Еще несколько лет назад тема устойчивого развития и внедрения стандартов ESG обсуждалась преимущественно среди банков и промышленных компаний. За последнее время ситуация изменилась, и сегодня крупнейшие российские ритейлеры обратили пристальное внимание в эту сторону. Тема устойчивого развития и внедрения стандартов ESG напрямую связана с инвестиционной привлекательностью бизнеса. О том, какие факторы важны для инвесторов и что еще влияет на интерес к этой тематике, нам рассказали первый вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк и исполнительный вице-президент Газпромбанка Андрей Королев.
– Наталья, сегодня фактор устойчивого развития в бизнес-среде все чаще выходит на первый план. Какие финансовые и социальные причины, на ваш взгляд, повлияли на этот процесс?
Наталья Третьяк: Серьезным драйвером ESG-повестки сегодня выступает инвестиционное сообщество. Портфельные инвесторы, подписавшие протокол крупнейшей международной инициативы PRI, взяли на себя обязательство не менее половины инвестиций осуществлять с учетом принципов устойчивого развития – социальной и экологической ответственности, а также открытых стандартов управления. Это оправданно – именно такой бизнес более надежен и устойчив, он учитывает множество факторов, влияющих на развитие компании. Объем средств, управляемых этим сообществом, на конец 2020 года превысил 120 трлн долларов. Это достаточно серьезное финансовое давление.
Что же касается ритейла, здесь большое значение имеет еще один фактор – ценности общества, которые сейчас изменяются вместе со сменой поколений.
ESG-стандарты оценивают компанию в трех важнейших областях:
-
Environment (среда): потребляемая энергия, выбросы загрязняющих веществ, количество отходов, сохранение природных ресурсов и т.п.
-
Social (общество): оплата труда, доступность здравоохранения, качество продукции и т.п.
-
Governance (корпоративное управление): бизнес-этика – как компания управляет своими рисками и взаимодействует с акционерами.
Эти направления обозначают риски и возможности, влияющие на долгосрочную ценность компании.
– Вы имеете в виду растущее влияние поколения Y, миллениалов?
Наталья Третьяк: Да. Если поколение Х достаточно прагматично, то для миллениалов все большую важность приобретает ответственность за будущие поколения, сопричастность, сочувствие, бережное отношение к природе, чуткое отношение к близким. И ритейл не может остаться в стороне – общественные ценности определяют не только потребительское поведение, но и ценности сотрудников компании. Совпадение ценностей компании и ее потребительской аудитории – важнейший фактор конкурентоспособности. При прочих равных молодое поколение будет выбирать компанию, которая придерживается принципов экологичности и устойчивого развития.
– Как меняется отношение инвесторов к «осознанным ритейлерам»?
Наталья Третьяк: Экономическая стабильность и устойчивость компании неразрывно связаны с ESG-параметрами. Компания просчитывает все факторы нефинансового риска – климатический, экономический, социальный – и исключает возможность развития негативного сценария. Открытые стандарты управления, понятные и инвестору, и потребителю, позволяют компании быть более прибыльной не только в моменте, но и в долгосрочной перспективе. Поэтому инвесторы, конечно, делают выбор в пользу ответственного бизнеса.
– Наталья, в российских компаниях существует убеждение, что переход на деятельность с соблюдением стандартов ESG требует больших вложений.
Наталья Третьяк: Действительно, в краткосрочной перспективе этот процесс потребует расходов. Но, на мой взгляд, эти вложения следует рассматривать как инвестиции в будущее. Здесь можно провести прямую аналогию с нашим здоровьем – в моменте мы вкладываем время и деньги в посещение врачей, лечение и соблюдение режима полезных привычек, но в долгосрочной перспективе мы получаем крепкое здоровье. Наша трудоспособность возрастает, мы можем выполнять более сложные задачи и получать более высокий доход.
Таким образом, вложения компании в соответствие стандартам устойчивого развития приносит бизнесу вполне конкретные экономические выгоды. Например, мы предоставляем компаниям кредиты, привязанные к экологическим или социальным ковенантам, когда ставка кредита зависит от выполнения заемщиком ряда условий в области социальной или экологической ответственности. В то же время мы помогаем клиенту пройти путь модернизации в контексте устойчивого развития с помощью набора консалтинговых услуг в сфере ESG: анализ деятельности компании с точки зрения устойчивого развития, разработка перечня рекомендаций, помощь в прохождении международного и российского рейтингования.
Кроме того, специально для ритейла у нас существуют и другие продукты, направленные на соответствие стандартам ESG. Например, онлайн-инкассация с помощью автоматизированных депозитных машин.
– Действительно, западные эксперты неоднократно отмечали, что привычная для рынка классическая инкассация в ближайшие годы может стать «токсичной» для ритейлера, стремящегося соответствовать критериям ESG. Причина заключается в высоком уровне выбросов СО2 в атмосферу, которым сопровождается передвижение инкассаторских автомобилей. Может ли онлайн-инкассация выступать ESG-альтернативой «классике»?
Андрей Королев: Сегодня на рынке существует всего одна альтернатива классической инкассации, полностью соответствующая всем нормам ESG, – это онлайн-инкассация с помощью АДМ. В последние годы Газпромбанк активно внедряет этот сервис в российской рознице, на большей части торговых точек мы устанавливаем депозитные машины Moniron компании Profindustry.
Онлайн-инкассация по всем трем параметрам парадигмы ESG опережает «классику». Если по критерию E превосходство очевидно – меньше выбросов СО2 за счет сокращения заездов инкассаторов на торговую точку, кратное сокращение потребления электроэнергии, расхода пластика и бумаги, – то на двух других критериях я бы хотел остановиться подробнее.
Начнем с элемента S – социальной функции онлайн-инкассации. Участвуя в процессах классической инкассации, сотрудники торговых точек ритейлеров выполняют большой объем рутинной работы – пересчет и сортировка денег, подготовка документов для инкассаторов. Этот неквалифицированный труд отнимает у работников магазинов много времени и энергии, которым нашлось бы лучшее применение. Если же на торговой точке установлена АДМ, все эти малоинтересные кропотливые процессы сводятся к внесению денег в депозитную машину, что занимает всего несколько минут. Работники торговых точек получают дополнительное время и возможности для профессионального развития и, как следствие, карьерного роста. Можно сказать, что онлайн-инкассация запускает позитивный круг развития: работа коллектива с красивым технологичным устройством порождает новые креативные идеи для оптимизации и модернизации работы торговой точки. Это, в свою очередь, приносит акционерам экономию расходов и дополнительный заработок, а самим сотрудникам – профессиональный рост и новые интересные проектные задачи.
– В триаде ESG есть еще один элемент – G, управление. Как онлайн-инкассация влияет на этот аспект устойчивого развития?
Андрей Королев: Мы можем рассматривать влияние онлайн-инкассации на управленческие процессы в розничной компании на двух уровнях. Первый уровень, наиболее очевидный, – онлайн-инкассация позволяет осуществлять круглосуточный онлайн-мониторинг и управление финансовыми потоками по всей сети магазинов. Это, в свою очередь, повышает финансовую дисциплину на каждой торговой точке и снижает негативное воздействие «человеческого фактора», сокращая случаи внутреннего фрода и обычных ошибок при пересчете денег.
Второй уровень влияния, более глубокий, заключается в ответственном управлении персоналом и заботе о безопасности сотрудников торговых точек. Деньги, внесенные в АДМ, сразу зачисляются на расчетный счет ритейлера. Хотя они физически все еще лежат в депозитной машине на торговой точке, вся сумма уже находится под ответственностью банка.
Еще один важный аспект обеспечения безопасности – в непростое пандемийное время онлайн-инкассация позволяет максимально снизить число социальных контактов между сотрудниками магазина и службой инкассации. Инкассаторы самостоятельно забирают деньги из АДМ, не вступая в дополнительную коммуникацию с кассирами.
Ответственный руководитель, позаботившись таким образом о комфорте и личной безопасности сотрудников, обеспечивает компании позитивную обратную связь от коллектива. Ведь, когда наши интересы и нашу безопасность ценят, делают нашу работу более интересной, творческой и менее рутинной, мы стараемся больше отдавать компании, разделяя ее цели и ценности. Таким образом, онлайн-инкассация гармонично сочетает соблюдение принципов ESG и финансовую эффективность компании.
– Каков ваш прогноз на развитие принципов ESG в российской рознице? Какие факторы будут оказывать влияние на этот процесс?
Андрей Королев: Российский ритейл можно разделить на три части: крупные федеральные розничные компании, входящие в топ-20; затем средние компании, которые занимают в рейтинге место от 21-го до 1000-го; и «малыши», компании с 1–3 торговыми точками – продуктовые киоски у дома, сервисные точки, пекарни и так далее. Тренд ESG в ближайшие годы будет сохраняться и развиваться преимущественно за счет крупных ритейлеров и, как ни парадоксально, самых маленьких компаний.
Цели крупной розницы ясны – масштаб бизнеса накладывает социальные обязательства, плюс дает о себе знать дополнительное стимулирование за счет «зеленых» финансовых инструментов. А компании МСП в сторону ESG двигает так называемый «эффект миллениалов»: как правило, в малом розничном бизнесе задействованы молодые ребята, для которых стандарты устойчивого развития естественны, у них есть внутренняя потребность делать мир лучше. Таким образом, самые крупные и самые маленькие розничные компании «возьмут в кольцо» ритейл среднего звена, который пока работает на краткосрочную перспективу и не задумывается о будущем. И у таких компаний будет всего два выхода – развиваться в соответствии с принципами ESG или быть постепенно вытесненными с рынка.
Retail.ru