Декоративное изображение
5 839

Поделиться

Россияне ежегодно тратят на товары для детей $7 млрд. В ближайшие годы рынок детских товаров будет стремительно расти

Business & Financial Markets

Крупнейший розничный оператор сети детских товаров «Детский мир» планирует создать самую масштабную сеть в России. Параллельно компания запускает новые проекты и выходит в новые сегменты. О планах развития сети в интервью корреспонденту B&FM Валерии Якушиной рассказал гендиректор компании Максим Ентяков.

B&FM: Как вы оцениваете российский рынок детских товаров и каковы, на ваш взгляд, его перспективы развития?

МАКСИМ ЕНТЯКОВ: Недавно по заказу «Детского мира» компания РОМИР провела маркетинговое исследование рынка детских товаров. Согласно ему, весь российский рынок детских товаров оценивается примерно в $7 млрд, а его ежегодные темпы роста составляют 14–20%.

Предположительно, такая динамика сохранится в ближайшие три-четыре года благодаря ряду факторов. В первую очередь это сохранение уровня инфляции, во-вторых, благоприятное воздействие будет оказывать инициатива государства в области демографической политики.

Кроме того, с каждым днем растет уровень платежеспособности населения, потребители стремятся потратить свободные средства не на товары первой необходимости, а, к примеру, на детские товары.

B&FM: Какие есть риски при работе в этой отрасли?

МЕ: С точки зрения национального сетевого формата сложно ориентироваться на некую единую модель структуры потребления, потому что во всех регионах она имеет довольно серьезные отличия. Особенно непросто работать в городах с населением 100– тыс. человек, куда мы сегодня не стремимся и где только начинают формироваться цивилизованные форматы торговли, потребительский рынок, культура потребления. Как следствие, там не стоит ждать быстрого возврата инвестиций.

B&FM: В каких форматах работает «Детский мир»?

МЕ: Сеть представлена в трех форматах. Сейчас мы хотим сделать ставку на развитие гипермаркетов торговой площадью от 4 тыс. кв. м, потому что именно в этих магазинах можно представить практически весь необходимый ассортимент и соответствующий комплекс услуг. Гипермаркеты мы открываем, как правило, в го родах-миллионниках, в населенных пунктах от 500 тыс. человек практикуем флагманские магазины площадью около 2 тыс. кв. м, это наш основной формат. В спальных районах Москвы, Санкт-Петербурга и городах с населением от 250– 300 тыс. человек мы развиваем наиболее гибкий формат магазинов, торговая площадь которых — около 1 тыс. кв. м.

B&FM: «Детский мир» регулярно привлекает банковские кредиты. На что планируется направить эти средства?

МЕ: Банковские кредиты мы привлекаем преимущественно для рефинансирования текущей задолженности «Детского мира», сейчас идет работа по оптимизации кредитного портфеля. Банки, с которыми мы работаем, предоставляют нам выгодные условия для заимствований. Так, если раньше мы привлекали кредиты под 11% годовых, то сейчас эта ставка снизилась до 8,5%.

Часть кредитных средств нап равляется также на финансирование развития.

B&FM: Какие еще источники финансирования есть у компании?

МЕ: В ноябре состоялось размещение по закрытой подписке допэмиссии акций «Детского мира» на сумму более 1,3 млрд руб., которые планируется направить на расширение розничной сети.

B&FM: В чем заключаются планы по экспансии?

МЕ: В этом году мы открыли больше 30 магазинов по всей России. Следующий год будет таким же продуктивным: предполагается открытие не менее 40 супермаркетов. Кроме того, на 2008 год запланирован вы ход в страны СНГ: мы собираемся открыть первый магазин на Украине, а в перспективе рассматриваем еще семь городов. Сегодня уже зарегистрировано и работает представительство компании на Украине, которое будет осуществлять оперативное управление объектами нашей сети в этой стране. Мы также изучаем рынки и других государств СНГ. В первую очередь интересны Казахстан и Белоруссия.

B&FM: Динамичное развитие сети пока не очень благоприятно действует на финансовые результаты. Согласно отчетности по US GAAP, в первом полугодии 2007 года убыток «Детского мира» увеличился в два раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил $21,5 млн. С чем это связано и когда компания планирует выйти на прибыльность?

МЕ: Мы много тратим на активный рост сети и закладываем фундамент для будущего развития не снижая взятых темпов.

К тому же показательной будет годовая отчетность, поскольку рынок детского ритейла, как и большинство других рынков, подвержен сезонности. Благодаря новогодним праздникам по традиции на IV квартал приходится не менее 40% годовой выручки. На Западе, к примеру в США, этот показатель порой достигает 80%.

B&FM: В совет директоров «Детского мира» вошел независимый директор. Почему было принято решение о расширении совета директоров?

МЕ: Это уже второй независимый директор в составе совета директоров «Детского мира».

Сначала в него вошел Иван Пу зин, независимый директор, консультант Международного центра торговли при ВТО ООН.

А недавно в совет был приглашен Гедрюс Пукас, выпускник Академии американского и ме ж дународного корпоративного права при Техасском университете, МВА Стокгольмской школы экономики. Он из ко манды «Тройки Диалог». Отвечает за осуществление сделок в компании Troika Capital Partners. Инициатор формирования фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund LP, который создан совместно с холдингом Тemasek.

Присутствие опытных независимых директоров в компании позволяет принимать более эффективные решения.

B&FM: В компании началась реструктуризация. В чем она будет заключаться?

МЕ: Сейчас мы присоединяем региональные активы к управляющей компании «Детский мир — Центр», одновременно создаются региональные торговые представительства, которые будут осуществлять оперативное управление магазинами в каждом регионе. В настоящее время принято решение создать не менее десяти региональных представительств, по ме ре расширения сети их количество будет увеличиваться.

B&FM: Компания заявляла о на мерении развивать премиальную сеть детских товаров. Почему вы решили выйти в этот сегмент, какие планы по развитию этого проекта?

МЕ: Премиальный сегмент детских товаров достаточно конкурентный, однако в нем еще есть свободные ниши, которые мы можем занять. Осваивать это направление мы начнем с мос ковского региона: открытие первого магазина намечено на первое полугодие 2008 года в Доме игрушки на Якиманке.

На 3 тыс. кв. м будет представлен полный ассортимент товаров от одежды до канцелярии.

Инвестиции в открытие этого магазина составят около $8 млн без учета аренды, потому что помещение находится в собственности «Детского мира».

Средний чек в премиальных магазинах составит $150–200.

При успешности проекта, а это станет ясно по итогам первого года, мы не исключаем, что подобные уникальные магазины появятся еще в пяти-шести крупнейших городах страны.

B&FM: «Детский мир» намерен ввести в ассортимент товары для беременных. Почему вы считаете эту нишу перспективной? Каковы инвестиции в этот проект?

МЕ: Во-первых, товары для будущих мам позволят компании расширить ассортимент продукции. К примеру, в прошлом году в наших магазинах появилось детское питание, которое сейчас составляет около 2,5% всего оборота компании. Во-вторых, специализированные отделы для беременных повысят лояльность потребителей. Этот проект не особо затратный, инвестиции в формирование отделов составляют до $100 тыс. на один магазин.

B&FM: В следующем году торговый центр «Детский мир» на Лубянке будет закрыт на реконструкцию. Как это отразится на продажах сети? Сколько приходится на продажи магазина на Лу бянке?

МЕ: Несколько лет назад этот магазин генерировал большую часть выручки, сейчас ситуация совсем иная. На долю торгового центра приходится не более 10% оборота сети. Закрытие «Детского мира» на реконструкцию вряд ли скажется на фи нансовых показателях компании. К тому же сейчас мы ак тивно ищем помещения в Москве и некоторых других городах для открытия нескольких ги пермаркетов примерно такой же площади, которые должны будут заместить «Детский мир» на Лубянке.

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами