Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Пьер Паоло Челесте: «Итальянские продукты питания вкусные уже по определению»
Италия — один из важнейших европейских торговых партнеров России, быстро реагирующий на изменение экономической ситуации в нашей стране. По многим категориям товаров итальянские поставщики занимают первые места.
Так, в период с 1 января по 30 сентября прошлого года каждый час в Россию ввозилось 10250 бутылок итальянского вина объемом 0,75. Итальянской продукции на полках стало больше, и производители всеми способами стараются выйти на докризисные показатели.
На приближающейся выставке продуктов общественного питания Продэкспо-2018 итальянцы представят широкий ассортимент свой продукции. Директор московского представительства Отдела по развитию торгового обмена Посольства Италии (Агентства ИЧЕ) Пьер Паоло Челесте считает, что, хотя «золотой век» российско-итальянского сотрудничества еще впереди, пробовать качественную еду нужно уже сейчас. Retail.ru узнал, какими товарами постараются удивить нас итальянцы и чего ожидать от представителей бизнеса этой страны в ближайшие годы.
— Несмотря на эмбарго, санкции и контрсанкции Италия остается одним из крупнейших партнеров России. С чем связана успешная торговая деятельность?
— Италия достаточно активно отреагировала на стабилизацию темпов экономического подъема в России. Если говорить о товарообороте между Россией и Италией, то он за период с января по октябрь 2017 года увеличился на 18 % по сравнению с 2016-м. При этом импорт товаров в Россию вырос на 27 %, практически по всем отраслям наблюдается рост итальянских поставок.
Если изобразить итальянские поставки в виде пиццы, то 40 % блюда будут составлять машины и оборудование, далее следуют товары фэшн-индустрии, полуфабрикаты, продукты питания. Эти 4 категории составляют примерно 85 % импорта. И практически по всем позициям наблюдается рост.
Естественно, мы понесли потери по тем отраслям, которые попали под контрсанкции. Речь идет о молочной, сырной промышленности, товарах категории фреш, мясных продуктах. Нулевые поставки попытались компенсировать продажей оборудования. Мало кто знает, включая итальянцев, что значительную часть итальянского экспорта составляют машины и оборудование. Эта категория сейчас особенно важна, потому что она участвует в процессе новой индустриализации российской экономики.
Для нас позитивным фактором является то, что ни одна компания рынок не оставила. И это является позитивным признаком того, что рынок оценил преданность итальянских производителей: у итальянцев, работающих здесь, есть российские партнеры, которые благодаря этому сохранили свои позиции, рабочие места и могут продолжать совместную деятельность.
Кроме техники, Италия стала продавать больше кофе, макаронных изделий, оливкового масла, консервов, выпечки. Например, все предприятия, которые будут выставляться на «Продэкспо-2018», увеличили свои поставки в прошлом году.
— Сколько компаний будет представлено на «Продэкспо-2018», и чем они собираются удивлять?
— С прошлого года увеличилось количество участников-экспонентов. В выставке «Продэкспо-2018» при поддержке Агентства ИЧЕ и MIPAAF-Министерства по агропромышленной политике и лесному хозяйству Италии, будет участвовать около 40 итальянских фирм. В основном это компании, которые производят продукцию со знаками качества DOP и IGP. Знак DOP (Denominazione di Origine Protetta) — марка происхождения сельскохозяйственной и продовольственной продукции из Италии, чьи качественные характеристики тесно связаны с географической областью, в которой происходит весь процесс производства.
IGP (Indicazione Geografica Protetta) применяется к тем сельскохозяйственным продуктам из Италии, для которых высокое качество, репутация или другие характеристики зависят от географического происхождения. Связь продукции с территорией определяется осуществлением как минимум одного этапа производства в пределах определенной географической зоны.
Речь идет о новых серьезных инвестициях, направленных на популяризацию агропродовольственной системы с сертифицированным качеством, которая играет важнейшую роль для экономики нашей страны: Италия с этой точки зрения является лидером на мировом рынке, ведь 814 разновидностей ее продуктов и вин получили право на маркировку по сертифицированному происхождению DOP IGP, и согласно последнему отчету Фонда Qualivita, объем их производства вырос в 2015 году до 13,8 миллиардов евро в стоимостном отношении, то есть продемонстрировал рост на +2,6 % в годовом исчислении, а в количественном исчислении рост составил 10 % от общего объема производства всеми предприятиями агропродовольственного сектора.
Продукты с подтвержденным географическим происхождением продолжают быть ключевым фактором роста продаж товаров с маркировкой «Made in Italy» во всем мире, стоимость их экспорта составляет 7,8 млрд евро, а это равняется 21 % от всей стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, при этом положительная тенденция роста приближается к двузначному числу, достигнув +9,6 %.
Кроме того, на выставке будут широко представлена продукция под маркой БИО, или органические продукты. Такая маркировка может присваиваться различной сельскохозяйственной продукции, кормам, семенам, продуктов аквакультуры, дрожжам и морским водорослям.
Для того, чтобы продукт получил разрешение на маркировку «органический», он должен быть произведен по особым правилам: строгие ограничения на использование пестицидов и химикатов, запрет на применение ГМО, выбор определенных пород животных и т.д. Если сертификаты DOP и IGP указывают на уникальное происхождение продукта, то марка БИО («Евролист») является гарантией безопасности биологически чистой продукции.
Именно экспорт биопродуктов из Италии за последние 10 лет вырос на 140 %. Мы проводили много мероприятий в этой отрасли. Так, недавно реализовали проект Altacucina – "Высокая кухня", – которая представила качественную итальянскую продукцию 25 компаний. Мы организовали неделю итальянской кухни в 30 ресторанах России в 11 городах. За эту неделю итальянской кухней было продано 5500 порций, а кампания по продвижению это проекта вовлекла около 5 млн человек.
В этот раз на «Продэкспо-2018» проведем 12 дегустаций продуктов питания и вина. Мы приглашаем всех желающих посетить итальянскую национальную экспозицию на выставке, которая будет работать с 5 по 9 февраля в «Экспоцентре», г. Москва.
Мы создали сайт, на котором создан специальный каталог сертифицированной продукции DOP и IGP, а также выложена информация о сертификатах, каталог участников выставки Продэкспо 2018, и, конечно же, рецепты итальянских блюд – www.italianmade.ru. Могу поделиться одним легким итало-российским рецептом. Блюдо на 2 персоны. Берете шарик сливочного масла, размером с орешек. Добавляете 100 мг 15 % сметаны. На медленном огне растапливаете сливочное масло, добавляете сметану. Сметана должна только подогреться. Берете лимон и натираете на терке только желтую шкурку, не доходя до белой мякоти. Смешиваете в однородную массу. Варите спагетти. После того как спагетти будут готовы, добавляете туда соус. Разделяете на 2 порции и сверху кладете ложечку красной икры. Очень просто и оригинально!
— В чем вы видите основное конкурентное преимущества итальянских товаров? Должно ли оно изменяться в связи с глобальными изменениями на рынке?
— Существует справедливое, на мой взгляд, обобщенное восприятие, что итальянские продукты питания вкусные уже по определению. Пищевой промышленности в Италии уделяется огромное внимание, и в этой отрасли осуществляется серьезный контроль производства. Наша продукция известна своим качеством в мире, а для того, чтобы производить качественные товары, нужно качественное оборудование. Агропродовольственный сектор с его богатейшим разнообразием высококачественной продукции и неповторимым ассортиментом всегда был сферой деятельности, лучше всего представляющей Италию за рубежом. Уже многие годы Италия считается родиной удивительных продуктов, из которых принято готовить полезные и вкусные блюда по лучшим рецептам средиземноморской диеты.
Можно уверенно сказать, что эти результаты свидетельствуют о существовании сильной и конкурентоспособной пищевой отрасли, которая является символом высокого качества: общий оборот в этом секторе экономики составляет 132 миллиарда евро, здесь работает 6.850 компаний (от транснациональных корпораций до микропредприятий), которые дают работу 385 тысячам граждан.
Итальянское сельское хозяйство и пищевая промышленность – это удивительное достояние, которое позволяет стране лидировать с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, развития инновационных технологий, рационального природопользования, разнообразия биологических видов, сохранения традиций и положительного влияния на климат в обществе.
— По каким каналам чаще всего продвигается итальянская продукция? Не теряют ли выставки своей актуальности с развитием технологий и интернета, когда любой товар можно рассмотреть со всех сторон и узнать любую информацию?
— Московское представительство Агентства ИЧЕ очень тесно и интенсивно работает с российской выставочной системой. Мне кажется, человеческий контакт, который возникает во время выставок, имеет большое значение.
Важно, тем не менее, чтобы выставки имели узкую специализацию, чтобы там не только экспоненты, но и участники принадлежали к определенной квалифицированной категории. Мы очень ответственно готовим участие итальянских компаний.
Отобрать специалистов по закупкам и организовать их встречу с итальянскими компаниями – наша основная задача. После этого поддерживаем с ними контакт. В этом плане нам помогают 4 офиса: в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и Петербурге. На некоторые выставки мы приглашали до 50 байеров из 30 разных городов. Обычно расходы по организации приезда оправдываются с лихвой.
— Какие новые рыночные ниши вы видите привлекательными и интересными для итальянских товаров?
— Не хотел бы показаться самонадеянным, но Италия славится своим креативным духом, умением изобретать что-то необычное, и речь идет не только об обуви, моде, продуктах питания, но и в более широком плане. Мне кажется, что Италия может многое дать миру касательно стартапов и инноваций, если посмотреть на это с точки зрения новых потребностей общества и возможных ответов на эти потребности.
У ИЧЕ существует целый проект по продвижению сотрудничества в этом направлении. В России мы увидели много точек соприкосновения и интерес со стороны потенциальных инвесторов, и даже создали специальный отдел в нашем офисе, который занимается инновациями. Италия никогда не останавливается в поиске нового в создании новых производств.
— Насколько широко представлены российские производители на итальянском рынке?
— В российском экспорте в Италию, конечно, первое место занимает газ и нефтепродукты. Россия также поставляет кожаные полуфабрикаты, полудрагоценные камни. Если спросить в итальянских магазинах, конечно, Вы найдете русскую водку, икру. Мы будем рады, если увеличится товарооборот и, в частности, экспорт. Это значит, что и мы внесли свой вклад.
Золотой век русско-итальянского сотрудничества еще впереди, в будущем предстоит сделать еще очень многое. Российский рынок развивается своим путем, возникает больше правил, люди более внимательно относятся к качеству пищи.
В некоторых регионах России процесс организации торговли находится на достаточно высоком уровне, где-то только начинает зарождаться. Если говорить о торговых сетях, то они еще не достаточно развиты. Невозможно обеспечить всю страну через одну торговую сеть, и нет единого центра по закупкам, через который можно поставлять продукцию во все супермаркеты. Итальянские компании осмелели, они готовы действовать более активно. И тот факт, что стали продаваться нишевые продукты для определенной категории покупателей, означает, что постепенно воспитывается вкус потребителей.
Период, который мы переживаем сейчас, то есть период новой индустриализации, тоже очень интересен с точки зрения перспектив сотрудничества. Раньше Россия предпочитала все импортировать и расплачиваться сырьем, а сейчас многое обязана производить сама. Мне кажется, в этом состоит спасение страны.
Василий Миронов, специально для Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.