Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 4094
Поделиться
"Поставщики алчно потирают руки"
На какие продукты питания сейчас наблюдается ажиотажный спрос и рост цен?
— "Повышенный спрос" и "рост цен" в условиях рыночной экономики — практически синонимы. Поэтому если товара нет на рынке, но нет и спроса на него, цена не поднимется. Нынешний рост цен и спроса прежде всего касается круп. Практически всех видов крупы, а главным образом, конечно, гречки. Следом идет пшено — там тоже большой ажиотаж. Цены на эти крупы выросли на 50-100%.
И каковы причины?
— Во-первых, плохой урожай. А во-вторых — потребительская паника. Когда страшно даже не само явление, а ожидание его последствий. Я думаю, что 70% роста цен — это паника, а 30% — влияние объективных факторов.
Часто ли на рынке наблюдается подобная паника? Помнится, пару лет назад соль скупали...
— Кстати, про ту историю с солью. Знаете, с чего все началось? Один из губернаторов, выступая по какому-то местному ТВ и отвечая на вопросы населения, получил вопрос: правда ли, что есть дефицит соли и что соли не будет? Он ответил: конечно, это полная чушь, соли — немереное количество, и хоть тоннами покупайте, все равно много. Но, видимо, с учетом того уровня доверия, которое население испытывало к этому губернатору, он еще говорить не закончил, а уже все бросились скупать соль, и потом это перекинулось на несколько других регионов. С гречкой, я думаю, во многом сейчас так же будет.
Знаете, еще Высоцкий в своей песне о слухах сообщал, что "все подорожает, а особенно — поваренная соль". Чем необычнее слух, тем охотнее в него верят. Судя по практике, где-то раз в год что-то такое бывает. Особенно если это подкрепляется какими-то внешними факторами, например, как в данном случае, засухой, которая начинает в массовом сознании, в сознании толпы превращаться в какие-то ужасы.
Насколько эта паника провоцируется субъективными факторами — тем же поведением госорганов?
— Конечно, очень часто еще и госорганы ведут себя непоследовательно: выдают, скажем, какие-то противоречивые данные, например, как в этом году было, по урожаю. Когда прогнозы постоянно корректировались, как и данные о запасах зерна, и одни высокопоставленные руководители приводили одни цифры, другие — другие и никто не мог точно сказать, что же на самом деле происходит. Это создает благоприятную основу для панических слухов и ажиотажного спроса. Такое всегда возникает на почве недоговоренности, скрытности.
И кто именно, по-вашему, спровоцировал массовую скупку гречки в Москве?
— Я думаю, что источником нельзя назвать кого-то одного, потому что ключевой источник — это объективные аномальные погодные условия, которые каждому были видны из окна, каждый этим смогом дышал. Конечно же, какую-то лепту внесли СМИ, потому что люди охотно смотрят какие-то ужасы, воспринимают какие-то негативные новости. И делают выводы.
Но мы такое за последнее десятилетие наблюдаем не первый раз. И каждый раз ничего не пропадает. Что, советские корни столь глубоки? Или ФАС почем зря пугает ростом цен?
— Главе
ФАС
Игорю Артемьеву я еще месяц назад звонил на тему того, что если не принять какие-то превентивные меры по недопущению спекуляций, то будет та ситуация, которая сейчас и имеется. И кстати, не из благородных соображений, а из чувства самосохранения, потому что понимаю, что будет всегда много желающих во всем обвинить торговлю. Ведь мы являемся последним звеном перед покупателем, и цены покупатель видит в магазинах.
Хорошо, вы белые и пушистые. А что говорят поставщики?
— Те поставщики, которые производят первичные сельхозпродукты и находятся на территориях, где урожаи были более или менее нормальные — а такие регионы в стране есть,— алчно потирают руки и честно говорят, что на их улице праздник. И говорят, что делают все от них зависящее, чтобы максимально озолотиться в этот замечательный период времени.
На сколько они пытаются повысить цены?
— Очень многие даже не пытаются их повысить. Они просто придерживают продукт, не продают, думая, что завтра он будет дороже. Но на потребителях это сказывается: чем меньше предложение, тем выше цены.
И на сколько выше?
— Про крупы я сказал — до 100%. Если конкретнее, по гречке подорожание до 60%, по пшеничной муке — до 90%. Это среднее изменение закупочных цен с 1 июля по 25 августа. Еще сильно дорожают молоко и сахар — там не такие драматические цифры, как по крупам, но процентов 10-15 есть. Птица в среднем дорожает процентов на 5-10 — в ее стоимость корма тоже входят. Подсолнечное масло — до 15%, рис — до 35%, горох колотый — до 20%. По розничным ценам изменения примерно вдвое меньше, чем по закупочным.
Вы упоминали, что такие волны ажиотажного спроса накатывают не в первый раз. Как по вашему опыту, быстро ли спадет нынешняя?
— Я думаю, что ажиотажный период будет длиться два-три месяца. Не больше. Но это не значит, что цены потом откатятся на прежний уровень. Возможно, они просто поднимутся и там же останутся.
Журнал «Деньги» № 34
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?