Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«"Перекресток" конкурирует со всеми»
Будет ли «Перекресток» покупать других ритейлеров? Сколько еще супермаркетов откроет сеть? Будет ли приносить доход торговля продуктами онлайн? Эти и многие другие вопросы обсудил на пресс-ланче с журналистами Владимир Сорокин, генеральный директор торговой сети «Перекресток».
«Региональные сети устают – они не хотят и дальше заниматься борьбой»
— Давайте подведем итоги 2017 года.perekrestok_online_sorokin
— У нас получился неплохой год. Мы реализовали практически все, что планировали: открыли рекордное количество магазинов – 119, включая онлайн. Пока идем чуть лучше темпов, которые декларировали.
Напомню, к 2020 году мы хотим иметь 1000 супермаркетов. И в этом году, я надеюсь, мы запустим не меньше магазинов, чем в 2017. Отчасти этому поспособствует открытие реконструированных супермаркетов «О`Кей», которые мы приобрели в конце прошлого года.
— Когда будут открыты ребрендированные магазины «О`Кей»?
— Первые три магазина уже открылись после реконструкции. До конца первого квартала мы планируем открыть остальные.
— После сделки с «О`Кей» остались ли еще на рынке сети, привлекательные с точки зрения поглощения?
— Мы знаем всех ритейлеров, в том числе и региональных, владеющих двумя и более магазинами. Местные сети, давно работающие в регионах, обычно располагаются в лучших локациях. И нам интересно купить или арендовать площадки, которыми они владеют.
Мы не готовы покупать их операционный бизнес, потому что в любом случае на месте их магазинов мы сделаем свои.
— Как вы оцениваете ситуацию в регионах?
— Представители регионального бизнеса видят, что рынок консолидируется, конкуренция со стороны федеральныех сетей усиливается – у нас ноу-хау, технологии и т. д. Кроме того, они устают и уже не готовы тратить все свое время на борьбу. Ведь борьба – это тяжело, даже физически. Ей надо заниматься с утра до ночи, а если только по выходным, то от твоего бизнеса ничего не останется.
perekrestok_online_1
— Аренда или покупка?
— Более 90 % объектов, которые мы открывали последние три года, арендованные. На конец прошлого года у нас 114 собственных объектов, 14 из них были приобретены в рамках сделки с «О`Кей»: 13 – в Петербурге и один – в Москве. Нам раньше казалось, что правильнее покупать помещения, сейчас мы думаем, что выгоднее – арендовать.
«С «Пятерочкой» и «Каруселью» специально не конкурируем»
— Какую долю рынка занимает «Перекресток»?
— Объем сегмента супермаркетов составляет 3,2 трлн рублей. К 2020 году мы прогнозируем его рост по России до 3,7 трлн руб.
Наша доля в сегменте супермаркет сейчас около 6-7 %. И, конечно, мы будем ее наращивать. Если говорить о рынке целиком, то у нас меньше 2 %, так что есть куда развиваться.
— Кого вы считаете вашим ближайшим конкурентом?
— Мы искали для себя форматного конкурента, но потом пришли к выводу, что это не совсем правильно. На самом деле мы конкурируем со всем рынком, в каждой конкретной локации за живущего рядом покупателя. Поняв это, мы решили, что нам нужно делать лучший магазин в микрорайоне. Теперь позиционирование каждого супермаркета строится на основе предпочтений покупателей, живущих рядом. Так, в одном магазине может быть больше товара из низкого ценового сегменте, а в другом – из высокого или среднего.
В то же время все магазины, вне зависимости от их расположения, должны быть чистыми, красивыми, без очередей. В них должна быть приятная атмосфера. Не важно, бедный ты или богатый, ты все равно должен приходить и получать удовольствие от шопинга. Поэтому у нас сейчас нет какого-то одного глобального конкурента. Мы уже давно крупнейшая сеть супермаркетов в России, мы в три-четыре раза больше по количеству магазинов, чем коллеги по сегменту. «Перекресток» растет быстрее, чем они, поэтому разрыв только увеличивается. В такой ситуации мы смотрим, кто поблизости делает магазин лучше нашего, и стараемся сделать конкурентоспособный супермаркет.
— Конкурируете ли с другими форматами Х5?
— С «Пятерочкой» и «Каруселью» специально не конкурируем. Мы стараемся помогать друг другу, делиться знаниями. Понятно, что в каком-то смысле мы конкуренты, но прежде всего мы элементы единого целого.
— Где еще покупают клиенты «Перекрестка»?
— Когда я начинал свою карьеру в розничном бизнесе, то считал, что одни покупатели ходят в «Перекрестки», другие – в «Дикси», «Пятерочку», «Магнит», третьи, с высоким доходом, – в «Азбуку Вкуса» и «Глобус Гурме». Но на самом деле это не так. Как оказалось, около 40 % покупателей премиальных супермаркетов ходят в «Пятерочки».
Мы поняли, что потребитель, чтобы удовлетворить разные потребности, делает покупки в разных сетях. Так, один и тот же человек может покупать продукты в «Перекрестке», «Азбуке вкуса» и «Ашане».
perekrestok_online_2
— Насколько увеличиваются продажи в супермаркетах после реконструкции магазина?
— За три года было реконструировано 194 супермаркета. Таким образом, на текущий момент 73 % наших магазинов работают в новом концепте. Всего на реконструкцию было потрачено 10,5 млрд рублей без НДС . Мы реконструируем 60-70 магазинов в год (76 магазинов за 2017 г.). Прирост like-for-like в обновленном магазине в среднем 14-15 %.
«В миллионниках – удвоим количество супермаркетов»
— В какие регионы собираетесь выходить в ближайший год?
— Мы вышли практически во все регионы, куда хотели. Остались Сибирь и Дальний Восток. На Дальний Восток в ближайшее время мы не пойдем. Выход в Сибирь мы не исключаем, но, скорее всего, это произойдет не раньше 2019 года. На сегодняшний день «Перекресток» присутствует во всей Европейской части, на Урале и Юге России, и на данном этапе развития будем более плотно осваивать регионы присутствия.
В миллионниках, за исключением Москвы и Петербурга, удвоим количество супермаркетов. В зависимости от их структуры, доходов населения в этих городах можно построить от 20 до 40 магазинов
— Как вы принимаете решение открывать или нет магазин в конкретной локации?
— У нас единая геоинформационная система (ГИС) для поиска помещений, анализа локаций и прогнозирования товарооборота. В ней есть данные и о конкурентах, и о наших братских сетях. Мы анализируем и решаем, какой магазин открыть: «Пятерочку» или «Перекресток». Конечно, когда мы открываем очередной магазин, считаем каннибализацию. Нам важно, чтобы и новый магазин, который собираемся открыть, был рентабельным, и тот, который уже работает по соседству.
При этом мы всегда помним, что если мы не откроем, то откроют конкуренты. И тогда их бизнес будет оказывать влияние на наш магазин. Взвешиваем все «за и против» и принимаем решение.
— Какой «Перекресток» стал рекордсменом по выручке?
— «Перекресток» в ТЦ «Европейский», у Киевского вокзала в Москве. На сегодняшний день этот магазин самый большой по площади. У нас есть несколько похожих супермаркетов, в основном они расположены в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах стали появляться большие магазины.
perekrestok_online_3
«Мы верим в будущее онлайн-торговли»
— В апреле будет год, как вы запустили онлайн-магазин для покупателей. Как он развивается?
— В декабре 2017 года онлайн «Перекресток» уже показал «положительный результат». Это говорит о том, что выбранная модель эффективна.
— Какой оборот у онлайн-магазина?
— На данный момент его оборот сравним с оборотом одного физического магазина. Но к концу этого года, мы ожидаем, что оборот будет порядка 1 млрд рублей. Этот канал стремительно развивается и прибавляет 40 % ежемесячно. Более 70 % пользователей сервиса – постоянные клиенты. И они дают довольно хорошую оценку тому, что мы делаем.
— Отличается ли сумма чека онлайн-магазина от традиционного?
— Да, чек почти в 7 раз выше, чем в обычном магазине, и включает 24-25 позиций. При этом, мы не каннибализируем свои продажи, наши потребители просто тратят дополнительные деньги на продукцию «Перекрестка».
— Сколько у вас товарных позиций в «Перекрестке-онлайн»?
— Около 11 тыс. наименований. В офлайн «Перекрестках» в зависимости от размера – от 8 тыс. до 15 тыс. В интернете мы не продаем алкоголь и продукцию собственного производства. Когда разрешат продавать спиртное, думаю, продажи поднимутся примерно на 20 %.
Мы боялись, что люди будут покупать мало скоропортящейся продукции. Вначале, кстати, так и было, заказывали в основном бакалею и сопутствующие товары. Но сейчас мы видим, что продукцию ультрафреш в процентном соотношении покупают даже больше, чем в обычном магазине.
Мы возлагаем большие надежды на фабрику-кухню, которая будет запущена летом 2018 года. Продукция, которая на ней будет производиться, войдет в ассортимент онлайн «Перекрестка» и поможет нам увеличить средний чек.
— Как организован сбор заказов в интернет-магазине?
— Мы тестируем два концепта. Первый – это гибридный объект, объединяющий обычный магазин и склад. Часть ассортимента (около 80 %), наиболее часто заказываемого, комплектуется на складе, а если чего-то не хватает (примерно 20 %), то комплектовщик идет в магазин, который находится за стеной, и добирает товар там. У гибридного магазина один директор, одна приемка товара, что помогает нам сократить издержки.
Помещение онлайн-магазина выглядит как обычный супермаркет – там есть полки, холодильники, а ребята, которые собирают продукты, фактически ведут себя как покупатели: берут тележку, набирают товары. В этом помещении складируется большая часть продукции - высокооборачиваемые товары. Скоропорт лежит в больших холодильниках, куда можно заехать с тележкой. Мы продумали жесткую навигацию, позволяющую персоналу максимально эффективно комплектовать корзину.
Когда комплектовщику требуется что-то из категории сопутствующих товаров, он выходит в обычный магазин с тележкой и добирает с полок, например, кофе, шампунь. Но, выезжая в торговый зал традиционного магазина, комплектовщик, к сожалению, теряет много времени. Тем более, что он не должен мешать нашим покупателям, поскольку покупатель в магазине – это приоритетная фигура.
— А второй концепт?
— Это dark store – магазин, в который не ходят покупатели. Мы его только планируем строить. Он тоже выглядит как магазин, но предназначен исключительно для сбора заказов, поступающих онлайн.
В 2018 году мы собираемся построить два dark store, один в Москве, другой в Петербурге. Так, мы сможем запустить интернет-магазин в северной столице, а в Москве – нарастить онлайн-продажи.
perekrestok_online_4
— С чем связаны поиски формата?
— Преимущества гибрида понятны: можно не складировать часть ассортимента в магазине и удобно делить часть административных затрат. Но у него есть свои ограничение – это количество автомобилей, которые он может физически обслужить и большое количество времени на сбор заказа, если комплектовщику приходится выходить в обычный магазин.
Хотя те вещи, которые казались сложнореализуемы, мы все-таки смогли сделать. Например, мы считали, что максимальная производительность будет 600 заказов в день. А в декабре пиковая загрузка была 800-830 заказов в день, и мы с этим справлялись.
Через dark store мы планируем обслужить в 5 раз больше автомобилей. Кроме того, мы прогнозируем более высокую производительность с точки зрения времени комплектации заказа.
— В чем проблема поиска площадок для dark store?
— Dark store должен быть недалеко от МКАДа, иначе машина слишком много теряет времени, чтобы приехать в город. Еще важно наличие большой парковки для грузовичков. Например, сегодняшнему онлайн-магазину прикреплено 80 машин, и ночью все они должны где-то парковаться. Разумеется, в городе нет ни одного супермаркета, парковка которого вместила бы такое количество автомобилей.
— Интернет-магазины есть у многих зарубежных ритейлеров, на кого вы смотрите?
— Мы изучили европейский, американский и азиатский опыт, когда выбирали свою модель. Посмотрели практически всех ритейлеров, работающих с этим концептом. И то, что мы делали, базировалось на многолетнем опыте Tesсo. Консультанты, которые работали с нами, тоже были из Tesco, где развивали онлайн-направление. Мы интегрировали все самые современные идеи, на тот день существовавшие, с учетом накопленного 15 летнего опыта британского коллеги.
— Как вы оцениваете перспективы развития онлайн-магазина?
— В перспективе трех лет оборот нашего онлайн-магазина может составить около 2 % товарооборота «Перекрестка». А пока это малое дитя, которое делает неуверенные шаги, и мы все его поддерживаем. Конечно, количество усилий, которые мы тратим на этот магазин, несопоставимо с трудозатратами по открытию любого другого магазина. Но мы верим в будущее онлайн-торговли.
Ольга Крыкова, специально для Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?