Декоративное изображение
8 313

Поделиться

Российский ритейл – зрелый и заманчивый!

Разат Гаурав (Razat Gaurav), старший вице-президент EMEA JDA

Retail.ru: Разат, добрый день. Спасибо, что согласились ответить на мои вопросы. Вы знаете все о современных IT-решениях и технологиях в розничной торговле, работаете по этим направлениям с ритейлерами по всему миру. По вашему мнению, в каких технологиях ритейлеры России нуждаются больше всего в настоящий момент?

Р. Гаурав: У вас в России много разных видов ритейла, как по масштабу, так и по продаваемым категориям товаров. У вас есть огромные продуктовые ритейлеры, сети спортивных товаров, сети  бытовой электроники, телекоммуникации, DIY-ритейлеры и т.п. Решения, которые предлагает JDA,направлены на все эти разнообразные сегменты ритейла. Российские ритейлеры сегодня заинтересованы в технологиях, которые позволяют им стимулировать рост и получить долю рынка по выгодным способам. Таким образом, российские ритейлеры осваивают передовой опыт  со стороны комплексного планирования и исполнения.

Мы наблюдаем повышенный спрос на наши решения от ритейлеров России. Для русского рынка необходимы решения для планирования различных аспектов розничных операций: ассортимент, категорийный менеджмент, планирование пространства, цепочки поставок и т.д.

Retail.ru: Разат, а что вы думаете о развитии мобильных технологий в ритейле?  

Р. Гаурав: Я уверен, мобильные решения становятся все более и более востребованными в секторе розничной торговли. Причиной этому является то, что новое поколение потребителей в России ожидает подключения в режиме реального времени. Мы разрабатываем приложения и решения для ритейлеров в этой области. Мы не разрабатываем мобильные технологии просто как дань моде, но как приложения к, например, нашим транспортным решениям или к системе управления цепочкой поставок. Мы понимаем, почему мобильность так важна сегодня — в современном мире каждый хочет иметь доступ к информации в режиме реального времени. При этом мы хотим не просто получать самую последнюю информацию, мы хотим получать ее посредством девайса, который постоянно при нас, доступный и легкий в обращении. Мы работаем над нашими мобильными решениями для того, чтобы они  могли быть применимы для мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и т.п.

Retail.ru: Исходя из вашей оценки, на каком этапе «технологической зрелости» находятся сегодня российские ритейлеры?

Р. Гаурав: Если вы посмотрите на цифры, то увидите, что российский розничный рынок растет очень быстро. Наши оценки показывают, что ритейл в России растет быстрее, чем в любой другой стране мира. Если вы посмотрите на TOP-10 ритейлеров России, то увидите, что они имеет совокупную долю рынка менее чем 25%. Так что рынок все еще сильно фрагментирован. Многие ритейлеры растут на 25-60% в год, это колоссальный рост, если сравнивать  с европейскими или американскими ритейлерами. Российские ритейлеры, кроме того, что они растут очень быстро, еще и стараются выйти за границы больших метрополий, таких как Москва и Санкт-Петербург, развиваться в небольших городах, даже в сельских районах.

  Большинство ритейлеров России уже внедрили ERP системы и, следовательно, имеют операционную основу. Сегодня эти ритейлеры думаю о том, как им можно использовать эти данные с операционных систем для увеличения эффективности своего бизнеса. И здесь им на помощь приходим мы. Мы работаем с данными ERP, которые могут быть созданы на базе любой системы – SAP, Oracle, 1C и т.п. Мы используем эту информацию в наших программах анализа и планирования, которые помогают ритейлерам принимать наиболее оптимальные решения об управлении бизнесом в областях ценообразования, продвижения товаров, инвентаризации, промо акций, логистики, труда и т.п.

Я считаю, что ритейлеры России открыты и уже довольно зрелые в плане готовности воспринимать передовые западные технологии в целях увеличения прибыльного роста.  Поэтому, я уверен, что мы выбрали самый лучший момент для выхода на российский рынок.

Retail.ru: Каким вы видите российское подразделение JDA через год?

Р. Гаурав: Я не могу говорить о конкретных цифрах. В прошлом году мы решили открыть собственный офис JDA в России, поскольку российский ритейл растет, наш бизнес в вашей стране растет, а наши клиенты требуют от нас присутствия на российском рынке постоянно.  Мы создали среднесрочный и долгосрочный бизнес-план для российского направления в августе прошлого года. В то  время мы уже работали с некоторыми российскими ритейлерами (Дикси, Лента, Х5), через наших российских партнеров.  Российский офис был открыт в начале этого года, на сегодня мы следуем нашему бизнес-плану, развиваем местную команду, продолжая активно работать с нашими партнерами для роста нашего бизнеса…  Мы делаем большие инвестиции в развитии нашего бизнеса в России, наращиваем нашу команду  в этом регионе, локализируем наши решения для поддержки русского языка, участвуем в отраслевых форумах и т.д. Уже на сегодня мы имеем очень хорошие результаты. В апреле мы провели в Москве Форум по нашим технологиям, на который пригласили всех наших партнеров и клиентов в России. Мы очень взволнованы относительно наших возможностей и будущих результатов в России.

Retail.ru: Разат, я знаю, что ваша компания тщательно исследует рынки, где работают ее партнеры-ритейлеры. Что вы можете сказать о российских потребителях, как они отличаются от европейских, согласно вашим исследованиям?

Р. Гаурав: Российский ритейл очень поляризован.  У вас есть очень большое разнообразие типов потребителей.  С одной стороны, в России есть довольно большое количество потребителей с очень большими доходами. С другой стороны, огромное количество потребителей, которые крайне чувствительны к цене и имеют низкую лояльность к бренду. Потребители с очень большим доходом демонстрируют особенное потребительское поведение,  в сравнении с потребителями среднего и низкого уровней доходов. Хорошая новость для России состоит в том, что растет количество потребителей с доходами среднего уровня. И это как раз те покупатели, которые и приносят большинству  российских ритейлеров основную прибыль.

Российским потребителям с высокими доходами  не волнует цена, они вообще не чувствительны в ценовому фактору товаров. Для них очень важен бренд, качество. Они хотят для себя самые лучшие, самые известные бренды и готовы платить за это.

Люди со средним уровнем доходов в России очень чувствительны к цене. Для них имеет значение ценность товара, соотношение цены и качества.  Они ищут «хорошую сделку». В этом смысле они более похожи на потребителей других «развивающихся рынков», таких как Бразилия или Индия, чем на европейских потребителей. Они менее лояльны к брендам, они более подвержены влиянию различных акций и т.п.

Таким образом, российские ритейлеры должны основывать свою стратегию на том, каких покупателей они обслуживают, какой ценовой сегмент они представляют.

Западные ритейлеры, благодаря программам лояльности и развитым онлайн-коммуникациям между ритейлерами и покупателями пытаются построить тесные отношения между собой и потребителями. Мы также наблюдаем, что молодое поколение Российских потребителей осваивают интернет-магазины очень быстро – мы ожидаем, что многоканальная розничная торговля будет расти в России в ближайшем будущем,

Retail.ru: Сегодня многие западные ритейлеры продолжают рассматривать Россию как потенциальный вариант для экспансии. Многие из них будут читать это интервью. Специально для них, не могли бы назвать ключевые факторы успеха в российским ритейле, которые необходимо учитывать, выходя на наш рынок?

Р. Гаурав: Российский ритейл на сегодня уже довольно конкурентный рынок, особенно в крупных городах. Я думаю, российский розничный рынок и в дальнейшем будет продолжать расти большими темпами и консолидироваться. Для западных ритейлеров которые потенциально хотят войти в российский рынок, привлекательный потенциал роста должен быть сбалансирован с локализованным пониманием операционной среды и российского потребителя.

 Этот  рынок очень требовательный, непростой, со сложной логистикой, с неоднородной плотностью населения  и прочими уникальными особенностями.  Чтобы выиграть здесь, ритейлер, на мой взгляд, должен знать своего потребителя, тщательно изучить его и не ожидать, что он будет вести себя так же, как потребитель в других странах.

Второе, ритейлеры, выходящие на российский рынок, должны быть готовы инвестировать.  Стоимость недвижимости в больших городах в России очень высокая, и расходы, связанные с распределительными центрами и магазинами могут быть шокирующе высокими. Стоимость операционного управления, транспортировки, здесь намного выше чем в других западных странах, поскольку среднее расстояние перемещения товаров может быть значительно больше.

Третье, западные ритейлеры должны быть готовы к проблемам, связанным с физической инфраструктурой (например, пробки на дорогах), а также с процессами, связанными  с правительственными постановлениями, взаимоотношения с местными и федеральными властями играют существенную роль в России.

Четвертое, западные ритейлеры должны инвестировать в развитие персонала с нужными навыками, чтобы управлять мерчандайзингом, планированием, распределением, операциями магазинов и т.д. Существует значительная нехватка опытного персонала на российском розничном рынке.

Наконец, западные ритейлеры не должны недооценивать российских ритейлеров – они являются очень конкурентоспособными и очень страстно хотят  получить как можно большую долю на рынке. Таким образом, любой новый западный ритейлер выходя на российский рынок должен быть готов к жесткой конкуренции.

Справка: EMEA JDA — компания, которая поставляет решения для управления в областях мерчандайзинга, финансов и планирования ассортимента, ценообразования и промоакций, управлении пространством и категорий, прогнозирования и пополнения планов, управления цепочками поставок и логистики. Клиентами JDA являются более 5500 крупнейших в мире ритейлеров, производителей и дистрибьюторских компаний из 60 стран мира.

Интервью взяла Кадочникова Елена,

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами