Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сергей Поляков, Holding Finance Broker: «Прежде чем начать торговать с Индией, нужно оценить возможные риски»
Российский бизнес ищет новые возможности в Азии, и Индия – одна из перспективных стран для экспорта и импорта товаров и сырья. Товарооборот с Индией за последний год вырос приблизительно в два раза, и, по прогнозам, в ближайший год он увеличится вдвое. О том, как осваивается новое направление, мы поинтересовались у Сергея Полякова, заместителя генерального директора международной компании Holding Finance Broker, открывшей в этом году представительство в Индии.
– Компания Holding Finance Broker объявила об открытии представительства в Индии. Насколько востребовано это направление у российского бизнеса?
– Многие российские импортеры ищут альтернативу европейским товарам, в том числе и в Индии, что благоприятно влияет на увеличение товарооборота между странами.
Индийская экономика в последние годы развивается самыми быстрыми темпами – настолько динамично, что есть все шансы, что в обозримом времени индийские экономические показатели начнут догонять китайские.
Сейчас в мировом бизнесе есть явная тенденция переноса производств в Индию. В то же время многие индийские предприниматели расширяют номенклатуру товаров и готовы экспортировать в Россию. На основе таких тенденций мы ожидаем увеличение грузопотоков в несколько раз в ближайшие три года.
Открытие представительства в Индии – один из шагов в глобальной стратегии нашей компании по расширению международного присутствия и укреплению позиций на рынке логистики.
– Какие возможности появятся у российских предпринимателей в Индии?
– Индийский офис Holding Finance Broker будет оказывать полный спектр услуг, предоставляемых компанией, включая: коммуникацию с поставщиками, букинг контейнеров, управление мультимодальными перевозками, а также анализ возможных рисков, оформление импортно-экспортных таможенных и связанных с ВЭД документов, и многие другие.
– Какие товары будут наиболее востребованы для транспортировки в Индию и из Индии?
– В Индию Россия поставляет удобрения, сырье, лес, газ, нефть и нефтепродукты, традиционно большую часть экспорта составляет продукция военно-промышленного комплекса. Также Индия покупает у России лицензии для собственного ВПК и перечень соответствующих материалов, в первую очередь авиационный алюминий и титан. Высокую долю в экспорте России в Индию составляют минералы и продукция химической промышленности. Также высоким спросом пользуются российские необработанные алмазы и золото. Кроме того, в отличие от Китая, где сосредоточено огромное количество высокотехнологичных производств, в Индии их остро не хватает, поэтому страна закупает оборудование и электронику в России.
Из Индии в Россию импортируется текстиль, лекарства, продукция легкой промышленности, специи, рис и многие другие товары сферы народного потребления, которые составляют основную долю в перевозимых нами грузах. Плюс активный товарооборот по сельхозпроизводствам: масложировые культуры, зерновые культуры – это тоже довольно большое направление экспорта из Индии. Часть химического производства, сырье для фармацевтической индустрии, некоторые виды каучуков, растительных джутовых пород и товаров – все это Россия традиционно закупает в Индии.
– Насколько увеличились объемы грузоперевозок с Индией за последние один – два года?
– По оценкам нашей компании, товарооборот России с Индией вырос за прошлый год в два раза. Мы прогнозируем рост еще в полтора – два раза в 2024–2025 годах.
Огромную роль в наращивании торговых отношений будет играть развитие международных транспортных коридоров, в частности «Север-Юг», преодоление узких мест и дисбаланса оборота.
На сегодня «Север-Юг» самый перспективный маршрут из Индии в Россию. Время, за которое груз приедет из Индии в Санкт-Петербург, может составить всего 15 дней. Если же везти традиционным маршрутом – морем через Суэцкий канал и Балтику – это займет до полутора месяцев.
Фото: RUBEN M RAMOS/ Shutterstock / Fotodom
– Какие сложности есть на маршруте?
– Существует, конечно, и ряд уязвимостей. Различные требования государств к оформлению товара и сложная ситуация в Иране, включая проблемы на границе и гористую местность, которая затрудняет доставку по автомобильным и железнодорожным дорогам. Нужно помнить о том, что часть маршрута МТК «Север-Юг» в плане пропускной способности еще не работает на 100% своего потенциала.
– Разрабатываются ли альтернативные пути доставки из Индии?
– Уже несколько лет обсуждается возможность создания морского коридора из Ченнаи во Владивосток, который позволит увеличить товарооборот между Индией и Россией. Российские власти все активнее высказываются в пользу этой инициативы, сотрудничают с индийскими партнерами и планируют использовать эту линию для транспортировки сжиженного природного газа, нефти и угля.
Еще одной перспективной альтернативой может стать использование Северного морского пути, и в этом направлении Россия уже пригласила Индию к совместному участию. Это многообещающее направление: по данным Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, в 2023 году грузооборот по Северному морскому пути составил 34 млн тонн в год. Ожидается, что в ближайшие пять лет этот показатель увеличится в четыре раза.
Контакты с индийской стороной развиваются, и мы более детально изучаем возможности этой страны. При этом необходимо активно решать логистические задачи, чтобы эффективно использовать новые транспортные маршруты и коридоры.
– Видите ли вы рост интереса российского бизнеса к Индии? Что бы вы могли посоветовать российским компаниям при выходе на индийский рынок?
– Многие поставщики продукции европейских производителей ищут альтернативу санкционным товарам, в том числе в Индии. Интерес к этой стране растет, и запросов от компаний на индийские маршруты становится все больше.
Для успешной работы с индийским рынком необходимо тщательно подбирать поставщиков и покупателей, оценивая их профессионализм и условия сотрудничества. Исследование рынка и контакт с потенциальными партнерами – важные этапы, которые помогут избежать многих проблем. Это особенно важно при работе с иностранными партнерами, где может возникнуть необходимость в юридическом сопровождении и решении финансовых вопросов, таких как оплата и валютные операции. Необходимо учитывать и местный менталитет, обычаи и традиции. Например, в Индии существуют касты, статусы, свои особенности деловой этики и ведения переговоров, а понятие времени сильно расходится с общепринятым.
Тем, кто только задумывается о сотрудничестве с индийским рынком, я рекомендую обратиться за помощью к брокерским услугам. Не нужно этого бояться или расценивать как излишние траты. Компетентный брокер с релевантным опытом поможет избежать рисков, обеспечит полное сопровождение процесса с первого этапа до финального завершения и сэкономит средства в долгосрочной перспективе.
– Насколько сложно было организовать офис в Мумбаи? Вы работаете во многих странах, – в чем, на ваш взгляд, особенности индийского рынка?
– В целом, общий «градус сложности» при организации присутствия в Индии не больше, чем, например, в Китае, просто они имеют другой характер. Скажем, были трудности, связанные с особенностями местного законодательства. Там отличный от нашего местный административный климат, от которого зависит скорость принятия решения местных регулирующих органов и т.п. Требуются другие наборы документов и разрешений.
– Грузоперевозки, как и весь международный бизнес, постоянно в зоне турбулентности – слишком много факторов способно повлиять на результат. С какими сложностями сегодня сталкиваются заказчики грузовых перевозок и как снизить риски?
– Первое – это, конечно, финансовые вопросы. Наши партнеры не могут игнорировать западные санкции, и поэтому возникают трудности с оплатой товаров и услуг. К тому же индийская национальная валюта не является свободно конвертируемой. Соответственно, быстро выйти из нее в доллары или в евро невозможно, поскольку сами индийцы боятся вторичных санкций. Это основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе работы. Однако мы успешно справляемся. В первую очередь за счет собственных представительств.
На сегодняшний день Holding Finance Broker – единственная российская компания, официально имеющая юридическое лицо в Китае (Шанхай), а также успешно функционирующая в Турции (офис в Стамбуле).
Фото: PradeepGaurs/Shutterstock/Fotodom
– Как вы оцениваете ближайшие перспективы российского логистического рынка? Какие новые направления могут быть востребованы участниками ВЭД?
– Говоря об Индии, по прогнозам различных специалистов, товарооборот с РФ может достичь 100 млрд долларов в ближайшее время, то есть увеличится еще вдвое. Параллельно растет и ВВП (причем обеих стран), нарастают объемы внешней торговли. Следовательно, будет расти и логистика: как российская, так и международная.
Появились новые логистические маршруты, в основном в страны Азии и Востока. Развивается транзит через Турцию, Иран, Грузию и прочие страны. Очень перспективны международный транспортный коридор «Север-Юг» и Северный морской путь. Их активно развивают страны-участники, вкладывая колоссальные средства. Доля этих коридоров в региональных и глобальных грузоперевозках также будет расти год от года.
– Все бизнес-сообщество увлечено внедрением цифровых сервисов и возможностей искусственного интеллекта. Как повлияла цифровизация на развитие логистического бизнеса?
– Если говорить глобально, то в обозримом будущем вряд ли стоит ожидать смягчения санкций и открытия старых направлений, – скорее даже наоборот. В такой ситуации логистической отрасли придется не только снова искать новые пути, перестраивать бизнес-процессы, но и создавать новые цифровые решения. Компании-флагманы будут стремиться развивать сервисы и альтернативные направления, предоставлять больше опций по отслеживанию грузов и гарантий их безопасности. На фоне нестабильности клиенты все больше будут склоняться к минимизации рисков, обеспечению устойчивости бизнеса, а значит, и к выбору более надежных партнеров.
– Какие технологии уже задействованы в вашей компании?
– Один из новейших трендов в международной логистике – развитие онлайн-сервисов и автоматизация логистических цепочек. Для принятия решений бизнесу крайне важно в режиме онлайн отслеживать все, что происходит с грузом. Например, мы запустили telegram-канал для клиентов, где удобно отслеживать грузовые тарифы, расписание рейсов, новости по важнейшим маршрутам. В нем можно задать вопрос по какому-то экзотическому направлению или сложной схеме и моментально получить ответ.
Также у нас востребован сервис «одного окна», позволяющий обойтись без посредников в процессе импорта. Мы можем его оказывать благодаря своим официальным представительствам.
У нас функционируют собственные отделы логистики, таможни и маркировки, также оказываем консалтинговые услуги в области таможенного оформления. И мы можем предложить комплексное управление заказами, начиная с выбора производства и закупки и заканчивая доставкой на склад клиента. Разумеется, все аспекты логистики и таможенного оформления мы строго контролируем.
– Какие задачи сегодня в приоритете для Holding Finance Broker?
– Пока мы сосредоточены на развитии имеющихся направлений. Мы идем в авангарде индийского направления, поэтому еще много вопросов ждут своего решения. При этом мы наблюдаем за тем, как развиваются взаимоотношения нашей страны с зарубежными партнерами, как происходит взаимодействие экономик государств. И формируем свои внутренние тренды, которые, как правило, впоследствии становятся и внешними.
– История вашей компании начиналась в 2002 году – солидный стаж для конкурентного логистического рынка. В чем, на ваш взгляд, залог успешного развития бизнеса?
– В настоящий момент условия в сфере внешнеэкономической деятельности таковы, что нельзя стоять на месте. Нужно ежедневно принимать решения, так как у нас на глазах происходит слом старых логистических цепочек и схем и формирование новых. Нужно своевременно реагировать на все вызовы, которые существуют на сегодняшний момент, и предупреждать появление новых.
Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.