети, объекты которых, несмотря на приход инорегиональных сетевиков, пользуются популярностью у горожан. По данным информационно-аналитического управления администрации города, это такие фирменные магазины тюменских товаропроизводителей, как сеть магазинов «Тамара» (ЗАО «Холдинговая компания «Фонд»), «Абсолют» (ОАО «Ялуторовский мясокомбинат»), «Вишенка», «Русский каравай» (ОАО «Тюменский хлебокомбинат»), «Бенат», «Тюменский бройлер», продовольственный магазин «Пассаж».

В Челябинске тоже представлены как крупные инорегиональные сетевые структуры: «Пятерочка», «Дикси», «Магнит» (Челябинск – первый регион в УрФО, куда пришла эта сеть), «Патэрсон», «Седьмой континент» (открыл гипермаркет «Наш» в 2007 году), «MetroCash&Carry» (только что открылся в Копейске), так и сильные местные сети, среди которых лидерами являются «Незабудка» и «Молния».

Впрочем, «Незабудка» в последнее время резко снизила обороты – в управлении по торговле администрации города это связывают со сменой акционеров компании. В прошлом году среднемесячная выручка с одного квадратного метра торговой площади магазинов «Незабудки» оказалась крайне низкой – 2,3 тыс. долл., в то время как у сходных по формату с «Незабудкой» магазинов «Магнит» этот показатель достигал 6 тыс. долл. Дело дошло до пустых полок в магазинах сети.

Неудивительно, что в мае этого года основной акционер «Незабудки» BaringVostok выставил ее на продажу. По сообщению ряда российских СМИ, возможность приобретения челябинской сети в настоящее время рассматривают сразу федеральных ритейлеров, в том числе «Седьмой континент» и «Мосмарт». Кроме того, на днях торговая сеть «Матрица», являющаяся один из лидеров розничной торговли в Башкирии и Оренбургской области, приняла решение начать экспансию в города России, в том числе Челябинск. В Кургане массового нашествия федеральных ритейлеров пока не наблюдается. Основная доля на рынке розничной торговли – порядка 80 % – принадлежит местным компаниям, которые активно развивают свои сети: «Метрополис» (17 магазинов плюс оптовый склад), «Ахиллес» (10 торговых точек), «Ежевика» и «Грация» (по шесть магазинов) и другие.

Кроме того, в столице Зауралья работают екатеринбургские сети «Кировский» (три магазина), «Купец» (шесть) и «Монетка» (пять магазинов). Как утверждает заведующая отделом организации общественного питания, торговли и бытового обслуживания администрации города Вера Бабарикина, приход иногородних операторов положительно повлиял на ситуацию на рынке розничной торговли. Местные ритейлеры вынуждены были полностью перевести свои торговые точки на самообслуживание, повысить культуру обслуживания. Кроме того, обострившаяся конкуренция ведет к пересмотру ценовой политики. Если, например, в соседней «Монетке» ценники привлекательнее, чем в «Метрополисе», последний поневоле снижает цены.

На сегодняшний день практически не представлены федеральные сетевые структуры в северных регионах УрФО – ХМАО-Югре и ЯНАО, исключение составляет екатеринбургская «Монетка», открывшая в апреле 2007 года магазин в Сургуте (ХМАО). Хотя возможность освоения этих территорий иногородними операторами рассматривается уже в течение нескольких лет.

Рынок розничной торговли в автономных округах развивается очень активно, однако рост происходит за счет собственных ритейлеров. Так, в ЯНАО значительную долю товарооборота – около 40 % – приходится на ООО «НоябрьскТоргНефть» (НТН), где создана целая индустрия собственного производства: цеха по производству мясных полуфабрикатов, переработке рыбы, кондитерский и хлебопекарные цеха, а также цех по производству салатов.

Местные участники рынка считают, что приход крупных сетевиков послужит повышению конкуренции, удовлетворению потребностей населения, улучшатся ассортимент и качество товаров и услуг. Об этом, в частности, говорилось в апреле нынешнего года в Ханты-Мансийске на встрече представителей Югорского государственного университета с руководителями окружного Фонда поддержки предпринимательства, ООО «Окружной бизнес-инкубатор» и представителями предпринимательского сообщества.

Судя по активности региональной экспансии крупнейших сетевиков, приход иногородних ритейлеров в отдаленные регионы – только вопрос времени. Как сообщает ИА «Югра-Информ», в Сургуте уже ведется строительство торгово-развлекательного центра «Вершина» – его строит компания S.A.Ricci/King Sturge. Новый ТРЦ должен открыться в 2008 году. По словам партнера компании в России Игоря Шуравина, это один из лучших проектов S.A.Ricci/King Sturge в нашей стране.

Ритейлеры углубляются в провинцию

Конкуренция на розничных рынках крупных городов с населением от миллиона жителей становится все более острой. В этих условиях закономерным выглядит стремление ведущих операторов рынка к освоению российской глубинки. Сегодня они проявляют интерес не только к городам-миллионникам, но и к региональным центрам с населением до 500 тыс. человек, где проживает 73 % городского населения России.

Так, один из российских лидеров ритейла – «Магнит», имеющий 1893 магазина в более чем 600 городах и населенных пунктах страны, заявляет о намерении и в дальнейшем проникать в небольшие города и населенные пункты. В ближайшие годы «Магнит», на территории УрФО представленный пока только в Челябинске, собирается расширять свое присутствие в Уральском регионе.

Стремление в регионы вполне объяснимо: региональные рынки растут быстрее, чем московский и питерский. Так, в Екатеринбурге товарооборот розничной торговли за 2006 год вырос на 19,6 % к уровню предыдущего года и составил 201,7 млрд. рублей. В Тюмени оборот розничной торговли за прошлый год оценивается в 71,1 млрд. рублей, что на 22 % больше, чем за 2005 год. В ХМАО-Югре товарооборот вырос на 20,6 % и составил 172,4 млрд. руб. В Челябинской области рост розничного товарооборота составил 21,2 % по сравнению с 2005 годом и выразился в сумме 194,4 млрд. рублей. На 19,4 % вырос оборот розницы в Кургане, составив 24,5 млрд. руб. В ЯНАО оборот розничной торговли в 2006 году составил 62 млрд. рублей и увеличился в действующих ценах по сравнению с 2005 годом на 29,7% (товарооборот по регионам УрФО в 2006 году – приложение № 1).

Бурное развитие региональных рынков, по мнению аналитиков, вызвано тем, что они стартуют с более низкой планки и имеют большую долю нецивилизованной розницы. Но и в регионах количество современных форматов год от года увеличивается, хотя до обеих российских столиц провинциям еще далеко. В 2006 году доля современных форматов розничной торговли: гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры и т.д. (форматы торговли – см. приложение № 2) по России в целом составила около 25 %, в то время как в Санкт-Петербурге этот показатель превышает 60 %, а в Москве – 30 %.

Крупнейшие операторы в последние годы развиваются одновременно в нескольких форматах – для «всеохватности» аудитории. «Седьмой Континент» развивает сразу три формата – дискаунтер, супермаркет и гипермаркет. Сеть «Дикси», изначально ориентировавшаяся на дискаунтеры, тоже задумалась об открытии других форматов – гипермаркетов и «магазинов шаговой доступности». Сеть магазинов «Магнит», развивающая «магазины у дома», уже открыла супермаркеты, а с 2007 года добавляет и формат гипермаркета. «Лента Cash&Carry» открывает сеть «магазинов у дома».

«X5 RetailGroupN. V.», владеющая дискаунтерами «Пятерочка» и супермаркетами «Перекресток», сейчас заявила приоритетным форматом для развития большие гипермаркеты – то, чего у «X5» пока нет. Рабочее название будущих гипермаркетов – «Frank». Всего за 5-7 лет их планируется открыть порядка 70.

Наряду с расширением влияния в российских регионах крупных федеральных игроков происходит усиление позиций региональных сетей. По словам генерального директора торговой сети «Купец» Олега Сотникова, в прошлом году компанией было принято твердое решение увеличивать количество торговых предприятий под собственным брендом. «Задача – заметно увеличить свое присутствие в области и, по возможности, выйти за её пределы, – цитируются его слова на сайте компании. – Мы изучаем интересные для нас предложения в тех городах, где востребованы сети продовольственных магазинов. Если есть устраивающие нас предложения по аренде – значит, это будут арендованные магазины. Есть возможность покупки – мы готовы рассматривать и такие варианты». В этом году уже открылись магазины «Купец» в Первоуральске и большой одноименный торговый центр в Кургане. Продолжает открывать новые магазины торговая сеть «Монетка». По состоянию на 15 июня, в составе сети насчитывается уже 110 магазинов в 24 городах Уральского региона и Республики Башкортостан. 13 июня «Монетка» открылась в городе Краснотурьинске Свердловской области. В ближайшее время планируется открытие новых магазинов в Кушве, Перми, Екатеринбурге, Кургане и Уфе.

Слияния и поглощения – основной тренд на рынке

Эксперты ИА «INFOLine» в рамках традиционного обзора «Торговые сети FMCG» проанализировали финансовые показатели сетей. Один из основных выводов, к которому пришли аналитики – в 2006 году происходило снижение рентабельности ряда российских сетей FMCG. Это обусловлено, прежде всего, насыщением рынка мегаполисов, ужесточением конкуренции, а при движении в регионы – отсутствием логистической инфраструктуры. Данные процессы приводят к тому, что на розничном рынке идет процесс консолидации и увеличивается количество сделок M&A (слияния и поглощения).

Стоит отметить, что процессы сделки M&A в рамках консолидации рынка начинают происходить не только на уровне федеральных сетей, но и между менее крупными региональными игроками рынка, а также при движении федеральных сетей в регионы. Наиболее ярким примером сделок в 2006 году явилось слияние сетей «Пятерочка» и «Перекрёсток», объединившихся под брендом X5 Retail Group N. V.

В Уральском федеральном округе одной из самых заметных сделок M&A сетей в минувшем году стало приобретение компанией «Мосмарт» челябинской торговой сети «Сезам», состоящей из четырех супермаркетов. «Мосмарт» выкупил права аренды и торговое оборудование магазинов. Местные аналитики полагают, что сделка состоялась потому, что московской сети «Мосмарт» просто понадобился «входной билет» на челябинский рынок. Магазины ребрендированы в «Мосмарт-Экспресс». В настоящее время, как уже говорилось, в столице Южного Урала продается сеть «Незабудка».

В ближайшем будущем снижение операционной рентабельности и рентабельности EBITDA (earning before income tax, deprecation and amortization – доходы без вычета подоходного налога и амортизации) ряда российских сетей FMCG будет продолжаться. Поэтому сделки M&A станут все более распространенными, утверждают эксперты.

В течение ближайших двух лет ключевой тенденцией на рынке продуктовой розницы должно стать объединение за счет покупки федералами региональных игроков.

«Сейчас мы получаем предложения, и недалек тот день, когда нам придется или продаваться, или покупать, или обмениваться акциями. Рентабельность падает, количество жителей уменьшается, количество игроков растет, поэтому другого пути, как объединяться, у нас нет», – считает президент екатеринбургской компании « Супермаркет «Кировский» Игорь Ковпак.

Стремление к укрупнению более чем объяснимо на фоне продолжающейся экспансии иностранных ритейлеров. Французский ритейлер «Auchan» заявил о планах активного развития в России сети супермаркетов «Atac». В 2007 году в Москве и области к нынешним пяти супермаркетам «Atac» добавится еще семь, а с 2008 года сеть будет ежегодно открывать по 10-15 магазинов в регионах.

Кроме того, недавно о своем намерении выйти на российский рынок заявила еще одна французская сеть гипермаркетов «Carrefour». Примеру «Carrefour» могут последовать американская сеть «Wall Mart» и британская «Tesco». Так что расслабляться российским торговцам в ближайшие годы явно не придется.

Понятно, что достойно конкурировать с иностранными компаниями, обладающими немыслимыми для нас финансовыми возможностями, смогут только крупные отечественные структуры. Вследствие укрупнения у операторов появляется больше возможностей, как финансовых, так и в сфере человеческих ресурсов. Кроме того, консолидация стимулирует развитие смежных отраслей – девелопмент, производство, логистику и т.п.

Темпы роста розничного оборота в России в последние годы превышают показатели других стран, однако число торговых точек в расчете на миллион жителей у нас пока существенно ниже. Так, в Чехии насчитывается 129 торговых точек на 1 млн. человек, в Венгрии – 90, Хорватии – 86, Польше – 80, Словакии – 68, а в России – всего 19. Исходя из низкого количества магазинов на душу населения, российский розничный рынок имеет огромный потенциал. К тому же концентрация розничной торговли намного ниже, чем на зарубежных рынках. Согласно экспертным оценкам, к 2010 году сети будут составлять 84 % розничного рынка России.

Основной проблемой ритейлеров на данный момент является нехватка торговых площадей. У сетей с быстрыми темпами развития, а это большинство федеральных сетей, проблема площадей стоит наиболее остро. По пути строительства торговых объектов все чаще идут как иностранные, так и федеральные и региональные сети.

Российские торговые сети выходят на финансовый рынок

В рамках уже упоминаемого нами отраслевого обзора «Торговые сети FMCG» эксперты ИА «INFOLine» провели анализ взаимодействия сетей с финансовыми рынками. В результате исследования была выявлена следующая ключевая тенденция: развиваясь, российские сети начинают все более активно выходить на финансовый рынок путем размещения облигационных займов и проведения IPO.

К началу 2007 года уже сформировалась группа ритейлеров, включающая около 15 торговых сетей, которые имеют опыт успешного размещения эмиссионных ценных бумаг (в первую очередь облигаций) и раскрытия консолидированной отчетности по международным стандартам.

В рамках обзора эксперты выявили основные причины выхода на рынок облигаций: низкий уровень рентабельности розничной торговли по сравнению с другими отраслями, не позволяющий ритейлерам развиваться только за счет собственных средств, высокая стоимость девелоперских проектов и проектов регионального развития, необходимость реструктуризации пассивов, обусловленная значительным объемом краткосрочного долга и его высокой стоимостью.

В обзоре аналитики отмечают, что в 2005 году российскими ритейлерами были размещены только семь облигационных займов (без учета CLN сети «Седьмой Континент» на сумму 90 млн. долл.) на общую сумму 10,9 млрд. руб., а уже в 2006 году – 13 облигационных займов на сумму 24,2 млрд. руб.

Например, ООО «Дикси-Финанс» в прошлом году разместило дебютные облигации объемом 3 млрд. руб., а в сентябре – объемом 4 млрд. руб. ОАО «Столичные гастрономы» (владеет недвижимостью торговой сети «Седьмой континент») разместило облигации на сумму 1,5 млрд. руб. В августе 2006 года на фондовой бирже ММВБ прошло размещение облигаций ЗАО «Марта Финанс» объемом 2 млрд. руб. Сеть «Патэрсон» в декабре 2006 года разместила на ММВБ дебютный выпуск облигаций объемом 2 млрд. руб.

На 2007 год намечено более десяти займов на общую сумму 52 млрд. руб. Эксперты отмечают, что в 2005-2007 годах параллельно с ростом выручки сетей происходит и увеличение среднего размера, а также максимальной величины займов. В 2005 году максимальный объем займа «Пятерочки» составил 3 млрд. руб., в 2006 году «Копейка» разместила займ объемом 4 млрд. руб., а в 2007 году «X5 Retail Group» планирует разместить облигации на сумму 9 млрд. руб.

Эксперты ИА «INFOLine» отмечают, что количество российских сетей FMCG, разместивших облигации, и общий объем привлеченных средств в 2005-2006 годах существенно выросли, причем, по их мнению, подобная тенденция сохранится и в 2007 году, что подтверждается уже обнародованными планами компаний, обострением конкуренции и активизацией процесса консолидации на российском розничном рынке.

Здоровая конкуренция идет на пользу покупателю

Если российская экономика продолжит расти в среднем на 5,5-6 % ежегодно, то можно ожидать, что среднегодовой рост доходов населения будет на уровне 9-10 %. А это значит, что у российского розничного рынка блестящие перспективы. До 2010 года, по прогнозам Минэкономразвития, сегмент продовольственной розницы будет расти в среднем на 14,1 % в год, непродовольственной – на 16,4 %.

По мнению участников рынка, ужесточающаяся конкуренция идет на пользу покупателю. Приход иностранных и крупных отечественных операторов в регионы способствует расширению ассортимента товаров – уж чего-чего, а товарного голода россияне не испытывают уже давно и даже стали забывать, что это такое. Повышается качество обслуживания, корректируются цены. Развитие современных форматов торговли приближает российскую розницу к уровню европейских стран.

По словам начальника управления торговли администрации г. Челябинска, Валентина Барановского, именно из этих соображений столица Южного Урала в последнее время перестала делать упор на преобладание местных компаний. Не исключено, что одним из якорных арендаторов в строящемся торговом комплексе в районе «Родничка» станет «Auchan», хотя, как уточняет начальник управления, возможно, это место займет какой-либо другой крупный оператор.

Пока одной из серьезных проблем взаимодействия региональных властей с крупными, особенно иностранными, ритейлерами, является организация поставок продукции местных производителей в магазины сетей. Это характерно для Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, где доля «варягов» наиболее высока. (Собственно, она более чем актуальна для всей России, чем и вызвана необходимость принятия федерального закона «О розничной торговле», о чем пойдет речь чуть ниже). Но местные власти пытаются решать эту проблему.

Так, администрацией города Тюмени подписаны соглашения с руководством крупных торговых операторов (за исключением гипермаркета «MetroCash&Carry») о расширении объемов продаж тюменских товаров, доля которых в общем объеме продаж должна составлять не менее 10 %. По данным департамента экономики городской администрации, в настоящее время в этих магазинах присутствуют товары местных товаропроизводителей по всем товарным группам, производимым товаропроизводителями Тюмени и Тюменской области.

Наиболее конструктивные и продуктивные отношения складываются с гипермаркетами «Перекресток» и «Мосмарт», на полках магазинов которых представлены товары 30 тюменских товаропроизводителей, торговая наценка составляет от 15-20 % против 30 % общегородской.

Возможная ложка дегтя

В июле 2007 года Минэкономразвития должен представить в Правительство РФ концепцию закона «О розничной торговле». И хотя проект пока не завершен и многие его положения еще неясны, сетевые ритейлеры бьют тревогу. Похвальная сама по себе попытка разработчиков раз и навсегда решить проблему доступа отечественных производителей к полкам федеральных сетей может, по их мнению, серьезно деформировать рынок и прервать происходящий сегодня процесс консолидации.

Как сообщается на сайте Агентства регионального развития потребительского рынка и сферы услуг, самое существенное ограничение законопроекта – предлагаемый ФАС запрет сетям, получившим 35 % локального рынка, открывать в этом регионе новые магазины и проводить сделки M&A. В октябре 2006 года глава ФАС Игорь Артемьев предложил снизить планку границ доминирования ритейлеров на региональных рынках с 35 до 5–10 %. По его словам, обеспокоенность антимонопольного ведомства вызвана заявлениями от ряда сельхозпроизводителей, фактически обвиняющих сети в картельном сговоре. Поставщики жаловались, что их обязывают платить огромные суммы за место на полке.

Вероятность того, что предложение Артемьева войдет в закон «О розничной торговле», довольно высока. ФАС в этом вопросе поддерживает Минэкономразвития.

Федеральные продавцы категорически не согласны с предложением ФАС, сообщает журнал Sales Business. В частности, в «X5 Retail Group» уверены, что продуктовые розничные сети не могут занимать положение, достаточное для того, чтобы ставить кому-то условия и оказывать давление, поскольку доля любой из них не превышает 2 % (доля крупнейших сетевых ритейлеров – приложение № 3).

«Идея снизить границу доминирования для продуктовых ритейлеров с 35 до 5–10 %, – мера по сути своей антирыночная, – убежден директор по коммуникациям «X5 Retail Group» Геннадий Фролов. – Эту инициативу еще как-то можно объяснить, если бы она была направлена против прихода на российский рынок крупных международных игроков. Но каким образом ограничение сети на региональных рынках долей в 5–10 % поможет отечественным сельхозпроизводителям? Они и так имеют массу возможностей реализовывать свою продукцию, в частности, в различного рода несетевых магазинах и на открытых рынках». По мнению Геннадия Фролова, от снижения планки доминирования может произойти достаточно серьезное замедление динамики роста отечественного рынка ритейла. Если озвученные Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) меры по борьбе с «произволом» розницы будут оформлены законодательно, «под раздачу» попадут не только продуктовые ритейлеры, но и сети бытовой техники и электроники, продавцы сотовых телефонов, парфюмерии и косметики.

Впрочем, не исключено, что участники рынка паникуют напрасно. Оправданы их опасения или нет, мы узнаем уже этим летом.

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами