Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
11 819
Поделиться
Старший вице-президент Wal-Mart Лев Хасис: "Я экономлю людям деньги в 26 странах мира"
Что собой представляет головной офис Wal-Mart?
Он занимает несколько десятков зданий в городе Бентонвиль (северо-западная часть штата Арканзас). На въезде в город указано, что в нем проживают 35 301 человек, но сейчас, думаю, уже больше. Значительная часть населения работает либо в Wal-Mart, либо в одном из 1600 офисов наших поставщиков, либо в штаб-квартире второго крупнейшего в мире производителя мяса и птицы — компании Tyson Foods, расположенной в соседнем Спрингдейле. Все офисные здания Wal-Mart, в основном одноэтажные, очень аскетичны и рациональны: сразу понимаешь, что компания сфокусирована на контроле своих затрат.
Другой мир
Как выглядит ваш кабинет?
Кабинеты у всех без исключения руководителей довольно маленькие, у многих без окон, так что солнце, заглядывающее в окно моего кабинета, — практически роскошь по местным меркам. Кабинет оборудован экраном для презентаций и видеоконференций, офисная мебель очень функциональна и лишена каких-либо излишеств. В офисе высокоскоростной wi-fi, позволяющий использовать помимо стационарного компьютера ноутбуки и айпады. Кстати, недавно из любопытства решил проверить скорость беспроводной передачи данных, так вот на 26 Mбит/с мой speedtest зашкалил. В служебных целях в качестве основного мобильного гаджета используется Blackberry, который позволяет обеспечивать большую надежность и безопасность при передаче данных.
Как строится рабочий день топ-менеджера такой огромной корпорации?
Он начинается в 7 утра или раньше. Все встречи, совещания и поездки заблаговременно планируются, мое расписание на ближайшие 3–4 месяца уже сформировано на 60–70%. С коллегами из стран, где у нас есть бизнес, чаще всего общаемся по видеосвязи, однако и поездок немало. Все-таки трудно заменить личное общение. Только за три месяца прошлого года я успел поработать в четырех странах и провел в самолете десятки часов.
Что конкретно вы делаете в Wal-Mart?
Экономлю людям в 26 странах мира деньги, чтобы они могли лучше жить. Для работающих в Wal-Mart это не просто слова, а миссия компании, сформулированная ее основателем Сэмом Уолтоном. Для компании принципиально важно, чтобы товары в ее магазинах стоили дешевле, чем у конкурентов, будучи при этом не менее качественными. Если говорить о моих должностных обязанностях, то к ним относится интеграция и выход на новые рынки, форматная стратегия и взаимоотношения Wal-Mart с глобальными поставщиками.
Кому вы подчиняетесь?
Мой руководитель — Даг Макмиллон, СЕО и президент Wal-Mart International. Он примерно мой ровесник, работает в компании уже около 30 лет. Начинал с почасовой работы на распределительном центре и поднялся до нынешнего уровня, поработав на разных должностях во многих подразделениях компании, включая коммерческие и Sam’s Club. Так называемый магазин клубной торговли, в России таких пока нет. Имеет огромнейший опыт и в ретейле, и в менеджменте. Мы с ним не только единомышленники, но и добрые друзья. Он яркий лидер, я многому у него учусь.
Как складываются ваши отношения с коллегами?
В Бентонвиле уникальная атмосфера взаимного уважения. Говорят, это вообще особенность Среднего Запада. Даже критикуют здесь с улыбкой, никогда не переходя на личности. В компании действует политика открытых дверей — любой сотрудник имеет право прийти к руководителю любого уровня и будет выслушан. Каждый руководитель обязан регулярно покидать свой кабинет, заходить в различные подразделения и общаться с коллегами и подчиненными. Для этого есть даже специальный термин — CBWA (coaching by walking around — наставлять, бродя по офису). Регулярно проходят разные довольно забавные события типа благотворительного аукциона тортов или чемпионата по приготовлению сhili (традиционный острый суп из красных бобов). Раз в месяц проходят встречи высшего руководства с коллективом, на которые многие сотрудники приходят с супругами и детьми, атмосфера на таких встречах — семейная. В целом вопросам климата в коллективе уделяется огромное внимание, регулярно проходят анонимные опросы сотрудников, и руководителю подразделения с низким уровнем «боевого духа» может не поздоровиться — менеджерам со слабыми лидерскими способностями трудно сделать в Wal-Mart успешную карьеру.
Как восприняли ваши новые коллеги и подчиненные появление в руководстве компании человека из России?
В офисе компании можно встретить людей всех рас и национальностей. Например, в моих подразделениях работают не только родившиеся в США сотрудники, но и выходцы из Японии, Китая, России, Тайваня, Аргентины, Мексики, Кубы. Поэтому особой сенсации не было.
Еще россиян приглашать будете?
Конечно. Думаю, что уже в этом году к нам могут присоединиться несколько сильных российских менеджеров.
Экспансия
Какие приоритетные задачи вы как топ-менеджер ставите перед собой в этом году?
Развитие нашего бизнеса в Китае, Бразилии и Индии. Завершение интеграции приобретенных компаний на относительно новых для Wal-Mart рынках Чили и Южной Африки. Вывод наших партнерских отношений с глобальными поставщиками — такими как Coca-Cola, Nestle, Samsung, P&G и другими — на качественно новый уровень.
Сколько же магазинов будет в составе Wal-Mart, если ваши планы реализуются?
В этом году компания прирастет несколькими миллионами квадратных метров торговых площадей в дополнение к 10 тыс. существующих магазинов. Большую часть выручки компания получает в магазинах формата «гипермаркет» и «клубный магазин» (Sam’s Club), хотя и развивает помимо этих еще 12 других форматов (супермаркет, дискаунтер, кэш & кэрри, аптеки, оптика, рестораны и т.д.), для которых в разных странах используется более полусотни розничных брендов. Кроме того, важным приоритетом компании является развитие электронной коммерции, для которой «физические» магазины вообще не нужны.
Глобальный финансовый кризис сказался на капитализации Wal-Mart?
Несколько дней назад аналитики Bank of America–Merrill Lynch опубликовали любопытный отчет о нашей компании с интригующим названием «Десять причин покупать акции Wal-Mart». В числе этих причин — фокусирование руководства компании на интересах покупателей и сокращении операционных расходов, впечатляющий рост торговых площадей на международных рынках и продолжение улучшения сопоставимых продаж в США, а также сильные позиции для успешного развития глобальной eCommerce. Капитализация Wal-Mart растет: только с момента, когда я присоединился к компании, стоимость ее акций уже выросла более чем на 20%. Это создает весьма позитивный настрой для сотрудников компании, значительная часть которых является ее акционерами. Кстати, хотя, конечно, в этот рост я еще не успел внести свой вклад, один мой коллега не преминул пошутить, назвав меня талисманом.
Wal-Mart — самая большая корпорация на планете. Как это ощущается изнутри?
Как то, что ты работаешь в огромной ретейловой вселенной. В компании на всех континентах, кроме разве что Австралии и Антарктиды, работают более 2,2 млн сотрудников. Выручка приближается к $1 млн в минуту. Годовой бюджет Wal-Mart 2012 года на 10–15% превышает бюджет Российской Федерации. Плановые расходы бюджета РФ на 2012 г. — 12,7 трлн рублей — около $402 млрд. Однако более всего масштаб чувствуется через призму той огромной ответственности, которую несет менеджмент компании. Wal-Mart не может себе позволить быть таким же, как небольшие компании. Многие наши проекты, такие как, например, поддержка фермерских хозяйств в странах присутствия, с учетом географии их реализации сопоставимы с аналогичными проектами международных правительственных организаций. Ну а недавняя инициатива Wal-Mart по поддержке женщин в бизнесе предусматривает повышение профессионального уровня сотен тысяч женщин во всем мире, на что компания выделила $100 млн, и доведение до $20 млрд в год объема закупок у малых и средних компаний, принадлежащих женщинам. вообще носит беспрецедентный характер.
И мужчины не чувствуют себя существами второго сорта?
Думаю, нет. Мы помогаем женщинам в их профессиональном росте, помогаем им быть более конкурентоспособными, однако при принятии управленческих и кадровых решений не только пол, но и раса, национальность, семейное положение, сексуальная ориентация сотрудника или контрагента влияния не оказывают.
Москва—Арканзас
В России вы возглавляли крупнейшего отечественного ретейлера X5. Что общего и в чем различие между вашей работой в Москве и в Арканзасе?
В Москве я проводил в пробках 3–5 часов в день, в Арканзасе дорога почти не отнимает времени. В Wal-Mart очень распространены видеоконференции вместо поездок, что также экономит огромное количество времени. География бизнеса также влияет на расписание: когда в Чили утро, Япония уже засыпает. Ну а общее — и в Москве, и здесь я полностью погружен в работу и выполняю свои обязанности с удовольствием.
И вам в Бентонвиле после Москвы не скучно?
Просто некогда скучать.
Когда в сентябре прошлого года стало известно о вашем назначении в Wal-Mart, многие связывали это с предстоящим выходом американского гиганта на российский рынок. Состоится ли это и когда?
Не думаю, что это произойдет в ближайшее время. По крайней мере в краткосрочной перспективе у компании другие приоритеты. С другой стороны, Россия — не только огромный потребительский рынок, но и потенциально значимый производитель потребительских товаров и продовольствия. Думаю, что уже во второй половине этого года кто-то из моих коллег начнет более детальную проработку возможностей российского экспорта. Что касается меня, то, конечно же, я являюсь горячим сторонником инвестиций в Россию и сотрудничества с российскими производителями. Кроме того, выход Wal-Mart практически на любой новый рынок приводит к возникновению качественно нового уровня конкуренции и общему снижению цен на потребительские товары, а мне хочется, чтобы и в России люди жили лучше.
На рынке ходят упорные слухи о готовящейся сделке между Wal-Mart и Альфа-Банком по покупке Х5 либо ее части. За этим есть что-то реальное?
Эти слухи абсолютно безосновательны. Никаких переговоров между нами не было и нет.
Россия наконец стала членом ВТО. Насколько это, с вашей точки зрения, повлияет на рынок ретейла?
Все познается в сравнении. Столкнувшись с просто поражающими воображение практиками госрегулирования на некоторых развивающихся рынках, могу сказать, что Россия — одна из самых либеральных стран в мире для иностранных инвесторов в сфере потребительского рынка. Однако с имиджем, конечно, есть проблемы. Вступление в ВТО — очень важный шаг, предполагающий скорее долгосрочные позитивные изменения, чем краткосрочные.
С точки зрения управленца, чем отличается российский ретейл от американского?
Возрастом. Российский ретейл раз в десять моложе. И хотя за последние 20 лет российская торговля проделала путь, на который в других странах ушли столетия, разрыв еще ощущается. Он проявляется почти во всем: в ассортиментной, ценовой и маркетинговой политике, в уровне профессионализма менеджеров, в уровне конкуренции и качестве товаров.
Некоторые эксперты считают, что потребительский рынок в крупных российских городах уже полностью поделен между действующими сетями и места для новичков нет — можно только перекупать уже существующие сетевые магазины. Так ли это?
На данный момент — да. Но придут новые игроки, российские и международные, новые технологии, например, eCommerce, и рынок будет выглядеть совсем по-другому. В мире большого бизнеса все быстро меняется. Возьмите компанию «Кодак», которая еще пару десятков лет назад контролировала 90% рынка товаров для фотографии в США, а сейчас находится в процессе банкротства. Ничто не вечно под луной.
В России много претензий к ретейлу по величине «накруток» на продукты питания. А велики ли они в Америке?
Примерно такие же. Административная борьба с наценками — явление сугубо социалистическое, популистское и бессмысленное. Покупателя в действительности волнует цена товара, а не наценка на него. Его волнуют рубли, а не проценты. В рыночной экономике для немонополизированных отраслей только конкуренция является эффективным регулятором наценок. Если кто-то может зарабатывать больше, предлагая потребителю цены ниже, чем у конкурентов, значит, он более профессионален и молодец! И такая ситуация стимулирует конкурентов становиться лучше.
Известно, что в Wal-Mart цены ниже, чем у других ретейлеров. Почему?
Потому что ниже издержки и ниже закупочная стоимость товаров. Чем ниже цены, тем больше объемы продаж, чем больше объемы продаж, тем ниже удельные издержки и тем дешевле нам удается закупать товары у поставщиков, благодаря чему компания имеет возможность еще больше снижать цены. Круг замкнулся. В Wal-Mart этот волшебный замкнутый круг называется циклом продуктивности.
В прошлогоднем интервью нашему журналу (№ 5 от 14 февраля 2011 г.) вы говорили о том, что Россия нуждается во введении продовольственных карточек (целевых субсидий) для бедных. Идея с тех пор реализована не была. Вы по-прежнему считаете, что такая потребность сохраняется?
Да, я считаю, что от этого шага выиграют и семьи с низким уровнем дохода, которые получат возможность обеспечить свои базовые жизненные потребности, и предприятия российского сельского хозяйства и пищевой промышленности, потому что все эти деньги в конце концов попадут к ним.
В октябре 2011 года вами был зарегистрирован в Роспатенте товарный знак «Хасис» на кириллице и латинице. Означает ли это, что вы планируете продавать товары под своим именем в России?
В обозримом будущем у меня таких планов нет, но, может быть, дети захотят.
The New Times
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?