Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Павел Чернозипунников: «Правило веника никто не отменял»
– Как вы оцениваете насыщенность розничного рынка Кемеровской области и потенциал развития сетей, подобных вашей – формата «у дома»?
– Думаю, что формат «у дома» – самый перспективный для развития, и в Кемеровской области ему тоже есть куда расти. В настоящее время из федеральных сетей на рынке области не присутствуют только «Дикси» и «Пятерочка», все остальные уже работают. Наша сеть представлена в трех городах Кемеровской области – Прокопьевск, Новокузнецк и Осинники. В городе Прокопьевск, где сосредоточены основные наши магазины (14 из 18 магазинов), сеть «Магнит» сумела открыть только 2 магазина – формата «у дома» и гипермаркет, хотя строила грандиозные планы, надеясь запустить чуть ли не 20-30 магазинов. Но в ближайших нам городах «Магнитов» значительно больше: в Киселевске – работают 4 магазина, в Новокузнецке – 17. Рынок довольно плотно насыщен и местными игроками. Такие сети, как «Мария Ра», «Радость», «Холидей» и другие, эффективнее работают на местном рынке, чем федералы. Возможно, это временная ситуация.– Может быть, федералы давят другими форматами, например, гипермаркетами?
– Особого давления федеральных гипермаркетов наша сеть тоже не ощущает. Например, в Прокопьевске работает один гипермаркет семейного формата «Магнит» и одна «Лента». Конечно, определенная конкуренция есть, но наш формат – магазин возле дома, где человек каждый вечер совершает покупки, – оказывается в более выгодном положении. Сегодня потребители избегают гипермаркетов, опасаясь быть спровоцированными на совершение незапланированных покупок. Люди не имеют лишних денег на спонтанные траты, и мы часто слышим от них, что лучше зайти в ближайший магазин и купить самое необходимое, чем ехать в гипермаркет. Во многом благодаря этой тенденции нам удается прирастать и в трудной экономической ситуации, например в I полугодии этого года показатель like-for-like составил 15 % по отношению к прошлому году. Средний трафик – около 11-12 тыс. покупателей в день.
– Каков средний покупатель города Прокопьевск?
– Скажем так – покупатель не очень богатый. Прокопьевск известен своей угледобывающей промышленностью, это моногород, где всегда добывали уголь, порядка 20 тыс. жителей города работало в шахтах. Но к началу 2016 года ни одно угледобывающее предприятие уже не функционировало, все шахты закрылись. Сейчас город постепенно стагнирует, происходит отток населения. Если в начале двухтысячных годов население составляло более 220 тыс. человек, то сейчас эта цифра упала до 190 тыс. Кроме того, население стареет, как и по всей России.Соответственно, наш основной покупатель – человек скромного достатка, который ищет акционные товары и максимальные скидки. Кстати, Новокузнецк, где у нас работают 2 магазина, более населенный (в районе 600 тыс. человек) и обеспеченный город.
– Значит ли, что вам удалось сформировать самое доступное предложение и удерживать самые низкие цены?
– Как раз цены у нас не самые низкие. Берем тем, что предоставляем сервис выше, чем у федералов. Сервис остается востребованным даже в сложной экономической ситуации, и формат «у дома» изначально предполагает более высокий уровень услуг, чем дискаунтер. Есть свои покупатели и у «Светофора», но наш покупатель ценит удобство и качественный ассортимент. Второе наше преимущество – это собственное производство. Практически в каждом магазине работает собственная пекарня полного цикла, где выпекается хлеб, булочки, различная сдоба. Готовим салаты (это сложная категория, но мы все равно с ней работаем), холодные закуски, вторые блюда, куры-гриль, кондитерские изделия и прочее. Доля собственной продукции в общем ассортименте составляет около 10 %. Мимо нашего магазина трудно пройти, потому что там всегда вкусно пахнет. Сегмент готовых блюд растет, эта категория очень востребована. Во-первых, люди ускоряются и не всегда успевают готовить дома, особенно какие-то сложные салаты вроде «сельди под шубой», во-вторых, дома не сделаешь такого разнообразия каждый день, а в магазине есть широкий выбор, можно каждый день пробовать разные блюда, свежие и профессионально приготовленные. Самое главное требование покупателя – чтобы было вкусно и качественно.– На сайте вашей сети есть раздел доставки еды. Работает ли эта функция в вашем магазине?
– Да, на нашем сайте работает интернет-магазин, но пока он больше выполняет имиджевую функцию, создает дополнительную рекламу. Доля интернет- магазина в общих продажах сети не превышает 1 %. Продукты питания и на мировом рынке плохо продаются через интернет, успешных проектов – единицы, обычная доля в общих продажах – примерно 1-1,5 %(мы как раз – в рынке), но возможно, когда-нибудь эта ситуация изменится. Пока мы сделали интернет-магазин, чтобы накапливать опыт, иметь представление, как это работает. Считаю, что для формата «у дома» интернет-магазин не актуален. Сама суть магазина шаговой доступности – забежать по дороге домой, посмотреть и потрогать, выбрать то, что сегодня понравилось. Минус и в том, что доставка увеличивает стоимость товара, и это немаловажный фактор для нашего покупателя.
– Какова средняя площадь магазинов «Радость»?
– Площадь зависит от локации, наш средний формат – 200-400 кв. м. Есть крупный магазин общей площадью 1200 кв. м, но под торговый зал там отведено 500 кв. м, сейчас заканчиваем строительство магазина площадью около 700 кв. м.
– Планируются ли открытия новых магазинов на ближайшие годы?
– Мы не огромные федеральные сети, чтобы строить грандиозные планы на годы вперед. В работе находятся 3 площадки, на которых в ближайшее время будут построены магазины. Строим сами. Структура компании «Сибирские Широты» включает в себя не только розничные магазины, но и другие бизнес- направления: оптовые продажи, сеть аптек, девелопмент, собственное производство, транспорт. В компании работают 400 человек. Развиваемся только на собственные средства, не кредитуемся и финансово устойчивы. Поставщики нас любят, потому что мы всегда все вовремя оплачиваем. Наверное, это тоже является одним из наших конкурентных преимуществ.
– Пришлось ли в связи с кризисом закрыть неэффективные магазины?
– Не только в связи с кризисом, мы всегда закрывали магазины, которые за определенный период не становились рентабельными. Бизнес должен быть эффективным, поэтому работаем только с тем, что ликвидно. Открывать магазины ради имиджа или чтобы просто занять место не имеет смысла. Раньше мы боялись, что рядом откроется магазин конкурента, но пересмотрели свое отношение, сейчас считаем, что конкуренты даны, чтобы стимулировать работать лучше. Один из основных наших конкурентов – это сеть «Мария Ра». Иногда мы стоим с ними буквально дверь в дверь, и при этом количество покупателей у нас не уменьшается, хотя по ценам они ниже нас. Сейчас заканчиваем строительство третьего магазина, расположенного прямо напротив«Марии Ра». Наши сети разные по уровню сервиса, качеству услуг, ассортименту, поэтому вполне комфортно сосуществуют.
– Есть мнение, что в регионах, особенно удаленных от центра, в ближайшие годы будут востребованы только жесткие дискаунтеры типасети «Светофор», а вы как думаете?
– Нет, это неправда. У нас востребованы и развиваются разные форматы. Если везде будут только магазины, подобные «Светофору», значит, что мы пришли к полному коллапсу.– В чем вы видите резервы оптимизации расходов, снижения издержек?
– Считаю, что надо больше думать не о расходах, а о том, как поднять продажи. Эффективность продаж зависит от качества продаваемой продукции, баланса цены и качества. Чтобы иметь возможность предоставлять лучшие цены, мы создали Кузбасский закупочный союз, объединяющий предпринимателей Кемеровской области. В союз вошли наши партнеры – одиночные магазины и небольшие сети (2-3 магазина), работающие под нашей вывеской. Получилось порядка 120 магазинов, и для поставщика мы уже выглядим как сеть из 138 магазинов, что дает возможность добиваться лучшей цены, лоббировать свои интересы. Поэтому с нами сложно конкурировать даже федералам. К тому же все ключевые места заняты, и приходящим федералам придется либо самим строиться, либо покупать кого-то из местных предпринимателей. А местному предпринимателю Кузбасский закупочный союз предлагает выгодные коммерческие условия участия, за счет которых ему удастся выжить и развиться. Мы все удерживаемся на плаву за счет своей общности, понятие «веника» никто не отменял.
– Вы торгуете алкоголем, как прошел запуск ЕГАИС?
– Никаких проблем не было, все было заблаговременно настроено и готово к запуску, который состоялся вовремя, спокойно и ровно. Возможно, благодаря профессиональной команде айтишников. Сеть не связана с контрафактом, поэтому наш алкоголь сразу стал легко пробиваться, возвращаться, учитываться и так далее.
– Есть ли у вас проблемы с текучкой и подготовкой линейного персонала?
– Проблемы есть и с обучением, и с текучкой. Необходимо больше вкладываться в профессиональную подготовку линейного персонала, поэтому планируем в ближайшее время открыть обучающий центр. Линейного персонала не хватает, особенно в летний сезон, когда люди увольняются, чтобы работать на своих дачных участках. Текучка довольно высокая еще и потому, что профессия продавца остается непрестижной и непопулярной. Надо объединенными усилиями – бизнеса, общества и государства – повышать престиж этой профессии, тогда, возможно, люди будут более охотно идти на работу в магазин.– Почему выбрали именно такое название «Радость»?
– Как компанию назовешь, так она и поплывет. Выбрали позитивное название и слоган: «Радость в каждый дом». Стремимся создавать магазины, в которые приятно ходить и нам, и нашим знакомым, дарить людям радостное настроение еще при подходе к магазинам. Поэтому облагораживаем территорию возле магазинов, разбиваем клумбы, ставим лавочки, оборудуем зону торговли для частников, которым предоставляем бесплатные прилавки, устанавливаем интересные арт-объекты и так далее. В свое дело стремимся вкладывать душу, считаю бессмысленным работать без души. К тому же наш город небольшой, покупатели меня знают, могут написать в социальной сети, позвонить, подойти на улице, поэтому для меня очень важно, чтобы мне не было стыдно за наши магазины.
Справка:
Валерия Миронова, журнал о розничной торговле «Точка продаж»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?