Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сергей Сыч, CSD: «Цифровые двойники помогут отрасли ритейла сократить время возврата инвестиций в коммерческую недвижимость»
Пандемия коронавируса подтолкнула ритейл к цифровизации, преимущество перед офлайн-точками продаж получили сегмент e-commerce и сервисы доставки. Несмотря на отмену жестких локдаунов, взгляд на ведение бизнеса меняется. В оцифровке объектов и субъектов торговли, от гипермаркетов до продавцов, некоторые уже видят новый способ создания ценности для потребителя в сегменте ритейла. О том, какие технологии уже используются на Западе и что ждет Россию, рассказал Сергей Сыч, руководитель департамента продаж и развития бизнеса компании CSD, в рамках подготовки к онлайн-форуму 8 июля «“Умный” ритейл: как изменится строительство гипермаркетов и логистических центров», который пройдет 8 июля.
– Какие перспективы цифровизация несет коммерческому сегменту?
– Цифровизация – очень широкое понятие. Прежде чем говорить про нее, стоит обозначить рассматриваемую для преобразований область, например, будем ли мы рассуждать о малом бизнесе или же о сегменте крупного ритейла, зайдет ли речь о цифровизации отдельных товаров или же работа планируется в отношении крупных гипермаркетов.
В узком смысле цифровизация коммерции подразумевает оцифровку товаров: то, что сейчас ритейлеры продают как физический товар, в будущем будет представлено в виртуальном пространстве в виде моделей виртуальной реальности (VR). Вы уже можете видеть на сайтах некоторых авторитейлеров трехмерную визуализацию автомобилей в разных комплектациях. Подбирая среди них вариант для себя, у нас складывается некоторое понимание, каким товар будет в жизни.
В широком смысле мы говорим про оцифровку всей коммерческой инфраструктуры, с помощью которой в будущем люди смогут рассчитать как транспортные, так и человеческие потоки, понять, как улучшить внутренний дизайн сооружений, лучше проработать доступ к товарам для покупателей. Все это очень тесно связано с оцифровкой объектов недвижимости. И здесь начинается та область, о которой мы будем говорить на онлайн-форуме.
– Чем отличаются цели цифровизации для малого и среднего ритейла от целей крупного?
– Для малого и среднего ритейла существует привязка к конкретному месту: ко входам в метро, культурным достопримечательностям, спортивным и бизнес-центрам, дорожным развязкам, в зависимости от расположения которых формируется трафик. В этом сегменте цель цифровизации – оценить элементы города с точки зрения коммерческой привлекательности, например, чтобы понять, какой экономический эффект будет от размещения в конкретной точке хлебного магазина. В этой сфере существует достаточно много стартапов, которые создают информацию о движении людей, их физической активности и многое другое и продают ее ритейлерам.
– А что важно для крупного бизнеса?
– Для крупного ритейлера чаще всего проще создать новый объект. То есть здесь речь идет о строительстве нового торгового центра, который будет привязан к количеству населения в определенном районе, к лучшему доступу к нему. Здесь отрасль сталкивается с необходимостью применения технологий информационного моделирования – BIM.
– Что вы подразумеваете под технологией BIM и какие у нее преимущества?
– BIM подразумевает создание виртуальных проектов зданий, сооружений – информационных моделей, которые позволяют еще до начала строительства планировать техническое оснащение зданий, анализировать эффективность подъездных дорог, возможные проблемы доступа для покупателей, в том числе пути эвакуации при возникновении какой-либо аварийной ситуации.
Все это можно предвидеть заранее, а это значит, что мы получим меньше проблем со строительством, уберем непредсказуемые последствия на стройплощадке.
Проработав концепцию качественнее и лучше, мы в итоге введем объект в эксплуатацию быстрее и начнем получать возврат инвестиций. А это является основной задачей коммерческой недвижимости.
Важно также отметить, что созданные информационные модели пригодятся и на стадии эксплуатации. Здесь уже речь идет о возможностях создания «умных» зданий.
– Ограничивается ли интерес крупных ритейлеров строительством гипермаркетов?
– Дело в том, что любой ритейл-игрок владеет и логистическими, и складскими комплексами, где ему необходимо правильно собирать товары и представлять их потом на своих ресурсах по продажам. Сейчас на рынке наметилась тенденция по переводу части капитала сегмента ритейла из офлайн-бизнеса в онлайн, и крупнейшие ритейлеры, которые делают огромные обороты по продажам в розничных сетях, все чаще строят и развивают логистические центры. В последних очень много конвейеров, роботизированной техники. Автоматические системы в зависимости от корзины заказа сами доставляют определенный товар со склада для последующей комплектации посылки.
Логистические центры сегодня становятся фактически агрегаторами – площадками, которые привлекают гораздо большее число компаний, чем ранее это мог делать сам ритейлер. Крупный бизнес сейчас стремится в эту область коммерции, потому что там легче работать с клиентом. Главное – построить структуру, которая быстрее конкурентов доставит товар до покупателя целым и свежим.
По большей части, связанные с цифровизацией нововведения активно осваиваются на Западе, в Европе и США. Например, компания Schwarz Gruppe в рамках работы над брендом Lidl – крупнейшей сети супермаркетов в Германии – занимается этим не первый год. И в скором времени, 8 июля, представители архитектурного бюро из Великобритании Space Group, которые создают для них проекты, выступят основными гостями для российской аудитории на нашем онлайн-форуме.
В России пока по этому пути идут немногие. Например, российское представительство немецкой сети гипермаркетов Globus, которое создает свои объекты в среде BIM. Крупный логистический комплекс «Южные Врата» компании Radius Group также является примером современного подхода к строительству. Их эксперты тоже выступят на форуме.
– Насколько сильно от нас оторвался Запад – можете ли привести конкретные примеры?
– В Европе и США уже есть полностью оцифрованные доступные для посетителей объекты. Но самый яркий пример – это автоматизированные магазины у Amazon, которые используют полностью интеллектуальную инфраструктуру. Продукты в них представлены на самовзвешивающих полках. Когда покупатель берет что-нибудь, система понимает, что и в каком количестве было взято, а затем автоматически добавляет товар в корзину. На выходе из магазина человек подтверждает наименования приобретаемых продуктов. Оплата уже происходит полностью онлайн.
В результате покупатели никак не взаимодействуют с персоналом, благодаря чему исключается возможность конфликтов, человеческих ошибок, а также сокращаются затраты на персонал. К тому же такая технология очень актуальна в пандемию, когда важно исключить социальное взаимодействие.
– Каково здесь значение цифровых двойников?
– Цифровые двойники – это виртуальные 3D-модели, созданные на основе реальных объектов. Они в точности дублируют все их свойства, характеристики, элементы. На таких двойниках становится возможным воспроизводить процессы, которые происходят с их реальными аналогами, они могут использоваться для имитации возможных изменений или для прогнозирования рисков.
Как только появляется цифровая модель, можно внедрять разные решения. Например, с цифровым двойником проще получать аналитические сведения по объектам, в том числе по потребляемым энергоресурсам.
В дальнейшем это позволит оптимизировать работу, что очень важно, поскольку у объектов ритейла достаточно длительный горизонт эксплуатации и оптимизации расходов на содержание. С цифровым двойником возможно связать систему «умного» здания, и результат этого мы наблюдаем на примере магазинов Amazon.
– Как вы считаете, какой коммерческий сегмент – e-commerce или традиционная торговля – получит от применения BIM-технологий максимальную выгоду?
– Здесь главное понимать, что объект строительных инвестиций у этих двух представителей рынка немного разный. Если e-commerce уходит от магазинов присутствия, оставляя только пункты складирования и логистики, то традиционный ритейл наряду с этими объектами все еще использует торговые точки как главные каналы сбыта товаров. Каждый из этих путей, наверное, докажет свою состоятельность в каком-то длительном горизонте, но мы видим, что e-commerce тоже очень активно набирает обороты и объемы в этом сегменте уже становятся действительно внушительными.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?