Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Столото»: лотерейные билеты помогут ритейлу увеличить прибыль и трафик
Новый источник дохода без дополнительных инвестиций
К проекту по продаже лотерейных билетов вслед за крупными сетями присоединились магазины у дома. На очереди — гипермаркеты техники и электроники, фаст-фуд и даже заправки. Почему ритейлу выгодно сотрудничество с лотереями, рассказал директор по продажам крупнейшего распространителя государственных лотерей в России под брендом «Столото» Роман Роменский.
— Расскажите о спросе на лотерейные билеты. Близится Новый год, у всех продажи растут. А для вашей компании это горячий сезон?
— У нас продажи особенно растут, потому что Новый год — это самое подходящее время поверить в удачу. Сейчас взлетел спрос на новогодний тираж «Русского лото», который состоится 1 января в прямом эфире на ТВ. Главный приз тиража — 1 миллиард рублей! Впервые такую баснословную сумму может выиграть один человек, а это значит, что у любого участника есть реальная возможность стать первым в России лотерейным миллиардером. Событие для отрасли поистине историческое.
Что же касается снижения спроса, то обычно оно приходится на летний период, когда люди уезжают в отпуск. Тем не менее есть большое количество почитателей лотерей, которые покупают билеты, будучи, например, на даче. Это люди, у которых есть достаточно свободного времени, чтобы в выходные сесть у телевизора и принять участие в «Русском лото» или «Жилищной лотерее».
— Кто чаще всего участвует в лотереях?
— Согласно статистике государственных лотерей, среди участников 53% — женщины, 47% — мужчины. Исторически так сложилось, что люди зрелого возраста предпочитают «Русское лото», «Жилищную лотерею», то есть бинго-лотереи, розыгрыши которых транслируют по ТВ. Более молодая аудитория выбирает числовые лотереи. Их тиражи проходят несколько раз в день. И, если говорить о совсем «продвинутом» поколении, то у нас есть быстрые лотереи, где розыгрыши происходят каждые две с половиной минуты. Можно выбрать числа на сайте и буквально через несколько минут узнать, улыбнулась ли удача.
— И какой вариант пользуется большей популярностью?
— Пока по-прежнему лидируют бумажные билеты, которые можно приобрести на конкретный тираж. Тем более что мест для их покупки становится все больше. Если раньше культовым местом приобретения были Почта России и специализированные киоски «Столото», то после того, как к продажам присоединился ритейл, география значительно расширилась. Сегодня наши билеты можно встретить не только в «Пятерочке» и «Перекрестке», но и в «Бристоле», «Ароматном мире», на подходе еще целый пул партнеров. Также недавно к нам присоединился еще один сотовый ритейлер — «Билайн». Всего в ритейле у нас уже более 80 тысяч точек продаж по всей стране. Лотерея ведь в какой-то степени импульсная покупка. И чем больше мест, где можно приобрести билеты, тем быстрее накопится крупный джекпот.
— А в чем выгода для ритейла?
— Во-первых, это новая ниша. Во-вторых, это возможность без инвестиций и рисков, не повышая товарный остаток, получить еще один источник прибыли и увеличить трафик. Динамика продаж у нас растет, прирост составляет более 50% в год. Для примера: в 2017 году в лотереях приняло участие 17% совершеннолетнего населения страны, тогда как в 2014 году эта цифра составляла только 4%. И мы можем смело ориентироваться на европейский показатель: там минимально участвуют от 47% до 75% жителей. То есть у нас впереди как минимум трехкратный рост, и нам необходимы новые каналы продаж.
— С чем связан такой рост популярности лотерей?
— Так сложилось, что у нас в стране довольно долго существовал определенный скепсис по отношению к лотереям. Он сформировался еще в 90-х. Но в 2014 году государство взяло лотереи в свои руки, так же, как когда-то табак и алкоголь. Был принят закон, четко регламентирующий все процессы. И за эти годы доверие к лотереям постепенно возвращается. Наша деятельность абсолютно прозрачна, результаты каждого тиража можно увидеть на сайте stoloto.ru. Мы максимально открыты, в любое время желающие могут посетить наш лотерейный центр на Волгоградском проспекте в Москве. Посмотреть, сколько людей приходит за миллионными выигрышами. Стоит сказать, что в день выигрывают более 200 тысяч билетов. Лотерейными миллионерами каждую неделю становятся в среднем 25 россиян. К слову, за время нашего сотрудничества с «Пятерочкой» миллионерами стали более 200 человек. А самый крупный выигрыш на сегодня — 506 миллионов рублей — достался участнице из Воронежской области, купившей счастливый билет в Почте России. По статистике, чаще всего победителями становятся те, кто принял участие случайно. Например, кому билет подарили или дали на сдачу.
— Как происходит продажа билетов в ритейле? Это отдельная стойка или кассир на кассе предлагает «взять билетик»?
— В районе касс в любом магазине обычно есть место, которое не занято ни шоколадками, ни жвачками, и ничего туда повесить в принципе нельзя. Мы изготавливаем специальное оборудование. Оно легко устанавливается либо силами наших сотрудников, либо силами работников магазина. Туда помещается несколько видов билетов. Как правило, мы рекомендуем бинго-лотерею и цифровую лотерею, с разной периодичностью розыгрыша. При покупке билета необходимо назвать кассиру свой номер телефона. Внести телефон в программу не составляет большой сложности. Номер телефона вводится при помощи стандартной кассовой клавиатуры. Если у покупателя возникнут какие-то вопросы, то на каждом билете есть номер контакт-центра, по которому можно круглосуточно задать вопросы и получить ответы. Ежедневно наш контакт-центр обрабатывает порядка ста тысяч звонков.
— Номер телефона покупателю оставлять обязательно?
— Да, потому что в случае потери билета никак иначе его невозможно будет восстановить. К тому же люди часто забывают о купленных билетах. Мы уже не раз сталкивались с тем, что Джекпот разыгран, а за выигрышем никто не приходит. И именно для этого нужен номер телефона, чтобы мы прислали сообщение или позвонили. Отыскать человека нужно в течение трех лет после тиража, иначе сумма вернется государству. Были случаи, когда приходилось просить сотрудников, продавших счастливый билет, вспомнить, как выглядел покупатель. Или давать объявление в местные газеты. В наших интересах, чтобы выигрыш забрали. Люди выигрывают, рассказывают знакомым и друзьям. Это популяризирует лотереи.
— Как и где можно забрать выигрыш?
— После того как у нас появился канал сбыта через ритейл, мы сделали выплаты еще более доступными. В случае выигрыша на телефон победителя приходит сообщение со ссылкой. Можно перейти по ней и зачислить деньги на счет мобильного телефона. Если сумма крупная, то по этой же ссылке можно ввести номер любой банковской карты, выпущенной в России, и перечислить средства туда. Также можно получить выигрыш наличными, отыскав по геолокации ближайшую точку выдачи. Это может быть и Почта России, и фирменная розница, и ритейл. Мы очень приветствуем, когда ритейл выплачивает выигрыши, потому что в 87% случаев человек готов на выигрыш приобрести новый билет или потратить средства на ассортимент торговой точки. Ну и конечно, выигрыш можно оставить на электронном кошельке на сайте stoloto.ru.
— Что нужно сделать сети в техническом плане, чтобы начать продавать билеты?
— Достаточно интегрировать нашу программу в кассовый модуль сети и разместить билеты на кассах. Для большинства касс решение нами уже написано. IT-команде остается только установить это приложение. Магазину — выставить билеты в продажу и провести среди сотрудников минимальный инструктаж. Мы готовим под каждую сеть свою обучающую программу. Она небольшого объема, буквально несколько страниц. Дальше проводятся тестовые продажи в нескольких точках, и если все в порядке, то мы подключаем всю сеть. Дальнейшую заботу мы берем на себя, большинство магазинов посещают наши мерчандайзеры. Все лотереи государственные, сети не нужно получать никаких дополнительных лицензий. Это не товар, это услуга. Достаточно просто заключить договор на распространение. И мы рады партнерству с любым ритейлом, не только продуктовым. Подойдут также и товары для дома, и детские товары, и ювелирные украшения. Там, где есть касса, всегда могут продаваться лотерейные билеты. Я скажу больше: мы сейчас на этапе технической интеграции с несколькими крупными сетями, продающими технику и электронику, а также с сетями быстрого питания и заправочными станциями. В 2019 году наши билеты появятся и там.
— Не так давно вы презентовали еще одну новинку — вендинговый аппарат. Расскажите подробнее об этом проекте.
— Вендинг уместно ставить там, где невозможно организовать рабочее место для человека в силу температурного режима или специфики локации. Самое популярное место — это холлы в торговых центрах или крупные транспортные пересадочные станции. Сейчас у нас установлено порядка ста вендинговых аппаратов по всей стране, и в ближайшее время мы планируем увеличивать их количество.
— Можно ли этот аппарат использовать для продажи чего-то, кроме билетов? Например, продуктов питания.
— Продукты питания так продавать маловероятно, а вот, например, принимать платежи — вполне. За услуги ЖКХ, сотовую связь. И даже, например, продавать билеты в кино. В общем, если в него зарядить какие-то бланки, которые позже можно распечатать, то почему нет?
Людмила Клыженко, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?