Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Средиземноморская диета для российских потребителей
Отечественные производители часто любят пенять ритейлерам за то, что придя в российский супермаркет на его полках можно увидеть какие угодно товары, только не российские. Ритейлеры на это всегда отвечают, что в России просто нет достаточного количества производителей сельхозтоваров и они вынуждены заполнять полки импортными продуктами.
Ритейлеры в этом абсолютно правы. Знаете ли вы примеры, когда небольшое объединение российских производителей, скажем, картошки, во-первых, состоялось, а во-вторых - получило от государства помощь, достаточную для широкого продвижения своего товара среди российских, хотя бы, покупателей?
В Европе сейчас также не все просто с экономикой и потребительским спросом, как и в России. Однако, мы хотим познакомить читателей www.retail.ru с тем, как в текущих условиях снижения потребления во всем мире, власти Европы на уровне государства и самого Евросоюза реально поддерживают небольшое объединение из 12 итальянских производителей фруктов.
Для этого мы встретились с представителем проекта «European Flavors» Лучиано Трентини (Luciano Trentini) – директором крупнейшего в Италии союза производителей овощей и фруктов CSO.
Лучиано, расскажите нашим читателям кратко о European Flavors. Какова основная цель этого проекта?
Проект основан Правительством Италии, Европейским Союзом и Отраслевым союзом крупнейших производителей Италии CSO. В проект European Flavors входят 10 компаний-производителей фруктов и 2 компании-производителя консервированной продукции из фруктов. Эти 12 компаний в совокупности вносят 30% всего бюджета European Flavors, остальную сумму - правительства Италии и ЕС. Общий бюджет проекта до 2011 года – 4 миллиона евро. Эти 10 компаний производят примерно 1 000 000 тонн фруктов и овощей в год – это очень значительная цифра. Проект European Flavors направлен на пропаганду итальянских фруктов в ключевых для этого проекта странах – России, США и Японии. Какие именно фрукты мы продвигаем на территории этих стран? Персики, апельсины, киви, нектарины, сливы и груши. Любопытно, что обычно в представлении иностранцев выращивание слив не считается характерным для сельского хозяйства Италии. Но это совершенно не так, и последние исследования European Flavors показали, что именно сливы сегодня являются одним из самых востребованных итальянских фруктов для импорта в Россию, США и Японию.
Главная цель нашего проекта – это популяризация среди жителей вышеназванных стран идеи о пользе средиземноморского стиля в повседневном питании. Средиземноморская диета основывается на потреблении большого количества свежих овощей и фруктов. Существует схематическая «пирамида» средиземноморской диеты, и в основе этой пирамиды – потребление фруктов и овощей не менее 5-и раз в день. Свежие и переработанные фрукты и овощи являются основными продуктами для здорового образа жизни. Потребление 400 г. фруктов и овощей в день помогает сохранить фигуру и защитить себя от многих болезней. Уровень защиты пропорционален их количеству: чем больше фруктов и овощей мы употребляем в пищу, тем лучше мы себя защищаем. Даже незначительное увеличение количества этих продуктов в рационе позволяет достигнуть хороших результатов.
Поэтому цель проекта European Flavors – популяризация сбалансированного, здорового и полезного стиля питания для жителей России, США и Японии, а также пропаганда концепции «5 фруктов в день», и противопоставление этого стиля питания фастфуду и американскому стилю питания.
Среди перечисленных выше стран, в которых ведется работа по проекту European Flavors, мы можем определенно сказать, что Россия – самое важное направление для нас. Потому что Россия в последние годы уделяет все большее внимание качеству продуктов, фруктов, поступающих из-за рубежа и Италии, в частности. За последние три года количество фруктов импортируемых из Италии в Россию утроилось. Три года назад мы поставляли в Россию 3 тысячи тонн свежих фруктов, а в прошлом году – уже 10 тысяч тонн. Самый большой рост доли в импорте среди итальянских фруктов в Россию показали киви, персики и груши. Не многие знают, а ведь именно Италия – самый большой производитель киви в мире.
О том, насколько важен российский рынок для производителей фруктов Италии говорит тот факт, что на днях в Москве открывался офис представительства самых крупных производителей фруктов Италии, в том числе CSO и European Flavors – the Fresh Fruits House.
European Flavors занимаются только продвижением, рекламой итальянских фруктов или они помогают заключать сделки между итальянскими производителями и русскими закупщиками, ритейлерами?
Нет, мы занимается только информационным сопровождением, рекламой и популяризацией потребления свежих фруктов. Деловые контакты между компаниями осуществляются индивидуально, это не входит в задачи проекта. Кроме продвижения итальянских фруктов через выставки и СМИ, мы также организуем специальные мероприятия, презентации, рекламные акции, где производители и дистрибьюторы могут встретиться и пообщаться. Кроме того, мы организуем мастер-классы и различные промо-акции в магазинах, рассказывая покупателям о фруктах, овощах и других продуктах Италии, о способах их приготовления и т.п. Такие мероприятия всегда интересны и полезны всем сторонам – покупателям, потому что они могут узнать больше о здоровом питании и научиться готовить блюда итальянской кухни, ритейлерам, потому что эти мероприятия всегда увеличивают продажи и приносят дополнительную прибыль, и дистрибьюторам – потому что мы берем на себя организацию этих промо-акций.
Одна из задач нового офиса Fresh Fruits House – ежедневная работа и контакты с российскими ритейлерами.
Как много денег планирует инвестировать European Flavors до 2011 года в России?
Как я уже говорил выше, всего в проект будет инвестировано 4 миллиона евро за все три года. 70% этих денег будет направленно на российский рынок, потому что Россия – самое важное направление нашей работы. Наша задача – несмотря на кризис и снижение закупочных цен сохранить объем поставок свежих фруктов в Россию на уровне 10 тысяч тонн в год.
Интересно, а как компании – члены European Flavors решают вопросы конкуренции между собой?
Это очень интересный вопрос. Главный вызов этого проекта, одна из основных сложностей - скооперировать работу конкурирующих производителей, помочь им работать вместе ради общей цели, но и не в ущерб себе. Надо отметить, у всех компаний, входящих в European Flavors, очень много общего - у них схожие проблемы, опыт их решения и т.п. Мы выработали правила объединения, которые предоставляют участникам проекта European Flavors равные возможности для всех.
Почему Европейский союз и правительство Италии Поддерживает European Flavors? Может быть, для вас этот вопрос покажется странным, но в нашей стране эффективная поддержка государством объединений производителей – очень горячий и пока нерешенный вопрос.
Власти Европейского союза обязаны поддерживать национальных производителей. Во-первых, потому что Европа – крупнейший производитель фруктов в мире. Во-вторых, Европейский союз хочет пропагандировать в мире модель потребления, в основе которой – здоровое питание. Кроме того, Правительство ЕС хочет распространять эффективные методы сельского хозяйства и производство органических продуктов, а также национальные продукты Европы на другие рынки. Поэтому Европейский Союз помогает нам продвигать продукцию местных производителей. И не только итальянские производители пользуются поддержкой Евросоюза. Сельхозпроизводители Испании, Греции и Франции также получают значительную поддержку от властей Евросоюза.
Надо отметить, что эта поддержка не всегда бывает «прямой». Всемирная Торговая Организация недовольна такой политикой ЕС и это вынуждает ЕС поддерживать производителей «косвенными» методами.
Члены European Flavors платят за членство в организации?
Да, 40% бюджета European Flavors поступает в виде членских взносов. Величина членского взноса зависит от годового оборота компании, компании платят 0.02% от оборота. Они платят за то, что получают от European Flavors информацию и услуги по исследованиям, прогнозам по рынкам, анализу потребительского поведения, продвижению и т.п.
С какими ритейлерами в России сотрудничают компании-члены European Flavors?
Как мы уже говорили выше, каждое предприятие работает с дистрибьюторами и ритейлерами напрямую. Мы практически не вмешиваемся в личные контакты компаний, в их взаимодействие с партнерами. Я могу только сказать, что предприятия – члены European Flavors сотрудничают со всеми крупнейшими ритейлерами России – Metro, Ашан, X5 Retail Group, Магнит, Седьмой Континент.
Однако, хочется отметить, что с каждым днем нам становится все сложнее импортировать фрукты в Россию. Таможенные и санитарные требования ужесточаются и меняются практически каждый день, также мы постоянно получаем от наших закупщиков, дистрибуторов в России, все новые и новые условия, запросы относительно необходимой документации для ввоза фруктов на территорию РФ. Напрямую работать с российскими сетями очень сложно, нам всегда необходимо иметь для этого специального посредника, и как правило, эту компанию нам «назначает» сама розничная сесть. Это также очень отягощает нашу работу на российском рынке.
В каком ценовом сегменте продаются фрукты European Flavors в России?
Это не такой простой вопрос, потому что в этом году закупочные цены на фрукты понизились на всем мировом рынке. И эта политика снижения закупочных цен заставляет нас работать практически впустую, т.к. получается, что чем больше ты производишь, тем меньше зарабатываешь. Одна из наших главных задач - поддержка определенного уровня потребления нашей продукции покупателями, для этого мы и открываем новые рынки.
До сентября 2008 года российские дистрибуторы требовали от нас продукцию очень высокого качества, они были готовы платить достаточно высокие цены за это, и это было для нас очень интересно. В этом году мы увидели обратную тенденцию. Российские ритейлеры запросили у нас продукцию меньшего «калибра», для того чтобы она стала дешевле для российских покупателей.
Так же мы наблюдаем проблемы с оплатой нашей продукции, и это связано в основном с нестабильными ценами на российскую валюту. Особенно большие проблемы у нас возникли прошлой зимой, когда мы не знали, сколько будет стоить рубль завтра. Мы надеемся, что ситуация с российской валютой стабилизируется, не смотря на то, что некоторые предсказывают дальнейшее ослабление рубля.
Отвечая на вопрос о ценовом сегменте можно сказать, что мы поставляем в российские сети итальянские фрукты высокого качества в сегменте «средний плюс». Это ценовая позиция находится между ценами на фрукты из Франции и Греции.
А что вы думаете о российском сельском хозяйстве, есть ли здесь конкуренты для вас?
Россия имеет огромный производственный потенциал в сельском хозяйстве. Однако российским производителям не хватает современного опыта, знания новых технологий сельского хозяйства. Поэтому российскому фермеру трудно конкурировать по цене, качеству и ассортименту с западными. Наша продукция специфическая и мы не видим конкурентов себе среди российских производителей. Мы ведь выращиваем не картошку или огурцы, а персики, апельсины, киви. Поэтому мы импортируем сюда именно те фрукты, которые не растут на территории России в достаточных количествах в виду климатических и иных причин.
Справка:
Проект«European Flavors» разработан для применения на рынках США, России и Японии. Цель проекта - представить в США, России и Японии необыкновенный вкус и качество свежих и переработанных фруктов и овощей, отвечающих европейскому стилю и традициям, вдохновленным простой, но здоровой кухней, такой, как средиземноморская. С 2008 по 2011 г. с помощью «European Flavors», финансируемого Европейским Союзом, итальянским государством и CSO («Центром плодоовощных услуг») будут осуществлены проекты по исследованию рынка и продвижению свежих и переработанных овощей и фруктов из Европы. www.europeanflavors.eu
CSO – объединение итальянских производителей фруктов и овощей. Основано в 1998 году, на сегодня объединяет 50 компаний-производителей, чей совокупный объем продаж составляет 1,2 млрд евро в год. www.csoservizi.com
фото предоставлено: Myfruit Archive
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?