Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Прямых конкурентов сети «Позитроника» нет
Моллы.Ru
Интервью с директором по развитию сети «ПОЗИТРОНИКА» Романом Сычевым.
1. Кто занимался разработкой бренда и фирменного стиля «ПОЗИТРОНИКА»? На какие бренды было ориентирование при создании концепции новой сети?
Логотип и фирменный стиль был разработан студией Imadesign. В рамках работы были разработаны: знак и логотип, основные элементы интерьера и экстерьера, дизайн деловой документации, рекламных и презентационных материалов. Яркий, многоцветный логотип передает ключевые характеристики бренда: широту ассортимента продукции, представленной в магазинах «ПОЗИТРОНИКА», простоту и удовольствие от процесса выбора и покупки. При создании сети мы ни на кого не ориентировались — опирались на результаты собственного анализа, изучали целевую аудиторию и учитывали опыт уже существующих федеральных сетей.
2. Кого из игроков рынка «ПОЗИТРОНИКА», как первая федеральная компьютерная сеть, рассматривает в качестве ближайших конкурентов в своем формате?
Прямых конкурентов «ПОЗИТРОНИКЕ» нет. Есть сети, где больше магазинов по количеству, но они не специализируются на компьютерной технике. Есть компьютерные сети, но они небольшие, не федеральные — развиваются в своем регионе. Поэтому на сегодняшний день «ПОЗИТРОНИКА» — самая крупная федеральная сеть специализированных компьютерных магазинов.
3. Что так сильно привлекает франчайзи «ПОЗИТРОНИКИ» в регионах? За счет чего сеть, основанная менее двух лет назад, выросла такими внушительными темпами?
Два факта оказывают влияние на быстрое развитие сети. Во-первых, сеть — франчайзинговая, ее развивает компания MERLION, ведущий российский ИТ-дистрибьютор. Магазины открываются на базе уже существующих партнеров MERLION (отмечу — компания работает с 1200 российскими компаниями, из которых около 800 занимаются розничными продажами). Во-вторых, «ПОЗИТРОНИКА» предлагает своим партнерам-франчайзи полный, я бы даже сказал, «правильный» пакет услуг, т.е. предлагаемые управляющей компанией возможности = желаниям франчайзи. Пакеты, аналогичные нашему, предлагают далеко не все франчайзеры.
4. Какой процент магазинов «ПОЗИТРОНИКА» работает по франчайзингу? В каких регионах работает схема субфранчайзинга? Какую поддержку компания оказывает франчайзи уже после открытия магазинов?
Сеть на 100% состоит из магазинов, открытых по франчайзингу. Субфранчайзинга избегаем, т.к. хотим иметь сильную, управляемую, полностью соответствующую единым стандартам сеть. Что получает франчайзи сети «ПОЗИТРОНИКА»:
- право работать под федеральным брендом.
- помощь в запуске и оформлении магазина. С самого начала мы помогаем партнеру оценить помещение (если это новый магазин), оценить эффективность будущего магазина (проходимость, ценообразование и т.п.). Затем наши специалисты полностью проектируют магазин (его интерьер, экстерьер), консультируют, как лучше расположить оборудование, составляется планограмма стеллажей.
- управляющая компания помогает партнеру оптимально наполнить магазин товаром. Общий ассортимент сети — около 25 000 наименований. Определенную часть ассортимента франчайзи закупают в Merlion (в среднем это около 5 000 основных товаров). Основную же часть ассортимента партнер формирует самостоятельно, с учетом особенностей спроса в его регионе. На полках среднестатистического магазина «ПОЗИТРОНИКА» представлено около 3 000 позиций.
- обучение персонала. Этому «ПОЗИТРОНИКА» уделяет особое внимание. Персонал магазинов регулярно проходит обучающие тренинги как по продуктам, так и по технологиям продаж (очное и он-лайн обучение)
- всестороннюю маркетинговую поддержку на федеральном уровне (реклама, BTL-акции, совместные акции с вендорами, PR).
5. В связи с чем «ПОЗИТРОНИКА» не присутствует в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и других крупных городах России? Планируется ли выход в города-миллионники в будущем?
Сеть «ПОЗИТРОНИКА» развивается преимущественно в небольших городах — там, куда не дошли крупные федеральные сети, а спрос на компьютерную технику высок. Крупные города уже избалованы предложениями, здесь высокий уровень конкуренции. К тому же, выбранный формат магазинов «ПОЗИТРОНИКА» (200 – 350 м. кв.) наиболее успешен именно в небольших городах. По собственной инициативе некоторые наши партнеры открывали магазины «ПОЗИТРОНИКА» в крупных городах. Впоследствии вынуждены были их закрыть в виду их неэффективности. Выходить в города-миллионники в ближайшее время не планируем.
6. Какие цели ставит перед собой компания в ближайшие годы? Выход в какие города планируется в рамках региональной экспансии?
Рост сети, безусловно, сохранится. К апрелю 2008г. мы планируем довести количество магазинов в сети до 250 (более дальние планы будут озвучены позже). При такой региональной разрозненности управлять большим количеством магазинов сложно, поэтому будем продолжать работать над улучшением управляемости магазинов.
Список потенциальных городов для выхода «ПОЗИТРОНИКИ» весьма широк — в первую очередь будем открывать магазины в тех городах, где мы есть. Всего же к апрелю 2008г. планы по представленности сети — 170 городов.
7. В каком формате работают магазины «ПОЗИТРОНИКА»? Какой объем инвестиций и срок окупаемости одного магазина? Планируются ли эксперименты с форматом «ПОЗИТРОНИКИ»?
Формат среднестатистического магазина «ПОЗИТРОНИКА» — 200?350 м . кв. Магазин, как правило, располагается в месте с хорошей проходимостью и городскими транспортными развязками, в торговом центре или на 1 этаже жилого здания. Используется комбинированная система выкладки — многие группы товаров размещены в открытом доступе. Отмечу одно из ключевых преимуществ магазинов «ПОЗИТРОНИКА» - оформление торгового зала. Используется сквозное цветовое кодирование — каждой товарной группе (всего их 10: компьютеры, комплектующие, офисное оборудование, цифровая и мобильная техника и др.) соответствует один из цветов — синий, фиолетовый, оранжевый, желтый, красный и т.д. Все эти цвета отражены в элементах оформления зала — на вывеске отдела, витринах, стеллажах, ценниках, информационных табличках. Все это помогает покупателям быстро сориентироваться в магазине, увидеть прямо с порога нужную зону, легко найти нужную технику. Удобная навигация в зале подкрепляется еще и информационным терминалом, установленным в каждом магазине — он помогает покупателям самостоятельно ознакомиться с представленным в магазине ассортиментом, ценами, техническими характеристиками товара. Затраты на оформление магазина по стандартам сети в случае открытия магазина с «нуля» составляют $200 на кв.м. В случае со сменой вывески вложения в магазин составляют всего $50 на кв.м. Окупаемость — от 1 года до 1,5 лет. Существующий формат сети — успешен, поэтому эксперименты с ним не планируем.
8. В связи с чем были закрыты магазины сети в Челябинске, Тольятти, Красноярске и других городах? Существуют ли проблемы с региональными франчайзи по выполнению партнерских договоров?
В большинстве своем решение о закрытии магазина принимается двумя сторонами — партнером и управляющей компанией. Основные причины неуспешности магазина — неудачное расположение или неверно выбранный формат (слишком большой магазин для небольшого города или один маленький магазин на большой город).
Здесь возможны два варианта развития событий. Вариант 1: Партнер, закрыв магазин в неудачном месте, открывает его в более удачном. Вариант 2: с партнером расторгается франчайзинговый договор.
Отмечу — системных причин закрытий нет, каждое — индивидуально. Более того, управляющая компания «ПОЗИТРОНИКА» данный процесс воспринимает как естественный и направленный на повышение уровня всей сети в целом. Это своего рода «здоровая селекция». В розничном бизнесе (и «ПОЗИТРОНИКА» не исключение) при планировании обязательно закладывается процент на закрытие магазинов, обычно это 5% от общего количества магазинов.
Проблемы с выполнением партнерского соглашения бывают. Управляющая компания внимательно следит за соблюдением стандартов сети и в исключительных случаях, обнаружив несоответствие им, договор с собственником расторгает.
9. Как решаются проблемы убыточных магазинов сети «ПОЗИТРОНИКА»? Насколько остро вообще стоит проблема рентабельности для «ПОЗИТРОНИКА» в малочисленных населенных пунктах?
Убытки могут быть по разным причинам. Управляющая компания проводит аудит «трудного» магазина, выявляются больные места и определяется комплекс мероприятий для решения проблем. Если проблема в расположении магазина — поможет переезд, если проблема в персонале — подключается наш внутренний учебно-кадровый центр и т.д.
У «ПОЗИТРОНИКИ» нет проблем с рентабельностью в малых городах.
10. По каким причинам не был реализован план развития сети по итогам 2007 когда – 400 магазинов в 200 городах России? Какие задачи компания ставит на 2008 год?
На этапе запуска сети «ПОЗИТРОНИКА» перед управляющей компанией стояла задача открыть в регионах необходимое для узнаваемости количество магазинов, сформировать свой покупательский «пул». В текущем году сеть вышла на следующий этап своего развития, планы были пересмотрены и сегодня перед нами стоит задача — сделать сеть сильной. Для успешной деятельности всей сети необходимо обеспечить успешность каждого магазина в частности. На это и будут направлены все наши действия.
Сегодня в сети 163 магазина в более чем 140 городах, охвачено 56 регионов. Общая площадь магазинов превышает 20 000 кв.м. Финансовые показатели будут озвучены позже при подведении итогов года, но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что суммарная выручка действующих магазинов в два раза превышает итоги 2006г. и может составить около 200 млн. долл. в год.
Планы на апрель 2008г.: магазинов – 250, 170 городов, 65 регионов РФ. Общая площадь магазинов– 50 000 кв.м. Планируемая выручка – ~350 млн. долл. в год (весь 2008г.).
Планы на весь 2008г. будут озвучены также позже, вместе с итогами 2007г.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?