Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Проверка на качество
Российская система качества в августе этого года начала проводить исследования продукции, размещенной на прилавках российских магазинов, и уже разработала стандарты детского трикотажного белья. Максим Протасов, руководитель Российской системы качества, рассказал Retail.ru, какая еще продукция подвергнется проверкам в ближайшее время, как производятся исследования и чем новая организация отличается от остальных.
Справка:
Какую продукцию вы будете проверять? Будете ли вы выбирать ее сами, либо исследовать только те продукты, производители которых к вам обратились?
Давайте сразу уточним важный момент: Роскачество отбирает для исследований не конкретные продукты, а товарные категории, которые определяются, прежде всего, с учетом объема рынка, и возможностей отечественных производителей нарастить занимаемую ими рыночную долю, то есть потенциала импортозамещения в такой категории. То есть, в первую очередь объектами исследований Российский системы качества становятся наиболее популярные у потребителей, самые емкие сегменты товарного рынка.
Первоочередными товарными группами пищевой и легкой промышленности, которые пройдут испытания в 2015 году, стали: детская обувь, трикотажное белье для новорожденных и детей ясельного возраста, полотенца, подсолнечное масло, майонез, филе трески, слабосоленый лосось, подушки, стеганые одеяла.
Механизм отбора и внесения категорий в реестр исследований Российской системы качества строится на основе нескольких источников. Первые отобранные для исследования категории были сформированы экспертами, входящими в рабочую группу по созданию Роскачества, в соответствии с рекомендациями профильных министерств – Минпромторга России и Минсельхоза России, исходя из отраслевых стратегий развития и импортозамещения. Безусловно, Роскачество будет руководствоваться и мнением производителей, но повторюсь: речь должна идти именно о товарных категориях. Кроме того, мы проводим анализ отчетов маркетинговых агентств и, при формировании реестра категорий, принимаем во внимание такой критерий как потребительский спрос. Также Роскачество ориентируется на данные, полученные от всех форматов торговли, в том числе розничных сетей, которые активно с нами взаимодействуют.
В дальнейшем к выбору товарных категорий для исследований планируется привлекать широкую общественность, в том числе путем проведения открытых голосований на информационном портале Российской системы качества www.rskrf.ru и в СМИ.
Расскажите подробнее о сотрудничестве с российскими розничными сетями? Ранее сообщалось, что Вам сообщают данные о продажах продукции в разных категориях такие крупные ритейлеры как, например, «Магнит», Metro Cash&Carry, «Дикси», «Ашан», «Окей», а также ряд компаний, входящих в Союз независимых сетей.
Да, действительно, мы получаем данные от торговых сетей в рамках сотрудничества с такими отраслевыми союзами, как Ассоциация компаний розничной торговли ( АКОРТ ), Союз независимых сетей России, которые предоставляют нам данные о потребительском спросе на товары и информацию об ассортименте ритейлеров для составления реестров закупок товаров.
Мы не хотели бы акцентировать внимание на каких-то конкретных сетях, но уже сейчас очевидно, что есть наиболее активные торговые операторы, довольно четко обозначившие свою заинтересованность в тесном взаимодействии с Роскачеством. Их интерес понятен и оправдан: сети, планирующие свою деятельность на долгосрочный период, понимают, что сейчас важно и экспертное участие в разработке и обсуждении стандартов качества и предоставление Роскачеству корректной информации об объеме продаж и видах импортной и отечественной продукции на их полках: все это позволит создать надежный фундамент работы Российской системы качества в интересах и потребителей и участников рынка. Конечно, чем раньше какая-либо торговая сеть предоставит свои данные Роскачеству, тем быстрее продукция с прилавков ее магазинов попадет в наши веерные исследования, и, соответственно, сможет быстрее получить российский Знак качества. Конечно, при условии, если такой товар будет соответствовать всем необходимым для этого стандартам, а производство – установленному уровню локализации. Многие сети, заинтересованные в увеличении покупательского трафика и отстраивании от конкурентов, уже активно обсуждают с профильным департаментом Роскачества специальные выкладки товаров с российским Знаком качества и целевые промо-мероприятия.
Будете ли Вы исследовать СТМ (собственные торговые марки) ритейлеров?
Да, мы будем их проверять. Уже в рамках первого веера исследования пройдут товары трех собственных торговых марок текстильной и легкой промышленности. Очевидно, что интерес многих торговых сетей к работе с Роскачеством вызван, в том числе, и желанием повысить лояльность потребителей к их СТМ . Не секрет, что в связи с тем, что большинство товаров под частными марками сетей – это так называемые товары «первой цены», то ряд потребителей не доверяет качеству этих товаров. И во-многом незаслуженно. Повысить лояльность потребителей и доверие к собственным маркам торговых сетей сможет и положительный результат исследований Роскачества и, безусловно, получение такими товарами национального Знака качества.
Что нужно, чтобы получить российский Знак качества?
Прежде всего – нужно произвести качественный товар, и произвести его в России. Роскачество будет присваивать российский Знак качества на основании результатов веерных исследований, в которые товар попадает с прилавков российских магазинов. Исследования включают в себя следующий механизм: продукция, приобретенная в торговых точках сертифицированными, прошедшими конкурсный отбор экспертами по закупкам, будет испытана в лучших лабораториях на соответствие требованиям техрегламентов, ГОСТов, а также стандартов Роскачества.
По итогам проведения веерных исследований будет формироваться список товаров, которые соответствуют всем этим требованиям, и могут претендовать на российский Знак качества. Информация обо всех результатах исследований будет доводиться до общественности через портал Роскачества и СМИ и лучшие товары уже в момент таких публикаций получат заслуженное доверие потребителей. Однако для получения самого национального Знака качества производителю необходимо будет подать соответствующую заявку и обеспечить экспертам Российской системы качества доступ для проверки производства с целью установления уровня локализации, то есть определения того, насколько их высококачественный товар является отечественным. Требования к уровню локализации производства продукции индивидуальны: для одних товаров достаточно 75% (как в случае с майонезом), для других, таких как, например, рыбная продукция – уже 100%.
Смогут ли зарубежные товары получить российский Знак качества?
Товары иностранных производителей будут исследоваться в рамках наших вееров, данные о результатах испытаний такой продукции будут в открытом доступе, однако зарубежные товары российский Знак качества получить не смогут. Шанс получить российский Знак качества появится у производителя, если он перенесет свое производство на территорию нашей страны настолько, чтобы соответствовать установленному для его продукции уровню локализации.
Будет ли добровольная сертификация на получение российского Знака качества платной, ведь, по сути, такой знак на упаковке товара – дополнительное конкурентное преимущество для производителя?
Роскачество создано Правительством России и финансируется за счет средств государственного бюджета, поэтому было принято решение, что добровольная сертификация для получения Знака качества будет полностью бесплатной для производителей.
Российский Знак качества будет выдаваться сроком на 2 или 3 года, в зависимости от категории продукции, после чего необходимо вновь пройти процедуру сертификации Роскачества.
Какие проверки уже проводились?
Механизм запущен. В рамках первых веерных исследований наше внимание, в первую очередь, было приковано к товарам для детей: мы уже провели закупки детской обуви с верхом из кожи, детских комбинезонов в трех российских городах, в которых согласно проведенному мониторингу был представлен максимально широкий ассортимент товаров указанных категорий. На прошлой неделе закупки прошли в Москве и Санкт-Петербурге, а 17 августа в Туле Роскачество совместно с Росстандартом (в лице Тульского Центра стандартизации и метрологии) дополнительно провело публичные закупки двух торговых марок детских комбинезонов отечественных производителей для проведения испытаний в рамках юбилейных тестов на качество, проводящихся в важный для Росстандарта год – год 90 летнего юбилея создания ведомства.
Есть ли у Роскачества свои лаборатории?
Выбор лабораторий – это важнейшая составляющая проведения достоверной независимой и объективной оценки качества продукции. Все этапы отбора лабораторий для работы с Роскачеством проходили в открытом режиме. Все выбранные нами лаборатории имеют аккредитацию при Федеральной службе по аккредитации, а в их штате работают высококвалифицированные специалисты.
Аккредитованные испытательные лаборатории, которые будут проводить испытания товаров, прошли специальный конкурсный отбор по критериям, установленным нормативными документами Роскачества. Межлабораторные сличительные испытания для определения уровня профессионализма лабораторий проводились независимым провайдером. Список лабораторий, с которыми Российская система качества заключила договоры, будет представлен на сайте rskrf.ru уже в течение текущей недели.
Товары для испытаний уже переданы в прошедшие Межлабораторные сличительные испытания и заключившие договор с Роскачеством лаборатории из нескольких российских регионов.
Первые результаты испытаний будут опубликованы в открытом доступе на официальном портале Роскачества www.rskrf.ru в сентябре 2015 года.
Что вы думаете о деятельности аналогичных организаций, например, Росконтроля, а также Ростеста www.rostest.ru? Чем отличается деятельность Роскачества от них?
Важно понимать, что Российская система качества – первая и единственная в России национальная системаисследований и подтверждения качества товаров и услуг, созданная государством.
Роскачество активно изучает и использует положительный опыт деятельности организаций, декларирующих аналогичные с нами цели, и в случае заинтересованности привлекает их к сотрудничеству. Например, сайт Rostest.ru, о котором Вы спрашиваете, – это сайт уважаемой государственной лаборатории Росстандарта «Ростест-Москва», которая сотрудничает с Роскачеством и принимала участие в Межлабораторных сличительных испытаниях Роскачества.
На сегодняшний день в нашей стране, действительно, существует множество различных частных и общественных организаций, предоставляющих услуги по добровольной сертификации продукции и оценке её качества. Таких организаций более тысячи, и это, преимущественно,маркетинговые инструменты.
Например, работа некоторых систем выстроена таким образом, что товары для испытания берутся не в точках реализации, а на предприятиях, которые при этом сами оплачивают данные испытания. Такой подход не гарантирует соответствие товара, оказавшегося на потребительском рынке, заявленным критериям. Более того, обоснованность тех или иных критериев может вызывать у потребителей вопросы. Поэтому доверия у большинства россиян этот механизм не вызывает.
В ответ на общественный запрос и было создано Роскачество – единая государственная система, присваивающая российский Знак качества, организующая объективные исследования по оценке качества продукции и публикующая их результаты в СМИ и сети интернет.
Одно из важнейших принципиальных отличий – вся деятельность Роскачества финансируется государством и не ведется в интересах каких-либо производителей или других спонсоров. Ни одна частная инициатива на сегодняшний день не обладает ресурсами, позволяющими обеспечить действительно всероссийский масштаб исследований и гарантировать объективность полученных результатов, на которой основывается доверие граждан.
Будете ли вы озвучивать названия марок, производящих продукцию недостаточно хорошего качества (которые не прошли экспертизу)?
Конечно. Информация о результатах всех проведенных веерных исследований будет доводиться до общественности.
Такая информация должна стать для производителей эффективным стимулом к повышению качественных характеристик товаров, а для розничных сетей – индикатором отбора продукции для продажи на прилавках своих магазинов.
Где можно посмотреть эту информацию?
Все результаты веерных исследований будут публиковаться на официальном портале Роскачества www.rskrf.ru и в СМИ.
Как вы считаете, упало ли качество российских товаров за последний год, в связи со стремлением производителей удержать рост цен?
На этот счет сегодня существует множество мнений. Причем это не только мнения профессиональных экспертов и аналитиков, но и откровенные домыслы.
Оценку качества мы сможем дать, руководствуясь данными собственных исследований только после получения первых результатов веерных испытаний продукции и, соответственно, только по тем категориям товаров, которые эти исследования проходили.
Что посоветуете производителям, которые хотят сохранить и качество, и стоимость товара в условиях постоянного роста цен на сырье?
Каждый производитель заинтересован в развитии своего бренда, а ритейл – в повышении лояльности потребителя к собственным торговым маркам и росту числа покупателей в своих торговых точках. Лояльность ни к марке товара, ни к бренду сети на некачественной продукции не построить: в долгосрочной перспективе бренд товара низкого качества все равно будет дискредитирован, в отличие от брендов, придерживающихся стратегии повышения качества.
Как мы знаем, компромиссы с качеством в итоге не могут привести к росту продаж. А вот наличие на упаковке товара российского Знака качества – может. Поэтому мы советуем производителям повышать качество, получать наш Знак и, тем самым, увеличивать продажи.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?