Франчайзинговая сеть «Хороший выбор» объединяет региональных ритейлеров. В настоящее время договоры коммерческой концессии заключены и зарегистрированы с сетями ГК Лама (Interspar, SPAR, «Абрикос»), г. Томск; «Петровский», г. Архангельск; «Аникс», Алтайский край; «Бегемаг», г. Кемерово; «Елисей», г. Екатеринбург; ГК БИН («Николаевский», «Спутник», «Наш дискаунтер»), г. Чита, г. Улан-Удэ; «Забайкальский Привозъ», «Хороший», г. Чита; SPAR, г. Тула; «Амбар» («Амбар», SPAR), Хабаровский край.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сергей Леонов, «Хороший выбор»: «В период рецессии рынок будет консолидироваться все быстрее»
Пандемия, падение рубля, рост безработицы и увеличение стоимости продуктов изменят потребление и значительно ускорят темпы консолидации ритейла, считает директор по развитию ФС «Хороший выбор» Сергей Леонов. Пока ритейлерам и поставщикам надо очень аккуратно подходить к изменению цен, оптимизировать цепочки поставок и приложить все усилия для создания безопасной среды для своих сотрудников, партнеров и покупателей.
– Наблюдался ли на рынке регионов форс-мажорный спрос, вызванный паникой, или были регионы, в которых процесс проходит более мягко?
– Ажиотажный спрос наблюдался абсолютно во всех регионах присутствия сети «Хороший выбор», продажи росли примерно одинаково – от 20 до 40% в целом, больше всего выросли крупы, сахар, мука, макароны, консервированные и замороженные продукты, бытовая химия, косметика, средства гигиены и средства индивидуальной защиты.
Зафиксировано небольшое падение продаж свежих продуктов – охлажденного мяса, рыбы, готовой еды – пока это 2–3%, скорее всего, из-за снижения частоты покупки, фреш – ежедневная покупка, а сейчас люди запасаются товарами на более долгий срок.
Пока глобальных изменений потребления нет. Чтобы набрать статистику и дать взвешенный анализ, нужно от 2 до 6 месяцев.
– Пришлось ли изменить график поставок с РЦ, повысить частоту?
– Для ряда производителей мы меняли графики поставок и увеличивали количество заказов, и этот процесс продолжается до сих пор. Несмотря на то что первая волна закупок спала, преувеличенный спрос заставляет нас делать более крупные товарные запасы по ряду категорий, чтобы сформировать безопасный запас, гарантирующий сглаживание волатильности поставок.
– Каким был уровень сервиса поставщиков в пиковый период продаж, и какой уровень поставок наблюдается в настоящее время?
– За последние четыре недели зафиксировался стабильный уровень сервиса поставщиков, но все эти четыре недели мы прилагали большие усилия для регулирования поставок. В результате удалось справиться с высоким спросом, пик которого наблюдался 16–18 марта. Сейчас волатильность присутствует, но в целом поставки остаются на довольно высоком уровне: в период с 22 по 29 марта уровень сервиса упал с 96 до 82%, сейчас снова поднялся до 90%.
– Какие тренды цепочек поставок и потребления вы уже можете выделить?
– Кросс-централизованные модули наших ИТ-систем позволяют нам собирать и анализировать информацию из разных регионов различных сетей, в том числе наших конкурентов. Уже наблюдается несколько основных трендов.
Первый – снижение промоактивности в фудритейле. Пока она небольшая, но уже существует в виде уменьшения количества товаров в промо и глубины скидки.
Уменьшение количества промо замечают покупатели, и это может создавать впечатление изменения цен.
Второй – изменение закупочных цен производителями товаров, которые буквально засыпают нас новыми ценовыми предложениями. Мы подходим к этому очень аккуратно, взвешенно и, насколько возможно, сдерживаем цены.
Примерно из 100 требований поставщиков об изменении цены всего лишь 10–15 требований мы сочли разумными и обусловленными фактором роста себестоимости.
Все остальные поставщики, на наш взгляд, используют ситуацию для увеличения собственной маржинальности. Если бы мы согласились на их условия и допустили все цены до полки, это стало бы ударом для покупателей.
Третий фактор изменения потребления – низкий курс рубля и грядущая безработица. Большое количество людей может остаться без работы, и вкупе с повышением цен это отразится на изменении потребления.
Уже ясно, что мы стоим на пороге большого кризиса: пандемия, падение курса рубля, безработица и рост цен повлияют на всю экономику и изменят потребление.
Конкретные цифры влияния этих факторов на потребление и цепочки поставок можно будет оценить по ряду категорий минимум через два месяца.
– Насколько уже выросли цены в вашей сети?
– Сейчас изменения не такие большие – от 2 до 5% у тех поставщиков, чьи обоснования мы приняли, и, напоминаю, их мало.
– Испытала ли сеть проблемы с обеспечением магазинов дезинфицирующими средствами и как они были решены?
– Проблемы были и есть. Две недели назад мы как будто окунулись в 90-е годы прошлого века – спрос на маски огромный, но официальные производители масок не имеют, несмотря на наличие крупных производственных мощностей. Эта загадочная ситуация – есть производитель, есть спрос, и нет масок – создала большую проблему. Остается неудовлетворенной ежедневная потребность в десятках миллионов масок. Мы искали эти маски везде, находили маленьких производителей в регионах РФ, Казахстане. Отпускная стоимость – от 9 до 40 руб. за штуку, при этом необходима предоплата и сошьют не завтра, а через 2–3 недели.
Более того, ажиотаж создает огромное количество мошенников. Две недели назад с нами произошел такой случай – нашли дешевые маски в Ростовской области, поставщик требовал 50% предоплаты. Хорошо, что у нас там есть партнеры, которые приехали в офис этой компании, и оказалось, что офис закрыт уже несколько месяцев. И когда мы пытались понять, кто с нами общался, выяснили, что локация этого мобильного телефона находилась в Москве.
Мошенники бездушно воруют деньги – вот куда мы спустились с этим дефицитом. Непонятно, почему государство не может контролировать безостановочный выпуск масок, как это делается в Китае, где строятся дополнительные заводы по выпуску масок и ведется контроль производства 24 часа 7 дней в неделю. Мне кажется, это искусственно созданный дефицит.
В итоге мы закупили маски для сотрудников всех наших магазинов. Маски дорогие, поэтому считаем неэтичным продавать их конечному потребителю еще дороже.
С дезинфицирующими средствами было попроще – нашли, закупили и обеспечили все магазины.
– Какие меры обеспечения безопасности и сохранения здоровья покупателей предпринимает сеть «Хороший выбор»?
– Меры для защиты кассиров: одноразовые перчатки, маски, в некоторых магазинах устанавливаются защитные экраны. Создание безопасной среды в торговых залах: установлены дезинфицирующие средства, диспенсеры с санитайзерами, увеличена частота уборки и санитарной обработки. Проводится обработка ручек тележек медицинским спиртом, который по санитарным нормам является лучшим средством дезинфекции. В некоторых магазинах выдаются одноразовые перчатки.
Думаем внедрить дезинфекцию товаров при приемке в магазин. По опыту европейских коллег, покупатели сейчас выбирают магазины, в которых ведется дезинфекция упаковки поступающих товаров. Не знаю, как к этому относиться, но в Европе муссируются данные о содержании вируса на стеклянной и пластиковой упаковке, и там это уже стало проблемой. Люди не хотят заразиться и требуют, чтобы сами магазины дезинфицировали упаковку товаров.
Готовимся к тому, что могут внедрить нормы нахождения людей в зале, как в Европе – 1 человек на 10 кв. м. Внедряем онлайн-заказ и предварительный сбор заказов.
Скоро в наших магазинах появятся плакаты и листовки, поясняющие покупателю, какие меры безопасности предпринимает сеть, чтобы защитить своих покупателей и сотрудников.
– Что происходит с линейным персоналом?
– Линейные сотрудники магазинов – самые незащищенные люди в этой ситуации. Наши коллеги из Франции и Бельгии уже наблюдали две волны давления на персонал. Сначала люди стали заболевать, и пришлось отправлять на карантин не только их, но и всю смену. И срочно набирать дополнительные штаты. Вторая волна – паника сотрудников, которые отказывались работать, опасаясь соприкасаться с покупателем. Если не принимать важность создания комфортной и безопасной среды, эта история может повториться и в России.
У нас пока не происходит сокращения численности, сотрудники не бросают работу и справляются с ажиотажным спросом, за что им большое спасибо.
Но мы заранее думаем, что делать в случае, если придется выводить на карантин целые команды.
Поэтому находимся в поиске персонала и разрабатываем план реорганизации движения товаров, которое позволит работать меньшему числу сотрудников. Рекомендую коллегам пересмотреть процессы заранее, чтобы потом не было сбоев. Хорошо, чтобы этого не случилось, но лучше подготовиться.
– Развивают ли сети «Хорошего выбора» онлайн-доставку? Какие вызовы стоят в связи с развитием e-grocery?
– Думаем об использовании онлайн-канала, но пока это будет не онлайн-доставка, потому что для доставки у нас не хватает человеческих ресурсов, а сторонние сервисы в регионах развиты довольно слабо. Планируем другой формат – принимать онлайн-заказы покупателей на сайте, собирать их в магазинах и выдавать покупателю. Тогда он будет меньше времени проводить в торговом зале. Это не попытка поймать тренд онлайн-продаж, а забота о безопасности покупателя. В некоторых регионах этот сервис уже скоро будет запущен.
– Что плохого в том, чтобы поймать тренд роста онлайн-продаж?
– Ничего плохого, онлайн – это будущее. Конечно, со временем мы планируем развивать эту историю и пока делаем первый шаг для выхода в онлайн. Но сейчас для нас интернет-торговля – не самая актуальная задача. Много говорится о росте онлайн, но в категориях FMCG, которыми торгуем мы, онлайн-продажи занимают тысячные доли одного процента! Значит, даже если они в ближайшее время вырастут в тысячу раз, то онлайн-ритейл в продуктах будет занимать 1% от рынка продажи еды. В прошлом году FMCG-ритейл продал онлайн на 30 млрд руб., в то время как сам рынок FMCG-ритейла составлял 3 трлн руб. И в этом смысле e-grocery – это пока очень маленький рынок. Да, он растущий, с динамикой выше 50%, но в цифрах – пока маленький, притом что на поддержку этого канала нужно тратить достаточно большие ресурсы.
– Что вы порекомендуете делать ритейлеру и поставщику в этой патовой ситуации?
– Аккуратно подходить к изменению цен, тщательно считать себестоимость и не создавать дополнительного стресса для покупателей. Оптимизировать цепочки поставок – от заказа до продажи на полках. Волатильность поставок будет сохраняться, поэтому надо иметь возможность быстро переключаться на других поставщиков.
Создавать комфортную и безопасную среду для своих сотрудников и покупателей. Это неимоверно важное направление, которое в ближайшее время станет одним из приоритетных для всех. Быть готовым к официальному сокращению рабочего времени магазинов как меры сдерживания, которое потребует изменения организации труда и товародвижения.
Следить за изменениями потребления: кто первый поймет и поймает волну спроса – создаст конкурентное преимущество
– Как сеть «Хороший выбор» готовится к рецессии?
– Идея «Хорошего выбора» – консолидировать и внедрять лучшие практики. Изменение потребления потребует такого конкурентного преимущества, как быстрое изменение структуры ассортимента и наполнение его другими товарами. Мы имеем единую актуальную базу поставщиков, включающую 5 тыс. компаний, поэтому можем в течение недели изменить структуру ассортимента и наполнить другими товарами. Спасаем региональный ритейл, давая возможность использовать такие дорогие вещи как ИТ-инфраструктура, мониторинг изменения цепочки поставок и ассортимента, а также сокращая закупочные цены за счет консолидации объема.
В период рецессии рынок ритейла будет консолидироваться все более высокими темпами.
«Хороший выбор» в этой ситуации может стать лучшим партнером регионального ритейла, позволяя ему оставаться независимым. Мы открыты и готовы к партнерству!
Валерия Миронова, Retail.ru
Почитайте другие статьи о франчайзинговой сети «Хороший выбор»:
Сергей Леонов, «Хороший выбор»: «Мы жесткие, именно поэтому у нас получится»
Сергей Леонов, «Хороший выбор»: «С внедрением новых технологий товарооборот сети вырос на 2,6%»
Андрей Аносенко, «Spar Тула. Хороший выбор»: «Создается эко-система ритейлеров»
Демид Самошкин, «Small. Хороший выбор»: «Эйфория низкой цены быстро пройдет»
«Хороший выбор»: «Нам есть, за что получить от поставщика лучшие условия»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?