Сеть «Шамса» работает на рынке Камчатки с 2000 года. Сегодня в нее входит 11 супермаркетов. Также холдинг управляет 13 алкомаркетами «Пробочка».
Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Рашид Шамоян, «Шамса»: «Держим запас товара на 45–50 дней»
Как устроен ритейл в регионе с самой сложной логистикой, куда пока не добрались федеральные сети? Как решают на Камчатке проблему товаров категории «фреш», чем местная сеть привлекает персонал и как там обновляют магазины – об этом и многом другом в рамках #ЭкспедицияRetail 2022 мы поговорили с генеральным директором ООО «Шамса- Холдинг » Рашидом Шамояном.
– Судя по всему, конкуренция на местном рынке небольшая?
– Да, это так. Здесь есть сеть «Клевер» из 4 магазинов. Есть «Светофор». И недавно открылся «Доброцен». Но крупные федеральные сети мы все-таки ждем. По цене с ними, конечно, конкурировать будет невозможно. Но мы можем поддерживать тот ассортимент, который нужен местному покупателю. Ключевая особенность нашего региона заключается в сумасшедшей сложности логистики: сюда нельзя добраться по суше. Только морем или по воздуху. И, например, в случае возникновения условного дефицита сахара, чтобы исправить ситуацию, «на материке» потребуются максимум сутки, то на Камчатке этот срок составит 10–12 дней. Можно, конечно, и в течение суток привезти, но тогда этот сахар будет стоит не 90 рублей за килограмм, а 400. Потому что доставлять его в таком случае придется самолетом.
– Но при этом у вас в магазинах достаточно широко представлена категория ФРОВ. Это сознательное решение?
– Во-первых, это растущая категория. В нашем ассортименте сейчас около 200 SKU. Конечно, на Камчатке она не дает такого результата, как в других регионах: сейчас она составляет порядка 8% от товарооборота. Путь товара длинный, не все доезжает в свежем виде, многое приходится списывать. Допустим, пароход задержался на три дня – и мы целый контейнер помидоров выкидываем. Но мы понимаем, что ФРОВ – это важная составляющая. Мы создали отдельное предприятие, которое занимается поставками фруктов и овощей. Они продают и в другие магазины, но изначально нацелены на работу с нашей компанией. Когда-то еще с «Самбери» мы оговаривали возможность совместно «гонять» сюда самолеты с товаром. Мы делали так в 90-х, и я знаю, что цена в этом случае получается запредельно высокой. Мы и сейчас возим продукты самолетами, но это очень небольшие объемы. И перед Новым годом цена, например, на огурцы, доставленные по воздуху, достигает 1000 рублей за килограмм. Считайте сами: тариф «Аэрофлота» в этом время повышается почти до 500 рублей за килограмм, 150 рублей составляет закупочная цена плюс экспедиционные расходы. Случалось, что я давал команду снимать такой товар с реализации, потому что покупатели были в шоке от стоимости.
– А как устроена ваша основная логистика?
– У нас есть большой РЦ, есть современные склады класса А общей площадью порядка 20 000 кв. метров. Помимо того, что мы владеем розничными сетями, мы остаемся серьезным оптовым поставщиком. Мы привозим товар и продаем его традиционной рознице. Но тут нужно помнить о нашем географическом положении: здесь то пароходы приходят не вовремя, то погода подводит. Поэтому нам постоянно приходится держать большие товарные запасы, чтобы не случалось разрывов в поставках. На это требуется много ресурсов. Сейчас наш запас товара – примерно на 45–50 дней. Когда я рассказываю об этом коллегам из западной части страны, то они испытывают шок. Но у нас нет другого выхода. И в том числе эти запасы выручили нас, например, нынешней весной, когда магазины в западной части страны начали пустеть. Мы этот период прошли легко. А вообще, мы стараемся балансировать. Например, у нас есть поставщики из Белоруссии. Мы знаем, что получим от них контейнер с товаром в течение 40–45 дней. Но если мы видим, что по какой-то причине произойдет задержка, то мы покупаем этот товар у посредников во Владивостоке и доставляем оттуда. Это дороже, но быстрее.
Вообще сейчас около 40–45% от объема поставок мы привозим сами. И у нас есть цель иметь прямые контракты с максимальным количеством поставщиков.
Тогда мы сможем лучше контролировать цены и конкурировать с федералами.
– А местные поставщики у вас есть?
– Скажем так: крупного производства здесь нет. На Камчатке очень дорогая рабочая сила. Минимальный уровень зарплаты должен составлять 33 тысячи рублей. И привезти условную котлету с материка обходится дешевле, чем произвести ее здесь. Конечно, здесь есть компания, которая производит, например, колбасу. И она занимает львиную долю местного рынка.
– Какие категории товаров вы могли бы назвать драйверами продаж?
– Думаю, что это овощи, фрукты и молочные продукты. Также мы серьезно расширили собственное производство. Продажи этой продукции у нас достигают 8–9% товарооборота, это очень серьезный показатель. Вообще, конечно, работать с собственным производством интересно. Например, мы привезли и поставили аппарат для производства лаваша. Я считал, что это будет скорее элемент шоу, и вряд ли мы сможем на нем зарабатывать. Как-то я не наблюдал здесь культуры потребления этого продукта. Но на сегодня лаваша мы продаем больше, чем всего остального хлеба вместе взятого.
– В туристической отрасли говорят об увеличении потоков туризма внутри страны, в том числе на Камчатку. Ощутили это на себе?
– Да, и весьма хорошо. Мы сейчас ведем переговоры с туристическими компаниями, договариваемся о поставках питания для туристов. Камчатка – это походы, это природа. Многие гости полуострова в город даже не заезжают. И мы хотим заниматься производством комплексных решений по готовой еде как раз для таких туристов.
– В представлении многих на западе страны, Камчатка – это рыбный край. Как вы работаете с этой категорией?
– С рыбой есть проблемы. Дело в том, что вылов рыбы ведется не круглогодично. К тому же рыбу добывают в океане, достаточно далеко от Петропавловска. И везти ее сюда – невыгодно. Потому основные поставки рыбы уходят или за границу, или во Владивосток. Последние два года у нас действует губернаторская программа, мы договариваемся с рыбаками, они дают нам товар по минимальной цене. Даже на ценниках в магазине пишем две цены: поставщика и свою. Это хороший вариант работы с этой категорией, мы стараемся больше двигаться в этом направлении.
– Ваши западные коллеги сейчас активно обновляют магазины. Вы этим занимаетесь?
– Я верю в то, что каждый год в магазине должно появляться то, что радует глаз покупателя. Последние два года мы начали делать в наших магазинах такие шоу-румы, чтобы наше производство было на виду у покупателя. Это хорошо сработало: все-таки люди «покупают глазами». Если 3–5 лет магазин не трогать, то туда никто не будет ходить. Люди устают от однообразия, нужно давать им «новую картинку».
– Еще один «больной» вопрос ритейла в последнее время – это персонал. Что вы делаете, чтобы привлечь людей?
– Это действительно очень больной вопрос. Я вхожу в специализированные комиссии при правительстве, мы стараемся находить разные варианты, работаем с учебными заведениями. Но дело в том, что Камчатка всегда держалась на работе вахтовым методом. Здесь очень длинная зима, и здесь тяжело жить, если отсюда не выезжать.
На Камчатке мы обязаны давать сотрудникам 52 дня отпуска.
На материке отпуск обычно 28 дней, и его зачастую разбивают на два, отсутствие сотрудника две недели как-то возможно «перетерпеть». А отсюда в отпуск люди улетают, и обычно это долгий срок, и такого сотрудника нужно кем-то на это время заменять. Так что рынок труда здесь действительно очень тяжелый.
Во-первых, держать людей здесь нужно хорошей зарплатой. А дальше в ход идут мелкие инструменты, которые компания может себе позволить. Есть те, кто платит черную зарплату. Я могу с гордостью сказать, что у нас все полностью официально. Еще, например, мы сделали пятницу для женщин, которые работают в офисе, коротким днем. Немногие компании могут таким похвастаться. Мы стараемся быть удобнее, чтобы «привязать» к себе сотрудника. Вообще, мы очень много ездим, смотрим на развитие ритейла, стараемся не выпадать из обоймы. Например, в Москве появились кассы самообслуживания – и мы тоже быстро привезли и поставили такое оборудование у себя. Это облегчает работу персонала. В точках, где они есть, порядка 40% чеков проходят через такие кассы.
– Каковы ваши ближайшие планы? Выходить в другие регионы не собираетесь?
– Мы пробовали работать в Хабаровске, но, к сожалению или к лучшему, у нас не получилось. Так что планов идти за пределы полуострова нет. Хотим закрепляться здесь. Будем жить, держаться и развивать ритейл на Камчатке. И если федералы сюда все-таки придут – то мы будем готовы здесь принимать удар.
Посмотрите видеорепортаж из магазина сети «Шамса»
Посмотрите видеозапись интервью с Рашидом Шамояном:
Людмила Клыженко, Retail.ru
Читайте также:
Дмитрий Алексеев, DNS: «Пустых полок не будет, но товар на них изменится»
Ольга Маркова, «Новэкс»: «Мы готовы открывать по 50 новых магазинов в год»
«Добрянка»: как зарабатывать на полузабытых рецептах русской кухни
Юрий Никитин, «Аникс» и «Корзинка»: «Делаем ставку на региональных поставщиков»
Дискаунтеры Сибири: как они устроены и чем отличаются друг от друга
Интервью
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?