Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Отжать селедку
В России появятся товары премиум-качества. Вернее, они уже есть, но об этом пока никто не знает.
Узнаем. Для того и была в апреле этого года создана правительством такая организация, как Роскачество. Проводимые ею исследования позволят оценить качество российской продукции. А самой лучшей присвоить Знак качества. По нему мы и будем узнавать премиум-товары. В ноябре ожидается первый список такой продукции.
Сомневаетесь? Вспоминаете не во всем оправдавший себя советский Знак качества? Вот с этого мы и начали беседу с руководителем Роскачества Максимом Протасовым. И выяснили, чем все-таки отличаются разработанные организацией стандарты качества от всевозможных ГОСТов и техрегламентов.
Максим Александрович, так зачем нам этот Знак качества?
Максим Протасов: Когда мы слышим «сделано в Японии» или «сделано в Германии», для нас это звучит уже как бренд, мы сразу понимаем, что предлагаются лучшие варианты техники, авто и многих других товаров.
Мы хотим, чтобы «сделано в России» тоже стало брендом. На первых порах – хотя бы для самих россиян, поскольку у нас в стране у ряда потребителей пока незаслуженно низкое доверие к отечественным товарам.
Так товары в этом сами и виноваты. Плохие. Или речь идет о потребительском стереотипе, доставшемся нам от прежних времен, когда иностранные лейблы и были тем самым «народным знаком качества»? И как вы собираетесь поднимать наше доверие к российским товарам?
Максим Протасов: Для начала мы хотим дать корректную информацию о реальном состоянии качества товаров, которые будем исследовать.
У людей существует очень много мифов о том, что можно есть и носить, а что – вредно или небезопасно. И нет ни одного информационного ресурса, который мог бы эти мифы аргументированно развенчивать или подтверждать. Мы хотим взять эту функцию на себя, превратить интернет-портал Роскачества в источник такой информации.
Она и будет повышать потребительскую осведомленность. Это в свою очередь будет влиять на вкусы и предпочтения россиян.
Если человек узнает, что товар, которым он ежедневно пользуется, вреден, не соответствует техническому регламенту или информация, которая содержится на его упаковке, не совпадает с его содержанием, наверное, он перестанет его приобретать.
В то же время, товар – «серая мышка», на который ранее, возможно, не обращали внимания, может оказаться «честным», и тогда спрос на него повысится. Мы надеемся, что сама возможность получения российского Знака качества будет стимулировать производителей больше внимания уделять качеству продукции.
А если учесть, что получить знак может лишь товар, производство которого глубоко локализовано в России, который производится из российских ингредиентов и сырья, то значит, работа Роскачества будет способствовать и импортозамещению.
Сделаем в России
Автомобили иностранных марок, которые собираются, например, в Калуге, смогут получит Знак качества?
Максим Протасов: Безусловно. Дело не в марке. Мы не смотрим на владельца бренда. Мы не смотрим на собственника предприятия. Для нас важно, чтобы качество товара было выше, чем того требует ГОСТ или техрегламент. И чтобы произведен он был на российской земле и из российских ингредиентов. Если это отверточная сборка, все детали привезены из других стран, то уровень локализации будет недостаточный для права обладания российским Знаком качества. А вот если значительная часть компонентов для машины производится здесь – почему нет?
Как вы думаете, российский Знак качества признают за рубежом? Смогут наши товары конкурировать на международном рынке?
Максим Протасов: На самом деле мы уже сейчас конкурируем по целому ряду товаров. И не только в сфере оружия и космоса.
Россия – значимый игрок на мировом рынке агропродукции, в том числе на рынках масличных, зерновых культур, даже круглого риса. В стране построены современные свинокомплексы, у нас есть конкурентные преимущества по кормлению и выращиванию птиц. Если нам не будут вводить ограничения на экспорт, Россия может стать очень серьезным экспортером продовольствия. Она уже им является, но объемы могут вырасти.
Если говорить о непищевых товарах, думаю, вся группа продукции, связанная с глубокой переработкой углеводородов, нефтехимией, различными видами пластиков, может занять немалую нишу на мировом рынке.
И мы надеемся, что российский Знак качества поможет нашей продукции в реализации экспортного потенциала и получит лояльность среди покупателей других стран.
Но в приоритете у нас отечественный потребитель, потому что если нам не поверят сами россияне, то мы никого в мире не убедим. В Германии, к примеру, доверие потребителей к Stiftung Warentest (это местный государственный институт информации для потребителей) выше, чем к германской церкви и германской полиции. А россияне в принципе мало кому доверяют.
Спать не по ГОСТу
Вы можете на пальцах объяснить, чем отличаются стандарты Роскачества от требований ГОСТов или техрегламентов?
Максим Протасов: Например, для мороженого филе трески Российская система качества запрещает двойную заморозку.
Связано это с тем, что она заметно влияет на вкус и качество – нарушаются межклеточные связи, быстрее испаряется внутренняя влага, как следствие – рыба становится менее сочной после приготовления. Действующие ГОСТы и техрегламенты двойную заморозку не запрещают.
Согласно стандартам Роскачества, в мороженом филе трески также отсутствует избыточная внутренняя влага (она появляется за счет добавления влагоудерживающих фосфатов, что увеличивает вес рыбы примерно на 20 процентов) и ограничен объем глазури, то есть замороженной воды на поверхности рыбы, что также влияет на вес продукта.
В стандарте по подсолнечному маслу ужесточены нормы содержания канцерогенов, в два раза снижен такой важный показатель, как цветное число – чем этот показатель ниже, тем лучше очищено растительное масло. Покупатель может определить цветность на глаз – чем прозрачнее масло, тем оно качественнее, тем, соответственно, ниже показатель цветного числа, и наоборот. И конечно, продукт, соответствующий стандарту Роскачества, не должен содержать ГМО.
Но это вы все про еду говорите. А остальные товары?
Максим Протасов: Подушки и стеганые одеяла. Для комфортного и полезного сна важно, чтобы подушка, с одной стороны, фиксировала оптимальное с точки зрения ортопедии положение головы, с другой стороны, позволяла бы мышцам расслабиться.
В связи с этим стандартами Роскачества почти в два раза по сравнению с действующим ГОСТом ужесточены требования по воздухопроницаемости (с 30 до 20 дм3 на м2 в сек.). Чтобы снизить риск аллергических реакций, в стандартах Российской системы качества для подушек и стеганых одеял практически в четыре раза снижена допустимая массовая доля свободного формальдегида (ГОСТом предусмотрена не более 75 мкг на кг изделия, Роскачество требует не более 20).
На какие товары уже разработаны стандарты Роскачества? Сколько всего их будет?
Максим Протасов: Среди первых нормативов, разработанных совместно с крупнейшими профессиональными ассоциациями и профильными НИИ, есть стандарты на растительное масло, майонез, мороженое филе трески, пищевую соль, слабосоленого тихоокеанского лосося. А также для детской обуви, трикотажного белья для новорожденных и детей ясельного возраста, для махровых полотенец, подушек, одеял.
18 стандартов качества уже разработано (на майонез, филе рыбы, детский трикотаж). К 2020 году их будет 80
Следующие в разработке стандарты – на икру, сельдь, маринованные огурцы, сливочное масло, рис, муку, натуральный мед, сорочки для мальчиков и подростков, сорочки мужские, обувь с верхом из кожи.
До конца этого года планируем провести веерные испытания по 30 товарным категориям, следовательно, должно быть разработано 30 стандартов. Сейчас разработано 18 стандартов, 10 из которых утверждены. К 2020 году их будет утверждено 80.
Когда же мы увидим на этикетке товара первый Знак качества?
Максим Протасов: В августе стартовали веерные исследования Роскачества. Первыми испытания проходят товары для детей: в точках продаж по всей стране прошли закупки детских сандалий и трикотажных комбинезонов для новорожденных.
В сентябре мы получим результаты лабораторных исследований. Если среди закупленных товаров найдутся такие, что соответствуют нашим требованиям, в ноябре мы сможем друг друга поздравить с появлением первых держателей российского государственного Знака качества.
Качество со сроком годности
И в какую сумму обходится одно исследование?
Максим Протасов: Стоимость исследования складывается из стоимости закупленных образцов и стоимости их испытаний.
Таким образом, полная себестоимость испытания одного образца – порядка 25-30 тысяч рублей, а категории, включающей порядка 30-50 образцов, около миллиона рублей. Хочу отметить, что все расходы Роскачества будут открытыми. Мы будем отчитываться перед общественностью, сколько потратили на закупки и исследования.
Насколько сейчас целесообразно тратить столько бюджетных денег?
Максим Протасов: Прежде всего это целесообразно, потому что финансирование из госбюджета обеспечивает объективность и беспристрастность исследований.
К тому же стоит отметить, что на сегодняшний день бюджет Роскачества существенно меньше, чем у аналогичных организаций в других странах мира. К примеру, в Германии госбюджет на аналогичную систему ежегодно тратит в четыре раза больше, чем сейчас выделяется Роскачеству.
Стандарты Роскачества соизмеримы с западными?
Максим Протасов: Конечно. Россия – член ВТО, поэтому мы должны гармонизировать все требования в области стандартизации с международными.
Но есть, к примеру, товары, к которым российские требования жестче, чем западные. А есть, где мягче. Например, по видам антибиотиков, содержащихся в меде, в мире требования жестче, чем в России. В итоге, несмотря на то, что наша страна может стать серьезным экспортером меда с точки зрения наших потенциальных возможностей, мы его не продаем в другие страны.
Поэтому в стандартах Роскачества мы хотим усилить требования по содержанию антибиотиков в меде. Также, для примера, в стандартах Роскачества мы ужесточим требования по содержанию соли в сельди или степень устойчивости окраски в детских комбинезонах.
А лекарства попадут в ваше поле зрения?
Максим Протасов: Это сложный вопрос. Мы будем эту тему отдельно прорабатывать с минздравом. В зарубежных организациях, подобных Роскачеству, фармацевтика нечасто входит в зону внимания.
Каков «срок годности» Знака качества?
Максим Протасов: От года до трех. Это зависит от ситуации в отрасли, от того, насколько быстро предприятия в данной категории смогут повышать уровень качества, потому что наши стандарты – «опережающие», этот термин принят во всем мире.
Мы хотим, чтобы они все время бежали немного впереди рынка. Хотим постоянно усиливать требования к качеству. Значит, исследования по одним и тем же группам товаров будут проводиться с периодичностью от года до трех лет. И новые производители будут иметь возможность попасть в новый веер. Тем более, им уже будут известны требования наших стандартов.
А если товар вдруг «испортится», потеряет свое премиум-качество?
Максим Протасов: Такое может быть. Если потребители начнут жаловаться – проведем внеочередную проверку качества товара. И если увидим подмену – Знака качества такой продукт лишится.
Сейчас разрабатывается мобильное приложение к гаджетам, которое позволит вам, придя в магазин и наведя камеру на штрих-код, узнать, является ли в настоящий момент этот товар носителем Знака качества или не является.
Справка
Как проверяют качество?
Максим Александрович, расскажите, пожалуйста, как будут определять товары премиум-класса?
Максим Протасов: Сначала определяется, какие конкретно товары попадут в ареал наших исследований. В первую очередь объектами исследований Российской системы качества становятся наиболее популярные у потребителей, самые емкие сегменты товарного рынка.
А кто это определяет? Потребитель участвует в отборе?
Максим Протасов: Механизм отбора и внесения категорий в реестр исследований Роскачества строится на основе нескольких источников.
Первые отобранные для исследования категории были сформированы экспертами, входящими в межведомственную рабочую группу по созданию Роскачества, в соответствии с рекомендациями профильных министерств – Минпромторга России и Минсельхоза России, исходя из отраслевых стратегий развития и импортозамещения.
Также Роскачество ориентируется на данные, полученные от всех форматов торговли, в том числе розничных сетей, которые активно с нами взаимодействуют. Кроме того, мы проводим анализ отчетов маркетинговых агентств и, при формировании реестра категорий, принимаем во внимание такой критерий, как потребительский спрос.
В дальнейшем мы планируем вовлечь в процесс выбора категорий товаров для исследований потребителей. У них будет возможность заявлять о своих предпочтениях у нас на сайте, голосовать за те или иные предложения.
Хорошо общими усилиями отобрали. А что дальше?
Максим Протасов: На втором этапе к работе подключается проектно-технический комитет Роскачества, созданный в Росстандарте.
Он изучает существующие требования для отобранных товаров, а дальше – формулирует для них повышенные стандарты качества. Требования Роскачества к товарам будут выложены на нашем портале. И производители смогут с ними ознакомиться.
Параллельно определяется, на сколько минимум процентов производство товара должно быть локализовано в России. Мы понимаем, что целый ряд продукции не может быть полностью российским. Бананы, к примеру, мы навряд ли импортозаместим.
Из этих двух блоков складывается стандарт, который утверждается проектно-техническим комитетом. Он становится так называемым предстандартом, то есть будущим национальным стандартом Роскачества.
После утверждения стандарта начинается работа маркетологов, которые выявляют, сколько видов и брендов товаров, отобранных для исследований, продается в России.
А дальше эксперты, отобранные Роскачеством и входящие в специальный реестр, выходят на закупки в магазины. Они знают, как приобрести товар, как его проверить, не нарушены ли условия хранения.
Потом, понятно, их начинают проверять на качество. А где гарантия, что производитель не «надавит» на экспертов?
Максим Протасов: Так потом покупки обезличиваются, удаляется любая информация о производителе.
Каждому образцу присуждается кодовый номер, который заносится в реестр, и передается в лаборатории, отобранные через механизм сличительных испытаний. Лаборатория выбирается только для одного исследования. Для того чтобы ей получить заказ на анализ другого товара – придется вновь проходить через испытания.
Лаборатории проводят исследования товара по установленным методикам на соответствие согласованному списку показателей. Передают нам протоколы, мы их расшифровываем, вносим информацию в базу данных. А далее объективная информация о качестве продукции предоставляется потребителям через наш портал и СМИ.
Лаборатории смотрят, соответствует ли товар требованиям безопасности (техрегламентам), требованиям ГОСТов и требованиям стандартов Роскачества. Если да – мы сообщаем об этом производителю и предлагаем получить Знак качества. Правда, для этого ему еще придется пригласить в гости наших технических аудиторов, чтобы они могли проверить предприятие и выяснить, действительно ли указанный качественный товар является российским. Если происхождение и уровень локализации продукта подтверждается, принимается решение о выдаче Знака качества.
И сколько это стоит? Какую сумму платит производитель за исследования?
Максим Протасов: Производитель не платит за это все ни копейки. Это важно! Все: исследования, аудит – проводятся за счет государства. И еще – знак присваивается конкретному товару, а не торговой марке.
А если вдруг окажется, что проверенный товар опасен для здоровья?
Максим Протасов: Тогда информация об этом последует не только на наш сайт, но и в контролирующие органы.
Инфографика: Антон Переплетчиков / Елена Домчева / РГ
Марина Гусенко, «Российская газета»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?