Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
"Россия останется страной лавочников"
Бывший управляющий сетью «Пятерочка» в Москве и Московской области, а ныне управляющий партнер компании Management Development Group Inc (сети «Гастрономчикъ» и «Продэко») Дмитрий Потапенко «прославился» пару месяцев назад, когда он выступил на одной из конференций с прогнозом о скором переделе ретейла «силовиками». В интервью он рассказал, как ему удается держаться на плаву в кризис, что будет, если кто-то решит отобрать его бизнес, и как повлияет новый законопроект о торговле на российскую розницу.
— У вас есть сеть «Ресторанчиков» в России и кафе в Восточной Европе. Что-то изменилось в этом бизнесе с начала кризиса?
— Несмотря на название «РесторанчикЪ «Настоящая рыба» и «РесторанчикЪ «Настоящее мясо», а также «Пицца №1» нужно понимать, что ни то, ни другое не является рестораном в прямом смысле слова. Для тех, кто никогда не был за границей Московской области, уровень будет понятен, если сравнить с московской сетью «Му-Му». Я же их называю — столовки улучшенного типа. Тот же тип наших кафе и в Чехии. Соответственно, это скорее пивнушки, чем рестораны.
Поскольку сегмент, в котором я работаю — масс-маркет, то я никогда не работал и не буду работать в абстрактном для меня сегменте luxury. [За время кризиса произошли] такие изменения: увеличилось количество клиентов, гостей: те, кто привык посещать места среднего ценового уровня, перетекли ко мне, либо вообще теперь едят дома; по формальным признакам возрос средний чек, но реально он упал за счет инфляции и за счет девальвации, которую сделали «по многочисленным просьбам трудящихся».
— В одном интервью вы говорили, что серьезно срезали косты еще в мае прошлого года. Вы сократили площади, персонал, но при этом продажи упали всего на 16%. Как это возможно?
— Это в первую очередь относится к магазинам, там этот процесс более показателен. Покупатели приобретают тот же набор продуктов, что и до кризиса. Сначала я убрал тех людей, которые не связаны напрямую с обслуживанием покупателей. Я упростил бизнес-процессы. Прежде чем сокращать людей, надо упростить бизнес-процессы. Вместе с тем я создал «торговые мини-центры». Говоря, что я срезал площади, я подразумеваю, что, эти площади я передал в субаренду.
— С того момента вам пришлось еще резать косты?
— Да, приходилось. Мне пришлось срезать косты еще на 7% перед Новым годом и до марта. Сейчас суммарно получается около 42%.
— Вы знаете примеры на рынке, кого-то кто взял на вооружение такую же политику и добился схожих результатов?
— Я не сильно отслеживаю рынок и вряд ли приведу пример. Сейчас каждый выживает так, как может. Могу сказать лишь то, что сейчас очень много сетей находится в предпродажном состоянии. Каждую неделю мне предлагают что-то купить, я смотрю, а там фактически нечего покупать. При этом ритейловый рынок продолжает сыпаться.
Я купил франшизу «Копейки». Вернее, не просто франшизу, а обратную франшизу, когда не я плачу, а мне платят с оборота. Больше пока из сетей покупать нечего. Все как было, так и осталось. Еще я купил дистрибуторскую компанию в Москве, для того, чтобы «вползти под рубашку» своим коллегам-ритейлерам. Компания поставляет бакалею. Когда-то она была большой, но сейчас слово покупка весьма условное. Это больше похоже на то, что я забрал труп.
— Вам удается сейчас кредитоваться в России и под какие проценты?
—Да, под 19,2-19,6%.
— А в Европе?
— В Европе сейчас максимальная ставка 5,2% — это в евро. По России в районе 15-16%. А разница кредитования здесь и в Европе в том, что, например, я купил некий объект, фактически же его купил банк на часть моих денег. Банк получает объект в залог. И если объект не достроен, то это проблема банка, он начинает морочить голову девелоперу. Потому что фактически именно банк платит девелоперу. В России же все диаметрально противоположно. Я беру кредит в банке и дальше это уже моя проблема — строит застройщик или не строит. К тому же в Европе, все полученные средства я сразу заношу в минус и до тех пор, пока я из этого минуса не выйду, я не плачу налогов. В России я обязан платить налоги в любом случае.
Я могу отнести только все затраты на расходы будущих периодов. Если у меня минус превысит плюс, лично ко мне тут же приедет налоговая. В Европе мне дают кредит на 30 лет. Здесь года на три. Там я чувствую за своей спиной государство [его поддержку], здесь я чувствую перед собой государство, которое в любой момент оказывается у меня за спиной, чтобы меня нагнуть. В Европе законы написаны разумно. У нас основная проблема в том, что законы не коррелируют друг с другом. Именно поэтому их и нарушают.
—-Вы не думали расширять бизнес в Европе?
— Там в Болгарии и Чехии у меня уже по 7 объектов. Бизнес спокойно развивается. Может быть, в какой-то момент я все продам.
— Вам уже делали конкретные предложения?
— Бизнес — это такое средство промпроизводства. Если мне предложат больше, чем я могу с него заработать, я продам сейчас, все и сразу. Вопрос только в цене.
— Возвращаясь к вашему бизнесу в России. Первый раз за 4 года в августе была нулевая инфляция. Это отразилось на вашем бизнесе?
—Даже не обращаю внимания на такие цифры.
— Как вы относитесь к новому законопроекту о торговле? (законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», 11 сентября прошел первое чтение в Государственной Думе). Что он изменит и как повлияет на ваш бизнес?
— Не изменит ничего, кроме коррупционной составляющей. Просто будут большие сетки доить. Основной камень преткновения — это ограничение присутствия в 25%. Я приведу пример. Есть маленький магазинчик прилавочного типа в далеком населенном пункте. Является ли он для данного городка монополистом? Является.
ФАС у нас работает, как команда «фас». Поставщики сделали под себя закон. Если есть производители, которые заплатили за этот закон, то они лохи.
— Говорят, что некоторые участники рынка сбрасывались, чтобы этот закон лоббировать. Вам предлагали скинуться на лоббирование интересов сетей?
— Это всегда предлагают. Вопрос, зачем. Лоббирование — это коррупция по-русски. Занос денег в конкретный кабинет. Я заношу деньги в кабинеты и тем самым решаю локальные вопросы. А в мировом масштабе решать вопросы… Я и так налоги им плачу, чтобы принимали правильные законы, но только они законы эти строят для себя.
— Кроме уровня монополизма в регионах законодатели обсуждали вопросы отношений с поставщиками. Те же сроки оплаты, которые были в итоге назначены, они реальные?
— Они не реальные. У меня один из офисов находится недалеко от метро «Октябрьская». Когда я прошу секретаря купить мне кефир, он всегда оказывается протухшим. Почему? Потому что в палатке нет места для хранения, а поставщик — компания «Вимм-Биль-Данн» привозит им целую упаковку, и меньше им возить не выгодно. В установленные сроки оплаты вписаться нельзя. Либо определенный товар будет просто исчезать с полок, либо сами поставщики предложат «незаконное решение» этого вопроса. И прежде всего им это выгодно. Мы же можем просто отказаться от товара.
— Поставщики жаловались на сети из-за больших «входных» бонусов и остальных оплат…
— Они всегда жалуются. Есть некая группа товаров. В этой группе у меня как у ритейлера на полке стоит 60 позиций от разных производителей. У меня как у производителя этой же группы в прайс-листе более 250 позиций. Таких же компаний, наверное, около 40. И у них то же самое. Условно говоря, 8 тысяч. Нужно 60. Обязательно кто-то будет лузером. Когда говорят, что бонус это главное препятствие для входа в сеть, я, уже как производитель, могу сказать, что это полная фигня. Я поставляю практически во все сети. Если не выгодно, не поставляй.
По официальным данным департамента потребительского рынка, в Москве 17 тысяч точек розничной торговли. Если все московские сети сложить — будет около 800 объектов. Даже предположим, не 17 тысяч, 5 тысяч и 800. Вопрос как производителя — ребята, вы чего выеживаетесь? Есть 5 тысяч точек и есть 800. Надо четко понимать, что выгоднее поставлять в сеть, потому что отлавливать ИЧП «Пупкин и К» с единичным магазином, который сегодня работает, завтра не работает — это по логистике не выгодно: довезти, развезти, а там объем маленький, и еще и по деньгам, хрен ты их потом увидишь.
Что такое бонус? Бонус — это аукционная ставка, надо и перевести на русский язык. Есть позиции, есть полки, где мы платим за товар, вперед платим. Сетей мало — их ноль практически. На нашу матушку Россию чуть больше 1000, на Москву — всего 75 сетей. Для 15-миллионой Москвы — это разговор ни о чем. Поэтому нет никакой конкуренции сетей, поэтому есть вой — неумение делать дистрибуцию, неумение работать с костами по логистике, неумение работать с торговыми представителями, неумение работать с супервайзерами. Это очень сложное умение. Оно очень высокозатратное, и очень низкодоходное. Конечно, куда выгоднее занести денежку: «ребята, напишите закон, чего он стоит». Бумагу написать 15 минут. Конечно, вместо того, чтобы каждодневно заниматься своей работой, развитием своего бренда, у нас идут всегда по особому пути. Хотят так — пусть будет, не вопрос.
— Новый законопроект — это чья победа?
— Поставщиков. Они открыто об этом говорят. Хотя на самом деле ни чья победа, они тоже проиграли. Это победа чиновников. Все в пролете, кроме них. Чиновник теперь поставит свою воду, свое молоко.
— Что значит «свою воду, свое молоко»?
— Департаменты потребрынка разослали по всем сетям официальное письмо, что мы обязаны поставить на полки молоко компании МосМедыньАгропром. Если вы считаете, что сети — это свободная конкуренция, то у вас очень большая иллюзия о розничном бизнесе. В разных магазинах до 30% товаров могут быть поставлены по «рекомендации» различных органов. У нас 33 контролирующих органа. Это только в кино чиновники берут взятки налом. Они давно уже стали поставщиками. Все берется уже сто лет безналом. «Ашану» была приостановлена алкогольная лицензия до тех пор, пока он не ввел в ассортимент молоко «Большая перемена». Это чисто случайно совпавшие факты, конечно же.
— А какие санкции могут применить, если не выполнять?
— Тем, кто решил повыеживаться, останавливают алкогольную лицензию, по закону имеют право. Приезжают пожарники, закрывают торговый центр. Еще раз говорю, по закону доят. Мы пройдемся по любому торговому центру, будет заказ — закроют. Нужны посадки по ритейлу—- будут посадки по ритейлу. Что вы будете делать без алкогольной лицензии? Ничего, закроется магазин вообще. Каждый решает для себя. Как вы не исполните, расскажите, я хоть послушаю. В одном из округов, не важно, Москва, не Москва, мы согласовали документ по закону, не на месте (условно назовем это управой), а в префектуре. У нас через сутки была прокуратура, ФМС-ники и ОБЭПовцы. Если у кого-то есть иллюзия, что когда-то был свободный рынок… Он был, когда были бандиты, когда были перестрелки, когда до коммерсантов не было дела, тогда это было. Свободного рынка уже сто лет нет.
— К чему приведет новый закон о торговле?
— Россия останется страной лавочников. Будут небольшие сеточки. И производителей больших не будет, и не будет больших ритейлеров. Весь мир — это промышленное производство. Мы можем гордиться своими матрешками и дальше, но мы останемся убогой страной с маленькими лавочками, с маленькими производителями. Нужно помнить, что у нас, к сожалению, очень большая страна. И захватывать очень легко, потому что нет экономического ресурса. Мы пришли к государственной мобилизационной экономике, такой же, как была в 30-х годах прошлого века.
— Вы знаете нескольких опальных бизнесменов, и в данный момент, как мы все видим, государство начинает принимать живое участие в бизнесе. Вы не боитесь, что кто-то из чиновников захочет ваш бизнес?
— Я на этот вопрос отвечаю последние лет десять. Вопрос — дальше-то чего? Ну, захотел. Мой бизнес — не нефть. Тут каждый день нужно обслуживать бабушку, которая задает один и тот же вопрос: «Милок, почему окорочок стух?» Кому надо это отнимать? Покажите мне. Он поставит сюда своего сына? Как только меня вынимают из системы, система перестает существовать. Система построена на личном участии. Я подчеркиваю, я не нефть и не газ. Я служба сервиса, причем не самого доходного. В розничной торговле доходность составляет 1,5-2% от силы.
— Значит от государства защищен только тот бизнес, в котором стержнем является его владелец?
— Да. Государством защищен тот бизнес, который выгоден конкретной власти в качестве дойной коровы. Остальные не защищены. Любой бизнес, который построен на имуществе, то есть на материальных активах, он интересен, а услуги — не интересны.
— Что, на ваш взгляд, сейчас происходит в ритейле, и что будет дальше?
— Идет обычная нормальная стагнация. Никаких сделок дальше не будет, будет разорение тихое, спокойное. Из крупнейших сетей будут делать Росторг, из крупнейших дилеров — Росавто, из кого-то Росавиа . Все будет Рос... Там, где есть крупные финансовые потоки — они будут отобраны. «Национализированы» нельзя сказать, потому что это один клан забирает у другого клана. Есть два конкретных клана — бояре и холопы. У холопов отбирается игрушка. Все очень просто, цинично. Нормально.
— Понимая все это, вы будете продолжать вести бизнес в России?
— Я в этой стране родился, я говорю на русском языке. Надо понимать, что там мы на фиг никому не нужны. Если бы все определялось деньгами в моей мотивационной схеме, то я бы уже, наверное, уехал, потому что денег мне много не надо. Моя семья потребляет товаров и услуг на 40-45 тысяч рублей в месяц. В прошлую пятницу меня снимали с моим семейством в «Ашане». Мы ездили, показывали, как мы делаем покупки. Наша покупка на две недели составила 3 тысячи 660 рублей. Поэтому в общем достаточно работать средним менеджером, чтобы прокормить свою семью. Как потом сказали корреспонденты, мы живем достаточно аскетично. Да, у нас нет страстей в семье, которые поглощают деньги. Если бы все определялось деньгами, я бы, наверное, делал бы дело в другой стране. Важно то, что я здесь родился и вырос.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?