Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
7 007

Поделиться

Павел Ковшаров, Zamania: «Проекты в Дубае требуют в два раза больше инвестиций, чем в Москве»

Сеть семейных парков приключений Zamania активно осваивает рынок ОАЭ и запускает в Дубае сразу два парка с расширенной ресторанной зоной. Азиатский проект стал колоссальным опытом для основателя сети Zamania Павла Ковшарова, которому пришлось внести изменения в концепт, учесть массу культурных особенностей и совершить десятки ошибок. О том, что было самым сложным, как стоит готовиться к выходу в ОАЭ и какие еще страны могут быть интересными российским предпринимателям и инвесторам, Павел Ковшаров рассказывает в интервью Retail.ru.

Фото: Zamania   

– Вы впервые запускаете в Дубае парк Zamania, каковы основные особенности этого проекта?

– Группа Zamania запускает в Дубае два парка. Один уже полностью готов и откроется в сентябре 2023 года, возможно, на день выхода интервью он уже будет работать в техническом режиме, а официальное открытие сделаем через две – три недели после запуска. Второй парк планируем открыть в ноябре. Концепция первого парка – это активити-зона плюс семейный ресторан с большим количеством посадочных мест и комнатами для проведения дней рождения. В этом проекте мы уделили повышенное внимание дизайну ресторанной части. Второй парк делаем совместно с компанией Hello Park, с которой подписали эксклюзивное соглашение на проект в ОАЭ. Это будет фиджитал-парк с очень интересным интерьером кафе.

– Насколько инвестиции в запуск одного парка в ОАЭ отличаются от инвестиций в РФ?

– Инвестиции в дубайский парк составляют около $4 млн, что в два раза больше инвестиций в московские проекты, и в три – четыре раза больше, чем стоимость проектов в регионах.

– Что вы говорите своим инвесторам насчет сроков окупаемости?

– Средний чек парка в Дубае в два раза выше, чем в Москве. За счет этого планируем срок окупаемости такой же, как в России, – до четырех лет. Поэтому проект представляет интерес для инвесторов, которые могут таким образом диверсифицировать валютные и экономические риски.

– Приходится ли при разработке проекта учитывать религиозные и национальные особенности?

– При выходе в другие страны обязательно нужно учитывать массу культурных особенностей на всех жизненных этапах проекта – от начала строительства и до операционной работы. В Дубае к таким особенностям, конечно, относятся предпочтения в еде, большое количество гостей, приходящих на день рождения, или такая деталь, как обязательные раздельные туалеты для мужчин и женщин, чего можно не делать в России. В команде у нас есть сотрудники из Индии, Пакистана, Малайзии, Филиппин, Узбекистана и, конечно, из России, и в общении с ними тоже требуется особый подход. Различается культура деловой переписки и переговоров. Могу совершенно точно сказать, что за год нами получен просто колоссальный опыт работы на рынке ОАЭ.

Фото: Zamania

Фото из готовящегося к открытию парка в Дубае.

– Что нового внесено в дизайн дубайского Zamania?

– В дизайне проекта в Дубае мы применили принцип разделения зон ресторана и игровой, который впервые использовали в российском ТЦ «Калейдоскоп». В «Калейдоскопе» второй этаж полностью закрыт стеклом, и туда не проникают крики детворы, гости находятся в комфортной атмосфере, звучит тихая лаунж-музыка. В Дубае мы по такому же принципу полностью отделили ресторанную зону, добавив огромные стеклянные окна. Это первый проект такого рода в ОАЭ, когда совмещены полноценный ресторан и детская активити-зона. Наконец-то родителям можно будет комфортно отдохнуть в детских парках.

– Каковы отличия запуска бизнеса в ОАЭ и в России?

– Отличий достаточно много. В Эмиратах гораздо сложнее, чем в России, найти площадку, договориться с торговым центром о комфортных условиях сотрудничества. Твои заслуги в России здесь никого не впечатляют.

Ты все начинаешь с нуля. Чтобы заключить договор аренды, необходимо выписать чеки на срок всего договора (например, на девять лет вперед), а чтобы выписать чеки, нужно иметь корпоративный счет, который невозможно открыть без государственной регистрации договора аренды – Ejari. Круг замкнулся. И таких особенностей масса.

В РФ ты сначала открываешься, а потом к тебе могут приходить проверяющие органы. В ОАЭ ты сначала должен согласовать со всеми проверяющими органами всю рабочую документацию проекта, потом уже готовый проект – с рядом служб, аналогичных нашим МЧС и Роспотребнадзору. Например, без согласования отдела Food Control, на кухню нельзя даже закупить и заложить продукты. Штрафы за любые нарушения очень большие. До запуска проекта необходимо заключить с десяток договоров – на обслуживание системы пожаротушения, дезинфекции, очистку вентиляции на кухне и т.д. В общем, в части договоров запуск сложнее, чем в России. Сейчас мы строим проект в Мытищах, и благодаря тому, что все процессы налажены, можем более четко планировать и прогнозировать запуск. Мы уже понимаем, что запустимся до конца 2023 года. В ОАЭ планировать несколько сложнее, по крайней мере, первые один – два проекта. Правда, второй проект дается нам значительно легче, чем первый.

– С договорами понятно. С какими еще трудностями столкнулся ваш бизнес в ОАЭ?

– Наверное, одним из самых сложных является процесс выстраивания правильных отношений с арендодателями, строителями и банками. Очень сложно и долго открывать счет в банке. Нам удалось все это сделать, и теперь рассчитываем, что следующие проекты будет открывать значительно легче.

– Какие ошибки вы допустили при запуске бизнеса и как можно было их избежать?

– Думаю, что избежать ошибок не получится в любом случае. Мы совершили десятки ошибок – от первого партнерства до неправильно выбранной компании по проектированию. Каждая ошибка – это деньги, время, нервы. Но, с другой стороны, сейчас можно смело сказать, что получены неоценимый опыт и необходимые связи, партнерства, инвесторы, подрядчики, которые позволили нам развиваться здесь так же, как и в России.

– Есть ли у вас в ОАЭ локальные партнеры?

– Мы планировали запускаться в партнерстве и даже начали этот процесс. Но не с локальным партнером, а с предпринимателем из РФ. Но позже мы приняли решение, что я продолжу проект в ОАЭ самостоятельно. Локальный партнер не является обязательным условием, как это было еще четыре – пять лет назад. При этом уже сейчас нашим проектом интересуются местные сильные ритейлеры и финансовые группы.

– Легко ли было найти подрядчиков на строительство?

– Подрядчика на строительство найти нелегко в любой стране. Особенно в той, где ты только начинаешь операции. Сейчас у нас есть прекрасный партнер по строительству, который стал мне другом и проводником в местном бизнесе. Я уже рекомендовал его многим нашим соотечественникам, которым требовался подрядчик, и получил от них много благодарностей за его быструю и качественную работу. Но до этого были потери денег и времени от выбора неправильного подрядчика.

Фото: Zamania

Фото: Zamania

Zamania в московском ТРЦ «Авиапарк»

– Испытываете ли вы проблемы с линейным персоналом?

– Кажется, что пока линейный персонал – это наименьшая проблема. Сюда приезжают работать и готовы трудиться много. Если в России линейные сотрудники, официанты и повара, имеют высокую текучесть, то в ОАЭ они могут работать многие годы на одной позиции. Нередко в ресторанах текучки кадров нет вообще. Это большой плюс, так как можно инвестировать в обучение, культуру, развитие сотрудников, взращивать их. Есть, конечно, отличие, заключающееся в том, что на каждого сотрудника нужно делать визу, которая стоит приличных денег, и потом каждые два года ее обновлять. Но при уходе с места работы сотрудник теряет визу, и это его удерживает. И поэтому в ОАЭ вообще нет безработных.

– Как удается выстроить отношения в интернациональной команде?

– Нам еще предстоит с этим столкнуться более детально, но так как мы наняли очень профессионального управляющего с опытом работы в ОАЭ более десяти лет и умением управлять международной командой, то это не должно стать особой проблемой. Тем более надо понимать, что Дубай в принципе весь интернациональный, и тут все к этому уже привыкли, это стало местной данностью. Очень важно, что у нас одна из управляющих переехала из России в Дубай, так как очень этого хотела, и уже проявила себя с лучшей стороны, при этом даже недостаточное знание языка не стало преградой для работы. Она прошла курсы и продолжает каждый день учить язык. Такое упорство и хорошее знание нашего бизнеса поможет и ей и нашему проекту.

– Ваш совет – стоит ли выходить на рынок ОАЭ и что надо предусмотреть российским бизнесменам, чтобы выход был удачным?

– Выходить нужно на любые новые рынки, и ОАЭ – не исключение. При этом выходить нужно с проверенным продуктом, четким пониманием своих преимуществ, анализом рынка и конкурентов, продуманной финансовой моделью и с профессиональной командой.

Одна из моих ошибок – я на первом этапе старался все сделать сам. Это неправильно. Нужно сразу идти с командой. На рынке ОАЭ никого не ждут. Тут такая же конкуренция, как и в других странах. Но если у вас крутой продукт и сильный фундамент в России, то выходить стоит.

На рынок ОАЭ уже вышли или выходят «Л`Этуаль», «Золотое яблоко», World Class, 12storeez, многие топовые рестораторы. Я считаю, что для российского предпринимательства международное развитие – это опыт, экспертиза, новые рынки сбыта. Но и на Эмиратах свет клином не сошелся. Например, «Аскона» выбрала для себя приоритетом Центральную Африку и Латинскую Америку. Думаю, что лет через пять мы увидим много наших брендов и компаний в странах Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока.

– Планируете ли вы продолжить развитие в России?

– Интересно, что запуск проекта в ОАЭ подстегнул наше развитие и в России. Планируем продолжить расти и развиваться на российском рынке. Проектируем новые парки, рассматриваем разные города, например, ищем подходящие локации во Владивостоке и Хабаровске. Конечно, основным регионом для нас остается Москва и Московская область. Мы открыты к предложениям от торгово-развлекательных центров, готовы оперативно отсматривать потенциальные локации и видим интерес российских инвесторов к нашим новым проектам.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами