Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Тайный покупатель
– Как будут проходить проверки?
– Мы собираемся лично проверить, что можно сделать для упрощения и удешевления процедур ведения бизнеса в стране. Мировое бизнес-сообщество давно признало, что услуга «тайный покупатель» является наиболее эффективным решением, ставшим неотъемлемым элементом в построении эффективной работы компаний. Методика Mystery Shopping, широко используемая в США и Европе для контроля качества обслуживания в рознице, набирает популярность и в нашей стране. Мы эту методику переложили на процедуры ведения бизнеса, когда сам предприниматель выступает в роли тайного покупателя государственных услуг. Проводя исследование, ставим себе цель на практике оценить этапы, время и стоимость прохождения необходимых процедур.
Уже создан оперативный штаб, в который вошли представители всех общероссийских бизнес-объединений. Штаб будет координировать всю работу по проведению «контрольных закупок».
– Расскажите о контрольных закупках, которые вы уже провели.
– В конце прошлого года мы провели контрольную закупку по «дорожной карте–регистрация предприятий». Выступив в роли обычных покупателей, нам удалось найти узкие места в процедуре регистрации. Самое основное, что, на наш взгляд, необходимо сделать,–принять законы об отмене предварительной оплаты уставного капитала и об отмене обязательного нотариального заверения заявления о регистрации юрлица, что предусмотрено соответствующей «дорожной картой».
Еще один очевидный путь для улучшения ситуации–упрощение подачи документов в электронном виде. К нашему удивлению, выяснилось, что зарегистрировать компанию, лично подав документы, дешевле и проще, чем через Интернет. Например, в Новой Зеландии и Канаде, которые занимают по показателю «регистрация предприятий» первое и второе места, не требуется ни электронная цифровая подпись, ни сканирование документов. Нам также следует пойти по этому пути.
Еще одно наше предложение–разрешить повторную подачу документов без оплаты госпошлины. Сегодня предприниматели, боясь ошибиться и потерять время и деньги в случае отказа, зачастую обращаются к различного рода посредникам. Во время нашей «контрольной закупки» мы получили 3 отказа на 11 поданных заявлений.
– Как именно проходила «контрольная закупка»?
– Напомню, что в последнем рейтинге Doing Business по показателю «регистрация предприятий» Россия занимает 88-е место. По оценкам Всемирного банка, чтобы зарегистрировать компанию, необходимо пройти 7 процедур, потратить 15 дней и 5750 рублей (1,3% от среднедушевого валового национального дохода–12700 $). Если посмотреть текущие показатели «дорожной карты» по этой теме, то для регистрации предприятия необходимо 9 этапов, 30 дней и 6100 рублей.
Результаты нашего исследования подтвердили, что сегодня, для того чтобы зарегистрировать юридическое лицо в Москве, необходимо пройти 7 процедур. Но если считать по методологии рейтинга, в которой 1 процедура занимает не менее 1 дня, то мы прошли все семь процедур за 13 дней. У нас это получилось быстрее, так как открытие расчетного счета занимает по факту один день.
При желании пройти все процедуры можно и за 9 дней. Заверить заявление у нотариуса, оплатить пошлину и отвезти документы в налоговую вполне можно и за одни сутки. Но вот совокупные затраты на регистрацию оказались больше, чем заявлялось. Так, нотариальное заверение подписи стоит 200 руб., но нотариусы при заверении заявления включают в стоимость затраты на «техническую работу» в размере 1000–1200 рублей, которая по факту не проводится (так как клиент приходит с распечатанным и заполненным заявлением).
Отдельно хотел бы остановиться на процедуре подачи документов в налоговую инспекцию. В исследовании мы использовали два способа: подавали документы в бумажном и в электронном виде. Подавая документы в электронном виде, мы столкнулись с рядом трудностей.
Во-первых, необходимо получить электронно-цифровую подпись в удостоверяющих центрах, аккредитованных в ФНС России, что добавляет к процедуре регистрации от 1 до 7 дней и от 1 до 6 тыс. руб. в зависимости от центра. Кроме того, еще необходимо подготовить солидный пакет документов для получения ЭЦП.
Во-вторых, для подачи заявления в электронном виде все равно необходимо подготовить сначала документы в бумажном виде, заверить заявление о госрегистрации у нотариуса, потом документы отсканировать в определенном формате, с определенным разрешением и глубиной цвета, загрузив их в предварительно скачанный «транспортный контейнер».
В-третьих, подать документы в электронном виде через портал nalog.ru возможно только в операционной системе Microsoft Windows и только через один интернет-браузер Internet Explorer. Хотя, думаю, очень многие пользуются и другими интернет-браузерами (Google Chrome, Firefox, Opera, Safari).
При получении отказа независимо от причин, будь это ошибка в заполнении документов либо не подтвердилась правомерность использования юридического адреса, у предпринимателя есть два выхода: оспорить решение об отказе–а это длительный процесс–или подать документы на регистрацию заново. При повторном обращении предприниматель вынужден снова платить госпошлину в размере 4 тысячи рублей.
– Будете привлекать к проверкам бизнес?
– Если первая «контрольная закупка» проводилась только силами членов нашего клуба, то ко всем последующим мы намерены привлечь максимальное количество предпринимателей в регионах. Уже сегодня начинаем широкую общественную кампанию, чтобы собрать максимально большое количество реальных дел.
По итогам закупки мы обязательно будем встречаться с профильным министром и расскажем о том, что у нас получилось. И в дальнейшем будем держать ситуацию под контролем. Если понадобится, проведем закупку повторно и вновь встретимся с чиновниками. Мы не отступимся, пока положение дел не будет устраивать бизнес. По сути, именно предприниматели принимают результаты НПИ, оценивая, достигнут ли эффект от выполнения мероприятий, предусмотренных «дорожными картами».
Елена Шмелева, «РоссийскаяБизнес-газета»
rg.ru/gazeta/biznes/2014/02/04.html
Инвестиции Малый бизнес
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?