Декоративное изображение
5 811

Поделиться

Потребители достают свои заначки...

Retail.ru: Пару месяцев назад Олег Пономарев, представитель Союза независимых сетей России, сообщил с трибуны одного из форумов, что, по его мнению, кризис для ритейлеров РФ закончился. Разделяете ли Вы это мнение? Если да, то какие показатели говорят о конце кризиса для ритейлеров?

В.Пыльцов: Концептуально – да, я разделяю это мнение. У нас, по статистике, уже восемь-девять месяцев растет платежеспособный спрос населения и есть всеобщее ощущение, что рынок растет и что уже нет ни отката назад, ни остановки на месте. Хотя последний месяц показал нам другую динамику, все смотрят на это как на временное явление. В целом – у ритейлеров сегодня позитивные ожидания и речь идет, в большинстве случаев, не о том, закончился кризис или не закончился, а о том, как скоро можно будет вернуться к предкризисным показателям.

 

Retail.ru: То есть пока нельзя говорить о том, что показатели ритейлеров вернулись к докризисным цифрам?

В.Пыльцов: Тут индивидуально по каждой сети надо смотреть. Это горе у нас одно на всех, а счастье – оно всегда индивидуальное. Общее горе уже  закончилось и  счастье пришло к отдельным ритейлерам, жаль, что пока не ко всем. Подробнее надо будет смотреть по результатам декабрьских продаж, сейчас, в ноябре, еще рано говорить по 2010 году в целом, но трехквартальные результаты – вполне хорошие.

 

Retail.ru: В обзоре розничной торговли, проведенном компанией "Эрнст энд Янг", отмечалось, что в  2009 году оборот розничной торговли составил  14 516,9 млрд. рублей, каковы Ваши оценки этого показателя на 2010 год?

В.Пыльцов: Прогнозы – дело неблагодарное. В абсолютных цифрах их делать нет большого смысла. Некий взвешенный рост я бы предсказал.

 

Retail.ru: По Вашей оценке, какие настроения сейчас преобладают среди российских ритейлеров?

В.Пыльцов: Очень хорошее настроение сейчас у российских ритейлеров. Скоро Новый Год, любимый праздник. Но позитивные ожидания ритейлеров связаны не только с праздником как таковым, а еще и с тем, что поток несущих свои денежки покупателей становится все больше. Реализуется отложенный спрос, изменился к более позитивному и психологический настрой покупателей — это открывает их кошельки. Постепенно возвращается потребительское кредитование -  а это фундаментально важно для non-food ритейлеров. Налицо достаточно интересный кратковременный потенциал для роста non-food ритейлеров – покупатели приобретают что-то более дорогое. И в этом сегменте уже опять заработали скидки, стимулирующие покупателей программы, кредитование и т.п. В этих сегментах ритейла будет очень живо следующий год-другой.

 

Retail.ru: Какие основные факторы влияют сегодня на розничный бизнес России?

В.Пыльцов: Несколько факторов. Понятно, что есть стандартные внешние факторы – покупательная способность, уровень экономического развития и т.п. Но есть и другие вещи, происходящие вне рамок отрасли. Это «ландшафт» поставщиков, законодательный «ландшафт», инвестиционный климат и т.п. Эти вещи напрямую влияют на стратегию каждой из компаний, на планы регионального развития, на ценовую политику, выбор торгового формата и т.п.

Что видно уже сейчас — пробуждается аппетит к слияниям и поглощениям, к укрупнению ритейлеров. Несколько примеров уже есть, и, надеюсь, какие-то новости на эту тему мы все в ближайшее время еще услышим.

Я думаю, следующий год будет достаточно сильно «окрашен» подобными новостями, т.к. потенциальные покупатели накопили достаточно средств или возможностей (в виде возможностей привлечения заемных средств) для приобретений, а продавцы – скорректировали цены на свои активы согласно новым рыночным условиям.

Так что, наверное, основная канва следующего года в том, что большие станут еще больше. И это будет не слияние двух, трех маленьких сетей, а поглощения большими ритейлерами средних и мелких розничный сетей, в основном – в регионах.

Интересную вещь, которую мы увидим, это возврат западного инвестора на российский рынок ритейла. Почему это происходит сейчас, а не раньше или позже? Понятно, что ценник входа на рынок сейчас выше, чем полгода назад. Но давайте посмотрим на эту ситуацию с точки зрения западной компании. Система координат у нее отличается от нам привычной, с точки зрения приоритезации между ценой и риском. Полгода назад  была меньшая цена входа на наш рынок, но при этом, гораздо более высокая степень риска относительно внешней среды. Какова будет динамика кризиса, что будет с экономикой страны и т.п. – в прошлом году никто точных ответов на эти вопросы не знал. При этом, мало кто из западных инвесторов был готов  рисковать даже меньшей суммой денег, закладывая большую степень риска. Сейчас степень риска меньше и пусть цена больше – западные ритейлеры проявляют интерес. Разумеется, играет роль желание «вскочить в уходящий поезд», потому что через год ценник будет еще больше, и будет только расти.

При этом, мы помним исторически, все время к нам приходил первоначально продуктовый ритейл. Что мы сейчас, наверное, увидим – это приход непродуктового ритейла. Придут средненькие, по западным масштабам, сети, которые находятся в своих узких нишах. Общая насыщенность рынка в России такая, что все «простые» сектора ритейла уже свое первое качественное слово сказали, теперь должен наступить следующий уровень развития.

 

Retail.ru: В прошлом году опасения западных ритейлеров относительно инвестиционного климата в России были связанны еще и с политическими рисками, которые в этом году остались на прежнем месте…

В.Пыльцов: Это может быть, не риски с точки зрения политической системы, а риски с точки зрения экономической среды. Сюда входят и социальные, и законодательные, и налоговые, и прочие риски.

 

Retail.ru: То есть, Вы считаете, что само по себе законодательство в сфере ритейла не является для западных инвесторов отпугивающим фактором?

В.Пыльцов: Я бы этот вопрос поставил шире – есть ли в законодательстве что-то, что не способствует развитию отрасли в целом? Потому что, рассматривая условия ведения бизнеса в России для российской розничной сети и западной, мы говорим только о временном интервале, в течение которого иностранная сеть приобретает достаточно опыта для оперирования на российском рынке и после которого она начнет себя комфортно чувствовать в этой экономической среде, где российский оператор уже существует много лет.

Так что это вопрос обучаемости компании работать в новой экономической среде. Одни годами разбираются как работать на российском рынке, в таможенном законодательстве, в работе производства и т.д. и т.п., а другие компании за это время приходят, сразу строят завод и начинают производить по 20 тысяч машин в год. Для тех, кто боится российского законодательства – это препятствие, для того, кто думает по-другому, и смотрит на Россию как на перспективный рынок – это часть технического задания.

 

Retail.ru: По Вашему мнению, повлиял ли новый Закон о торговле на экономические показатели ритейлеров и их планы развития?

В.Пыльцов: Давайте скажем так, этот закон не есть что-то, что фундаментально изменило ландшафт российского потребительского рынка и ритейла. И уж конечно, он не влияет на базовые, основные показатели ритейла – выручку, покупательский поток, потребительскую активность. В этом смысле закон не повлиял на торговлю напрямую.

Создал ли закон большое количество административной суеты вокруг – да, и для ритейлеров и для поставщиков. Стал кто-то прибыльным, вместо того, что был убыточным – нет. Стал кто-то убыточным, вместо того, что был прибыльным – тоже нет.  

 

Retail.ru: Можно ли говорить о существенном повышении эффективности российских ритейлеров в сравнении с западными благодаря финансовому кризису? Если да – в чем выразилось это увеличение эффективности?

В.Пыльцов: Сравнивать наш ритейл и западный – наверное, тяжело, потому что они находятся на разных этапах исторического развития. Мы — это большой, сильный, энергичный, немножечко неуклюжий подросток с большим потенциалом роста, который еще учится, и прочитал только первые учебники. А западные ритейлеры – это, конечно, уже сформировавшаяся, опытная персона, которая по полной программе использует все передовые технологии и очень быстро начинает перенимать все инновационные решения. Мы видим это и в используемых информационных технологиях, и в технологиях продаж – и все это базируется на том, что окружающая среда уже достаточно развита.

Мы не можем, например, внедрить у себя  магазин без продавца, потому что в этом случае предполагается, что у каждого покупателя есть банковская карточка, что далеко от российской реальности, даже в Москве.

А стал ли российский ритейл более эффективным? Однозначный ответ - да.  Фундаментальное «да». И кризис, при всей своей неприятности, стал великолепным мотиватором для использования наиболее эффективных технологий, таких как оптимизация структур поставок, оптимизация географической сети, ассортимент и т.п. 

Все понимали, что на выручку повлиять нельзя, там есть свой потолок, рыночные ограничения, и больше чем Х рублей сеть заработать не может. И дальше – либо жесткая конкурентная борьба за Topline, либо улучшение собственной эффективности. Поэтому те компании, которые прошли через болезненные урезания всяких издержек, лучше всего справились с кризисом. Компетентный читатель знает эти компании сам, поэтому я их называть не буду.

 

Retail.ru: Чем можно объяснить достаточно низкую долю товаров СТМ на полках наших ритейлеров?

В.Пыльцов: А много ли мы видим отечественного товара в российских сетях вообще? Для того, чтобы сеть начала выпускать товар под своей торговой маркой, она должна обеспечить себе наполнение этим товаром, а для федеральной или даже большой региональной сети  - это должно быть много товара, и товара соответствующего качества. За идеей СТМ стоят концептуально 2 вещи – низкая цена и бренд, и по обеим позициям мы имеем проблему. Размеры локального производителя не дают достаточных объемов для снижения цены, а в целом, нет такого количества производителей, чтобы наполнить торговые сети достаточными объемами СТМ.

Второе – это существующий психологический момент. Существуют  случаи, когда у покупателя собственная торговая марка воспринимается скорее негативно, чем позитивно. Поскольку бытует представление, что производство не есть основная компетенция ритейлора, то, поэтому СТМ не может быть хорошей. Ну и конечно, нет пока еще традиции собственной торговой марки, это непривычно для российского покупателя.

 

Retail.ru: В своем обзоре розничной торговли за 2009 год вы отмечали отказ большинства ритейлеров от инвестиционных программ в регионах и их выбор в пользу крупных городов и Москвы. Изменился ли этот тренд в 2010 году?

В.Пыльцов: Все пойдут в регионы. Мы знаем, что больше половины платежеспособного спроса страны – это доля Москвы и околомосковского региона. Это означает, что Москва – самый большой и самый привлекательный рынок, но с точки зрения влияния кризиса – это и самый волатильный регион, т.е. здесь быстро падает спрос, но также быстро восстанавливается. В Москве – очень короткая борьба за покупателя, которая после стратегического этапа  уже переходит в тактическую фазу. То есть здесь нельзя выиграть компанию, здесь можно взять процентик рынка, полпроцента, а дальше – позиционные бои длиною в жизнь. А реальный качественный прирост – он в регионах. Он длиннее с точки зрения возврата инвестиций и он более стабилен во временной шкале.

Сейчас, краткосрочно свернув в кризис региональные проекты, сфокусировавшись на внутренней эффективность и проч., компании возвращаются к региональным программам. И сделки, которые мы видим в последнее время в ритейле – это региональные сделки, это даже не околомосковские сделки. То есть,  долгосрочное будущее – оно за пределами МКАД, оно не обязательно яркое и фееричное, но достаточно хорошее.

Наиболее интересные регионы – это те, в которых есть стабильное экономическое развитие, где местный ритейл уже достиг определенного уровня – то есть там, где есть оформившиеся региональные сети. Никто же не покупает 2 магазина, покупается функциональная сеть определенного размера, с определенной отстроенной логистикой, со своим покупателем – то есть покупается структура. Эта сеть должна уже существовать системно в какой-то конкурентной среде для того, чтобы доказать свои способности в рыночных условиях, а не быть просто чьим-то личным бизнесом.

 

Retail.ru: Насколько реально, на Ваш взгляд, создание государственной компании регулирующей несколько розничных сетей?

В.Пыльцов: Тут нужно разделить несколько моментов. Насколько этот  проект интересен государству? Насколько он будет правильно выстроен с точки зрения бизнеса и т.п.?

Сети, находящиеся сейчас под контролем государства далеки (и наверное останутся) от прямого оперативного управления государством. И суть масштабного ритейлового проекта для государства имелась бы только при наличии сильного социального аспекта этой сети. То есть это был бы социальный проект, а не бизнес-проект для зарабатывания денег.

 

Retail.ru: В своем обзоре розничной торговли за 2009 год вы назвали продовольственную розницу наиболее перспективным сегментом. Какие форматы продовольственных магазинов наиболее востребованы покупателями в 2010 году?

В.Пыльцов: Ситуация такова, что ставшие в кризис суперпопулярными дискаунтеры уступят пальму первенства кому-то еще, и я бы сказал, что гипермаркетам. Основной поток гипермаркеты возьмут на себя, с тем, чтобы по мере наполнения потребительских кошельков, топовый слой покупателей ушел от них в более дорогие форматы. Это совершенно нормальное явление. Сколько времени займет этот процесс перехода покупателя от дискаунтеров к гипермаркетам? Я думаю, все это может случиться в течение следующего года. Причем динамика будет своя в каждом отдельном регионе, и в Москве все будет происходить быстрее.

 

Retail.ru: То есть благодаря перетоку покупателей в гипермаркеты у дискаунтеров к концу следующего года уменьшится количество посетителей и вытекающие из этого показатели?

В.Пыльцов: Да, как долгосрочная тенденция – думаю, да. Но при этом не надо драматизировать – заката дискаунтеров не будет.

 

Retail.ru: Каковы прогнозы относительно покупательской активности в 2011 году?

В.Пыльцов: У нас 2011 год – год кролика. У кролика характер потребителя, запасов он не делает. Поэтому, с ростом доходов и уверенности в завтрашнем дне, потребители начнут доставать  свои заначки и возвращаться к докризисному потребительскому поведению. Соответственно, наш ритейл будет от этого получать только пользу.

Сейчас, только что пережив кризис, достаточно тяжело быть очень оптимистичным. И нужно быть очень смелым человеком, для того, чтобы предсказывать 20-30%-й рост. Но скажу, с некоторой долей осторожности, что я не удивлюсь, если мы увидим в следующем году что-то подобное. Лично я очень оптимистичен.

www.retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами