Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейл в России – рост на 86% за 5 лет!
Недавно мы опубликовали на Retail.ru новость о том, что к 2016 году Россия займет 5-е место в рейтинге самых развитых экономик мира – т.е. будет там, где сейчас Германия. А российский потребительский рынок, в перспективе, займет 9-е место в мире к 2020 году. Такое заключение сделала британская компания Euromonitor International по результатам своего исследования. Мы решили поговорить об этих радужных перспективах со старшим аналитиком Euromonitor International Виталием Владыкиным.
Retail.ru: Какими сегодня западные инвесторы видят российский ритейл и потребительский рынок?
В. Владыкин: За прошедшее пятилетия располагаемый годовой доход одного россиянина увеличивался в среднем ежегодно на 15% и достиг отметки в 8,378 долларов США в 2012 году. Стоит отметить, что параллельно активно развивался и рынок потребительского кредитования, который в период с 2007 по 2012 практически удвоился.
Постепенно менялась структура расходов россиян. Доля затрат на алкогольные напитки и табачную продукцию, на обувь и одежду, на товары для дома и коммунальные услуги сокращалась. При этом увеличивалась часть расходов на продукты питания и безалкогольную продукцию, на товары и услуги для здоровья, на гостиницы и питание вне дома.
За прошедший период предпочтения местных потребителей менялись под воздействием не только финансовых, но и качественных факторов. Российские потребители стали более образованными. Их привлекали удобные и практичные в использование проверенные торговые марки известных производителей. Они внимательно следили за технологическими новинками и активно пользовались появившимися возможностями интернета. Россияне все больше и больше использовали платежные карточки для оплаты товаров и услуг, а не только для снятия зарплаты в банкоматах. Постепенно начал проявляться и столь популярный в развитых странах тренд стремления к здоровому образу жизни, и местные потребители начали обращать внимания на полезные характеристики товаров.
Retail.ru: Как вы считаете, каковы основные точки бурного роста российской розницы?
В. Владыкин: Безусловно, важную роль в эволюции потребительского рынка в России сыграл быстрый рост индустрии розничной торговли, оборот которой в 2007-2012 увеличился на 86% и превысил отметку в 15 миллиардов рублей в 2012 году.
В первую очередь, мощный импульс для развития различных потребительских товаров был задан растущим проникновением по всей территории страны крупный сетевых игроков; а так же все более высокая доступность современных форматов розничной торговли, таких как гипермаркеты, супермаркеты, магазины у домов и интернет торговля.
Более того, компании начали диверсифицировать свои форматы, а так же ассортимент товаров и услуг. Продовольственные сети начали открывать магазины различной площади, смещаться в непродовольственные каналы, например, открывать магазины товаров для красоты или дрогери. Стационарные розничные сети начали открывать интернет магазины, и это касается, не только магазинов бытовой техники и электроники. Магазины, специализирующиеся на интернет торговле, в свою очередь начали предлагать новые услуги, в том числе, такие как бронирование авиабилетов и гостиниц.
Retail.ru: Розничная торговля у нас очень быстро развивается. В этих обстоятельствах, каким должен быть оптимальный подход к управлению торговым предприятием?
В. Владыкин: Российские потребители становятся все более современными и требовательными, и данная тенденция будет быстро распространяться от крупных городов в регионы. Все это будет происходить на фоне продолжающегося роста располагаемых доходов, которые будут увеличиваться в среднем на 13% в текущих ценах до 2017 года.
Для того чтобы привлечь потребителя, участникам рынка розничной торговли необходимо совершенствовать сервис, предлагать потребителю новые технологии, новые форматы торговли, новые продукты. В будущем может сложиться такая ситуация, когда потребитель заранее не будет знать, захочет ли он заказать продукт онлайн, с помощью мобильного приложения или купить в стационарном магазине. Захочет ли он ждать доставки или забрать товар самостоятельно. Захочет ли платить наличными, платежной картой или с помощью бесконтактного платежа. Захочет ли полностью совершить покупку самостоятельно или с помощью кассира. Соответственно, крупным сетевым игрокам необходимо предоставить потребителю широкую свободу выбора.
Более того, в России еще до сих пор не представлены уже завоевавшие популярность в развитых странах каналы торговли. Например, в стране все еще отсутствуют классические дискаунтеры, с высокой долей собственных торговых марок в обороте. Не смотря на рост доходов, цена все еще будет важна для россиян, поэтому данный канал должен быть востребован в России. Ну и естественно, удобно функционирующий интернет магазин станет необходимостью для всех каналов, особенно в рамках непродовольственной розницы.
Retail.ru: Виталий, что вы можете назвать главной проблемой сегодня для российского ритейла?
В. Владыкин: Российский потребительский рынок, не смотря на быстрый рост, еще остается не до конца насыщенным, а значит привлекательным для производителей, о чем свидетельствуют намеренья международных компаний, таких как Coca Cola или Adidas инвестировать миллиарды долларов США в местный потребительский рынок.
Но конкурентная среда в стране постоянно усложняется. У современных потребителей появился широкий выбор продукции и появился быстрый доступ к информации, не только у своего компьютера дома, но и в любой точке охвата мобильного интернета, с помощью планшета или смартфона. Они могут легко и быстро ознакомиться с ценами и характеристиками товаров, сравнить цены на одинаковые товары в разных магазинах, посмотреть мнения других потребителей. Соответственно и производителям, и ритейлерам важно обеспечить высокий уровень своих продуктов и услуг, продемонстрировать потребителям, что товары полезны для его здоровья и развития.
Помимо растущей конкуренции, российский потребительский рынок нельзя назвать стабильным и в связи с постоянной угрозой государственного влияния на определенные группы товаров.
Retail.ru: Какой вам видится российская розничная торговля через 5 лет? Ожидаете ли вы от нее стабильности по темпам роста и ключевым игрокам?
В. Владыкин: Российский рынок розничной торговли продолжит свое динамичное развитие и модернизацию в ближайшее пятилетие. Оборот розничной торговли сохранит двузначный рост, а доля современных каналов розничной торговли в продуктовой рознице увеличится с 57% до 70% к 2017 году. На данные изменения будут влиять, в том числе законодательные меры. Например, недавние запреты на продажу сигарет и пива в киосках, приведут к сокращению количества киосков и перераспределению их оборота между небольшим магазинам у дома и супермаркетам.
Бурно продолжат развиваться и сетевые магазины, охватывая уже не только крупные города, но и небольшие населенные пункты. Данная тенденция будет особенно свойственна продовольственным сетям, но и непродовольственные крупные ритейлеры торгующие одеждой, обовью, косметикой, электроникой будут активно увеличивать свое присутствие по всей стране. Сетевые игроки будут стараться лишить такие традиционные каналы торговли как открытые рынки их единственного оставшегося преимущества, заключающегося в широком предложении более свежих продуктов. Многие продовольственные сети собираются активно развивать сегмент свежих продуктов на своих полках, что только ускорит сокращение продаж на открытых рынках.
Интервью взяла Кадочникова Елена,
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?