Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
117

Поделиться

Сергей Костин, «1С-БСЛ»: «Основная проблема доставки последней мили – прогнозируемость эффективности курьерского юнита»

Курьерская доставка становится базовым минимумом любой торгующей компании, при этом является существенной статьей расходов. Как сделать работу курьеров прозрачной, эффективной и прибыльной рассказал CEO компаний BSL и «1С-БСЛ» Сергей Костин.

Фото: «1С-БСЛ»

Фото: «1С-БСЛ»

– Год назад ваша компания «1С-БСЛ» презентовала сервис для управления доставкой последней мили.  Что изменилось за это время на рынке?

– Спрос на доставку последней мили продолжает расти, потому что она стала, фактически, необходимой частью сервиса для всех типов бизнеса. Компании, имеющие продающую еком-витрину, торгующие оптом или в розницу, обязательно должны иметь возможность доставить свой товар до конечного получателя, поэтому бизнесы, которые раньше в принципе не собирались иметь доставку, теперь активно идут в этот сегмент. Тренд из года в год прирастает больше чем на 30%, и такая динамика продержится до 2028 года.

Если раньше для покупки автозапчастей, электротоваров, косметики и многих других товаров пользователи посещали офлайн-магазины, то теперь привычки изменились: все больше людей предпочитают совершать такие покупки онлайн. В ресторанном бизнесе доставку запускают даже заведения, предлагающие изысканную кухню.

Рестораторы и сети питания все активнее открывают дарккитчены, ритейлеры – дарксторы, а там уже нет офлайн-коммуникации бренда с потребителем, все проходит через цифровые каналы. Есть игроки, у которых уже была собственная доставка, но они запускают новые форматы, которые позволят доставлять их продукты и товары более оперативным способом. И там потребуются другие подходы к организации процесса последней мили.

– Какие игроки сейчас активнее развивают доставку – малые или крупные?

– Доставку запускает и крупный, и малый бизнес. Крупный может либо интегрировать ИТ-сервис «Курьерика», либо за счет того, что у него есть деньги и ресурсы, разработать собственный ИТ-продукт, который будет управлять этим бизнес-процессом. Делать это самим может быть долго, дорого и больно, но у них хотя бы есть возможность попробовать. Малый бизнес решает вопрос управления доставкой на коленке – создает телеграм-чат, использует Excel-таблички, телефон и прочее. И это еще хорошо, потому что многие до сих пор учет заказов ведут в тетрадке.

– Бывает такое, что компания раньше пользовалась услугами сторонних операторов, а теперь начинает создавать собственную курьерскую службу?

– Обычно эволюция бизнеса в доставке происходит примерно так: сначала пользуются услугами операторов, потом спрос на услугу доставки начинает расти, и бизнес запускает и/или масштабирует сервис собственной доставки, набирает своих курьеров, водителей, экспедиторов и так далее. Это позволяет более гибко управлять доставкой и контролировать качество, что важно для лояльности к бренду. Внешние операторы в большинстве случаев не позволяют контролировать качество самой доставки и качество коммуникации клиента с курьером.

Фото: Tyler Olson/Shutterstock/Fotodom

Фото: Tyler Olson/Shutterstock/Fotodom

– Игроки обычно говорят, что собственная доставка обходится дороже, чем операторская, вы утверждаете, что низкую маржинальность доставки можно преобразовать в статью дохода. За счет чего?

– Основная проблема доставки последней мили – это правильная утилизация курьерского юнита, то есть грамотное распределение заказов между курьерами и прогнозирование спроса. При правильном построении бизнес-процессов собственная доставка кратно экономически эффективнее, чем работа с внешними службами.

Продукт «Курьерика» позволяет сделать процесс доставки более прозрачным и помогает правильно возмещать расходы на доставку. «Курьерика» – это экосистема логистических решений последней мили, коммуницирующая как с бизнесом, так и с потребителем.

Один из компонентов этой экосистемы – модуль автораспределения заказов, мы его называем «цифровой аватар логиста». Наши алгоритмы автоназначения заказов между курьерами помогают правильно распределять заказы и эффективно управлять процессом доставки.

И представьте, мы распределяем заказы между своими курьерами, но 14 февраля на нас одномоментно падает еще 50 заказов. Что делать? Наш модуль автораспределения равномерно распределяет заказы между курьерами. Никто не останется обделенным либо, наоборот, перенагруженным. Если собственные курьеры не справляются, вызываем внешнюю службу, чтобы клиент получил заказы вовремя.

Фото: «1С-БСЛ»

Фото: «1С-БСЛ»

Благодаря нашему ПО можно контролировать расход горюче-смазочных материалов (ГСМ) – видеть реальную картину затрат водителя. У нас есть модуль Estimation Time of Arrival (ETA), который показывает клиенту, когда прибудет курьер, сокращая время коммуникации клиента с бизнесом.

Фото: «1С-БСЛ»

Фото: «1С-БСЛ»

– Есть примеры такой оптимизации расходов на доставку?

– Например, сеть dark kitchen «Много лосося» возит свои заказы целиком с помощью сервиса «Курьерика». Ребята борются за доли и единицы процентов потерь в каждом бизнес-процессе. И как раз наш продукт позволяет им получить данные, которых у них раньше не было, чтобы принять эффективные управленческие решения и сократить затраты.

Ресторанной сети «Му-му» помогли правильно зонировать территорию доставки, «отвязать» курьера от конкретной точки, и это сильно оптимизировало курьерский флот.

Торговому дому «Нефтьмагистраль», управляющему сетями «Братья Караваевы», «Гурманика», «Макбургер», помогли сделать автоназначение, чтобы распределять курьеров и контролировать все показатели.

Ряд мебельных компаний с помощью ИТ-продукта прогнозируют точное время доставки до конечного клиента и оказания дополнительных сервисных услуг.

– Насколько бизнес сможет сократить свои затраты, подключив сервис «Курьерика»?

– Это типичный вопрос наших клиентов. Все зависит от зрелости доставки последней мили у ритейлера или ресторатора. Сокращение затрат может составлять от 10 до 50%. Наш софт показывает детальную статистику по всему бизнес-процессу: от получения заказов до последней мили, что важно для эффективной организации работы курьеров. Например, к нам приходит клиент и говорит, что у него практически все заказы доставляются вовремя, после интеграции нашего решения выясняется, что больше половины заказов доставляется с опозданием или с проблемами. Либо бывает наоборот – курьеры выходят вовремя и ждут заказа, простаивают, что несет дополнительные затраты на бизнес клиента. В «Курьерике» есть метрика – сколько заказов в час может привезти курьер. Эта метрика очень важна для правильной организации труда, чтобы курьер не терял времени, ведь в большинстве случаев его мотивация состоит из выхода на смену и количества доставленных заказов. А бывают ситуации, когда число заказов резко возрастает, при этом вызывать внешнего курьера дорого.

– Какие еще возможности есть у «Курьерики»?

– Начну с того, что с помощью нашего сервиса осуществляется более 1 млн заказов в месяц, мы представлены более чем в 230 городах от Калининграда до Владивостока. И мы продолжаем расти. Курьеры, работающие на нашем ПО, в апреле 16,5 раза обогнули земной шар.

Ядро системы очень богатое: можно управлять курьерами на карте, получать заказы и управлять ими, выстраивать маршруты, смотреть детально аналитику, рассчитывать зарплаты и ГСМ. Модуль автораспределения заказов умеет не только назначать заказы на собственных курьеров, но и вызывать внешних. Появилась возможность принимать оплату курьером через QR-код.

Есть различные виды коммуникации с курьером – оповещение о новых заказах, о том, что ему нужно поскорее встать в очередь на заказ, и так далее.

– Реализована ли интеграция с коробочными продуктами фирмы «1С»?

– Интеграция «Курьерики» с типовыми решениями доступна с декабря 2023 года. Теперь каждый пользователь «1С» может подключить сервис «1С-Курьерика» простым нажатием кнопки. Функциональные возможности интеграции продолжают совершенствоваться.

– Каковы планы по развитию управления доставкой?

– Наши планы – растить экосистему логистических решений, быть еще более технологичными. Будем выпускать новые модули и субпродукты внутри этой экосистемы нашего ПО. И, соответственно, улучшать наши текущие модули, дорабатывать «Курьерику» под вызовы новых индустрий.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Сергей Костин, «1С-БСЛ»: «Основная проблема доставки последней мили – прогнозируемость эффективности курьерского юнита»

Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами