Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
9 504

Поделиться

Отец русского ритейла

В 90-ых он успел поработать телохранителем, а между делом еще и стал чемпионом мира по каратэ. Первую сеть создал в 92-ом, это  были магазины электроники «Тусар». А пресловутая «Пятерочка» стала лишь коротким этапом в его стремительной карьере. Больше всего Дмитрий Потапенко известен своими жесткими высказываниями. Диву даешься, как федеральные СМИ не боятся пускать его в прямой эфир. Вот и в интервью «Навигатору» отец русского ритейла не стеснялся в выражениях, но на вопрос о своих бизнес-интересах в Кирове  отвечать отказался.  

Потенциальным инвесторам Потапенко и правда гарантирует полную конфеденциальность. На своем сайте он с гордостью сообщает: «За все время моей работы в бизнесе нет ни одного даже косвенного упоминания моих со-инвесторов и партнеров».

Насколько вы знакомы с инвестиционным потенциалом Кировской области? Как вы его оцениваете?

Мы знаем о Кировской области настолько много, что у нас база предпринимателей составляет около 1200 человек. И мы знаем о вашем регионе больше, чем, наверное, кто-либо в самом Кирове. Я сам приезжал в ваш город не единожды.

А в чем вы видите перспективность нашего региона?

Ни в чем. Кировская область вроде бы как богата лесами, но куда вы вывозите свой лес? У вас ведь лозунг «Покупай вятское!». Вот и сидите со своим лесом у себя в Кирове и не суйте нос ни в какую Карелию! Потому что там у них, допустим, есть своя такая же региональная программа. Следуя этому лозунгу, Кировскую область надо обнести колючей проволокой и ничего туда не завозить. Зачем тогда России единое экономическое пространство, совершенно непонятно. Вот вам оно и аукнулось. Хотели получить — распишитесь.

А что вы имеете против  региональных программ типа «Покупай  вятское»? Они ведь фактически представляют собой рекламную кампанию и пропаганду местного производителя?

Лично я ничего против не имею. Смотрите статью восьмую Конституции РФ и статью 178-ую уголовного кодекса РФ. Вы задаете вопрос «как вы относитесь к уголовникам, которые должны сидеть в тюрьме?». Это абсолютно политическое решение. Я прекрасно понимаю, почему его принимают власти на местах, и почему на это закрывают глаза и федеральные власти, и региональные. Если мы сами у себя в государстве устанавливаем двойные стандарты, то мне, как гражданину, которого власть призывает быть законопослушным, хочется ей заявить: сначала покажите мне, что вы сами законопослушны. А то у нас как-то получается игра в одни ворота — нет равенства всех перед законом и неотвратимости наказания. Пусть власть либо отменит статьи уголовного кодекса, и Конституции, и скажет, что это нормально. И тогда я тоже признаю, что это нормально, потому что это будет в рамках закона.

Насколько сильно развит региональный протекционизм в России? Это характерно только для нашей страны или встречается и   в других странах?

Протекционизм встречается сплошь и рядом. И характерно это только для нашей страны. Так безнаказанно нарушать законы собственной же страны, ее Конституции власть себе позволяет только у нас. Это не имеет никакого отношения ни к ритейлу, ни к общепиту, ни к предпринимателям. Грубо говоря, в Берлине нет лозунга: «Покупай берлинское!». Например, в ЕС регулярно собираются саммиты о противодействии региональному сепаратизму.

Что могут противопоставить этому федеральные сети?

Ничего они не противопоставляют. Все играют по системе. Это вопрос не к федеральным сетям. Это глупость изначально экономическая. Почему возникают все эти «Покупай «N-ское»?. Потому что изначально идет неверное распределение бюджетов. Сначала из региональных бюджетов забирают деньги. Потом эти деньги идут в некий федеральный центр, а затем происходит возврат этих денег в регионы с определенным коэффициентом. Надо решать первоисточник проблемы, а не бить по хвостам и устраивать эту вакханалию. Именно поэтому федеральная власть закрывает глаза на недопустимые вещи, потому что у нее самой рыльце в пушку. Это и есть первоисточник всех проблем. Мы же сами этими действиями убиваем производителя. Что такое товаропроизводящая цепочка? Допустим, какой-то производит¬ель произвел товар. Он хотел его поставить в один из городов «А», «Б» или «К», а теперь он не может его поставить в эти города, а может только в город «Н». Потому что в городе «К» есть своя программа покупай «К-ское». По сути дело, в стране сформировались удельные княжества. Если мы допускаем все это, то не можем думать о стране в целом. По-видимому, главное для нас спросить: пацан, ты с какого района?

А кто виноват в том, что местным производителям, как правило, очень трудно представить свой товар на полках федеральных сетей?  Какой может быть выход из этой ситуации?

Надо выжечь у себя на лбу, что дог с таксой не совокупляются. Не потому, что дог такой плохой, или с таксой что-то не так, а из-за того, что они не должны спариваться. Никому же не придет в голову на заводе «Форд» ставить гайки, кованные кузнецом, для поддержки кузнечной отрасли. Сеть, не важно федеральная или какая-то еще, это товаропроводящая цепочка, конвейер. В него нельзя вставлять булавочки или болтики, кованные кузнецом. Сравнимое работает со сравнимым. Не может и не должен «N-ский» производитель работать с крупной федеральной сетью. Такого не должно быть в природе. Это экономическое мракобесие. Местный производитель должен работать с маленькими сетюшками или с мелкими рынками. А не работает он с ними, потому что элементарно не хочет. Потому что совковая психология. Типа я произвел продукт, а вот сбытом должен заниматься кто-то другой. Этот «совок» сформировался, когда был госзаказ. Везде существует жесточайшая конкуренция, которая идет на пользу в первую очередь потребителю. Я хочу, чтобы за мой кошелек конкурировали, а не впаривали мне какой-то обязательно местный ширпотреб. У нас патриотизм почему-то всегда за счет потребителя, а такого не должно быть в природе. Потребитель должен выбирать из миллиона товаров тот, который ему подходит. В первую очередь, по цене. А когда говорят, что все местное — это обязательно качественное — это откровенное вранье и инсинуации. Яркий пример — АвтоВАЗ.

 – В каком направлении, по вашему мнению, развивается российский ритейл?

У российского ритейла абсолютно свое направление, если так можно выразиться. Оно связано не с развитием ритейла как такового, а с проводимой политикой нашего государства. Потому что аренда квадратного метра  у магазинов «Walmart» стоит, допустим, 500 долларов в год, а аренда в Москве – от 1200 долларов. А, например, маленькие ларечники, торгующие в подземном переходе, платят за квадратный метр 30 тысяч долларов в год! Чем нужно торговать в этом подземном переходе, чтобы отбить эту аренду? Наркотиками? А, допустим, в Шереметьево аренда для «Дьютифри» равна 48 тысячам евро в год за квадратный метр! У нас стоимость аренды просто неимоверная. В той же Праге стоимость аренды 192 евро в год. Ваш Киров нервно курит в стороне. О каком ритейле можно говорить? Стоимость подключения к электричеству — 10 тысяч долларов за киловатт. Товарищ Дерипаска уже воет на Давосском форуме, потому что стоимость электричества  дороже, чем в США. Там, 2,03 рубля за киловатт, у нас — 2,13 рубля. Какой ритейл, какое производство, когда у нас налоги выше, тарифы на все псевдомонополии выше, стоимость труда — выше.

 – В киосках запретили торговать сигаретами и алкоголем, в том числе пивом. В связи с этим, какой выход из этой ситуации видите вы? Как и на чем теперь можно зарабатывать киоскерам?

В Москве снесли 10 тысяч палаток. Хоть кто-нибудь вышел куда-нибудь? Люди, которые во власти зачастую представляют интересы предпринимателей, просто сумасшедшие. В прямом смысле этого слова — старые пенсионеры, которым восьмой десяток. Чем зарабатывать, если нам ограничивают пиво, сигареты и все остальное? Наверное, надо уходить в общепит. Мелкий бизнес в первую очередь характеризуется гибкостью. Надо понимать, что во власти сидят не самые лучшие люди. Но другой власти не будет. Она не поддерживала и не будет поддерживать никакой бизнес. Ни мелкий, ни крупный. Правда когда «мелочевка» начинает говорить, что «крупняку» живется лучше — это тоже неправильная позиция. Любому бизнесу в России живется плохо. Надо уметь приспосабливаться. Между тем, у наших предпринимателей в голове до сих пор «совок». Мы все ожидаем, что появится царь-повадырь, который о нас всех позаботится. Но мне так и хочется сказать, а может мы все же сами когда-нибудь начнем самостоятельно заботиться о себе любимых? Сильное государство — это сильный гражданин. А когда мы сами неизвестно кто, и ждем, когда нам мамка в ротик ложку засунет, как мы можем называть себя сильной страной?

 – Вы являетесь управляющим партнером Management Development Group Inc. Чем именно занимается ваша компания?

Мы занимается управлением ритейла и общепита. У нас более 400 точек розничной торговли и 89 точек общепита. Наша особенность в том, что мы берем в управление чужое и «реикарнируем» это до определенного состояния. Например, в недалеком Подмосковье есть торговая сеть, которую мы превратили в крупнейшего игрока. На сегодняшний день, он, наверное, входит в 50-ку ведущих игроков регионального ритейла. Суммарный оборот составляет порядка 16-18 млрд. рублей.

Какие цели вы перед собой ставите?

Каких-либо целей у человека не должно существовать. Цель — это окончание нашей жизни, которое выражается в двух метрах под землей. Цели ставятся перед компанией. Перед собой я ставлю одну цель — жить. Больше ничего. Развлечь себя между рождением и смертью.

Дмитрий Потапенко

Родился в Москве, 30-го марта, 1970 г.р.

Образование: МВА, California Heyward State University, Economic Option MBA, Экономика, ВАВТ при Министерстве экономического развития и торговли Московский Институт радиотехники, электроники и автоматики, инженер конструктор-технолог

Первую торговую сеть основал в 1992 г. с компанией Natashkyang Korotia Systems – магазины электроники «Тусар».1995-2000 гг. – вице-президент по продажам и маркетингу Grundic GmbH в странах Балтии

1998-2001 гг. – генеральный директор ОАО «МЭЗ ДСП», вице-президент по инвестиционному развитию ПБК «КредитИмпексБанк»

2001-2003 гг. – заместитель управляющего группы компаний «Логос», генеральный директор ООО «Центры оптовых продаж»

2003-2005 г.г. – управляющий сбытовой сети «Пятерочка» (Москва и Московская область)

с 2005 г. – управляющий партнер компании Management Development Group Inc.(брэнды Гастрономчикъ, Продэко, Марка)

navigator-kirov.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами