Дрогери -сеть «Новэкс» работает на российском рынке с 2000 года. Сегодня ее торговые точки есть в семи регионах Сибири – в Алтайском крае, Новосибирской, Кемеровской и Томской областях, Красноярском крае, Республиках Алтай и Хакасия. Площадь магазинов варьируется от 130 кв. м до 1000 кв. м. В ассортименте сети более 25 тыс. SKU.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ольга Маркова, «Новэкс»: «Мы готовы открывать по 50 новых магазинов в год»
Сибирская сеть дрогери «Новэкс» в этом году открыла свой 300-й магазин. Сейчас алтайский ритейлер активно осваивает рынки соседних регионов. В рамках #ЭкспедицияRetail 2022 команда портала посетила один из недавно открытых магазинов сети и логистический комплекс в Барнауле. О том, как сейчас решаются проблемы с поставщиками, чем сеть привлекает покупателей и каковы дальнейшие планы развития, Retail.ru рассказала генеральный директор сети Ольга Маркова.
– Вы состоите в «Дрогери союзе», одной из целей создания которого был выпуск товаров СТМ. Как много сейчас СТМ в вашем ассортименте и транслируете ли вы вашим покупателям, что это именно ваш товар?
– На данный момент в ассортименте более 1500 позиций СТМ . Обычно самая первая категория при входе в СТМ в нашем сегменте – это товары, которые относятся к косметической гигиене, – ватные диски, ватные палочки, салфетки. Более сложные продукты, такие, как, например, зубная паста, мы производим совместно с «Дрогери союзом». Покупатели приобретают эти товары просто потому, что они им нравятся. Мы не стремимся донести до них, что это нечто особенное. Продукции, которая дублировала бы название сети, у нас нет. Мы пробовали выпускать средство для мытья посуды «Новэкс», но потом отказались от этого варианта. Это был низкий ценовой сегмент, соответствующее качество, что оказывало скорее негативное влияние на имидж сети.
– Сколько у вас поставщиков и как сейчас обстоят дела с поставками?
– В нашей базе сейчас порядка 400 поставщиков. С поставками дела обстоят по-разному. Есть сокращение ассортимента со стороны производителя, связанное с нарушением цепочки поставок и нехваткой как сырья, так и самих продуктов. Есть такой фактор, как подорожание. Это, конечно, критичный показатель, поскольку, например, гель для душа за 400 рублей становится несколько неактуальным.
– А учитывая, что рядом стоят хард-дискаунтеры со схожим товаром...
– Знаете, в условиях дефицита товаров транснациональные компании стали меньше работать с хард-дискаунтерами. В Fix Price и «Светофоре», например, многие популярные бренды исчезли. И в этом плане нам стало чуть легче. Но в целом ценовые войны никуда не делись, и стоимость товара для покупателя сейчас становится еще более важной. Однако мы пытаемся закрывать и остальные покупательские потребности. Открываться в удобном месте. Вовремя выкладывать на полки сезонный товар. Стараемся учитывать каждую мелочь. Допустим, покупатели часто в обратной связи упоминают уровень нашего обслуживания.
– Если продолжить говорить о низких ценах, – промоакции вернулись?
– Агентство NielsenIQ летом сообщало, что объемы промо вернулись к прежним, но мы у себя этого пока не видим. Безусловно, акции возвращаются. Но, во-первых, объем желтых ценников на полке пока не такой, как был до февральских событий. И глубина скидки заметно ниже. Чаще всего коллаборации и проекты были с поставщиками, которыми являлись транснациональные компании. В данный момент все их бюджеты на промо заморожены. А российские поставщики с такими историями приходят заметно реже. Наверное, влияет совокупность факторов. У них и так сейчас большие объемы поставок. И, наверное, они пока не дошли до подобного уровня.
– Какой средний чек у магазинов?
– Хороший средний чек в городе – порядка 450 рублей. В селах средний чек традиционно выше, может доходить и до 650 рублей. Там другой сценарий покупки. Зачастую люди из более мелких населенных пунктов, где нашего магазина нет, целенаправленно едут за крупным объемом товара.
– Когда вы открываете новый магазин, то как много добавляется новых покупателей? Или чаще приходят прежние клиенты?
– Конечно, в Барнауле, нашем домашнем регионе, новый магазин оказывает уже не такое влияние. По картам лояльности мы видим, что люди уже совершали у нас покупки, просто делали это в другом магазине, а теперь им стало удобнее в новом. Но если говорить про другие города, то, например, в Новосибирске в каждом новом магазине 90% покупателей – это новая клиентская база.
– Матрица во всех регионах одинаковая или вы ее адаптируете?
– Критической разницы по представленному товару нет. Но Новосибирск и Красноярск – города-миллионники. У населения доход там выше, и это сильно ощущается. Поэтому для себя мы делим все магазины по ценовым категориям. То есть на тех же квадратных метрах, в матрице с таким же количеством SKU в Новосибирске и Красноярске будет больше дорогого товара, чем в Барнауле.
– Расскажите про вашу систему лояльности – это карты или уже есть мобильное приложение?
– Программа лояльности сама по себе у нас работает уже давно. Через нее проходят порядка 67% чеков. Наша задача – довести это количество как минимум до 80%. Мы стараемся дополнительно стимулировать покупателей. Используем, например, специальные обозначения на ценниках, даем дополнительную скидку.
Мобильное приложение мы запустили не так давно. Это, конечно, удобнее, поскольку люди сейчас «в телефонах». Стремимся к тому, чтобы оно закрывало все потребности: была возможность посмотреть бонусный баланс и историю, как эти бонусы начислялись и тратились, и получить актуальную информацию о выгодных предложениях.
– Уже несколько лет российский рынок плотно занимается обновлением магазинов. У вас эти процессы запущены? Как решаете, какой объект брать в работу?
– Да, мы обновляемся. Иногда это происходит ситуативно. Например, если в рамках ТЦ продуктовый коллега делает реновацию, то мы, чтобы на его фоне не выглядеть устаревшими, тоже запускаем обновление. Мы каждый год формируем бюджет на эти цели, но четкого срока по реновации всех объектов нет. Это довольно затратно. И сказать, что каждый редизайн приносит ощутимый скачок по товарообороту, тоже нельзя. Да, обычно это дает рост. Но где-то этот рост доходит до 15%, а где-то составляет лишь 5%.
– Новые технологии внедряете?
– Проект этого года – кассы самообслуживания. Сейчас мы ставим их во все новые магазины и потихоньку добавляем в торговые точки в крупных городах. Пока ими оснащено около 30 магазинов. В мелких населенных пунктах мы их также тестировали, но там аудитория этого нововведения не поняла. Мы отслеживаем долю чеков. Если менее 10% – значит, кассы «не пошли». Показатели должны быть на уровне порядка 15–20%. Хотя в центре Барнаула у нас есть магазин, где через кассу самообслуживания проходит уже более 25% чеков. Аудитория там оказалась готова к подобному сценарию покупки.
– Каковы планы развития? Пришлось ли в этом году их пересматривать?
– В феврале мы не замораживали открытия, продолжали наши проекты. В сентябре открыли восемь магазинов, в октябре четыре. И до конца года планируем открывать еще по шесть точек в месяц. Интересно, что еще лет пять назад мы для себя решили, что в Барнауле места на рынке для нашей сети вроде как уже нет. Тогда было 50 магазинов. Но я специально посмотрела: за последний год мы открыли «дома» еще пять торговых точек. Хотя вообще говорим, что фокусироваться теперь нужно на Новосибирске и Красноярске, наращивать там свое присутствие. В этом году мы откроем более 40 магазинов, на следующий год в планах также 48–50 объектов. Такие темпы развития нам по силам. Мы развиваемся за счет собственных средств. На сколько точек заработали – столько и откроем. И пока будем открываться только в регионах присутствия. Нужно дорабатывать необходимые объемы на этом рынке, а не распыляться на соседние области.
Посмотрите видеорепортаж из магазина «Новэкс»
В 2019 году сеть «Новэкс» запустила новый логистический центр в Барнауле площадью 23 тыс. кв. м. Из него каждый магазин сети получает товар один–два раза в неделю.
– В 2019 году вы запустили новый логистический центр в Барнауле. Какие задачи он помог решить?
– В конце прошлого года мы запустили сортировочную линию, упростив работу нашим кладовщикам, тем самым увеличили их производительность примерно на 20%. К слову об импортозамещении: эта линия – российский продукт, ее для нас разрабатывала и монтировала компания из Санкт-Петербурга. Сейчас на нашем складе работают 218 человек по графику «три через три». За 11 часов смены они собирают до 100 тыс. строк. Автоматизированная линия также позволила нам оптимизировать рабочие ресурсы: мы открыли еще 30 магазинов, а штат склада при этом увеличивать не пришлось.
– В чем заключается новая технология сборки?
– Мы отказались от ТСД, перешли на обычные смартфоны. Это оказалось удобнее, такой гаджет проще и легче. Теперь все задания приходят работнику на смартфон. Сканирование товара производится через сканер, который подключен по блютусу. При наборе товара наборщик может собирать заказы сразу на несколько магазинов, затем он клеит на каждую коробку штрихкод, который содержит информацию о товаре в этой коробке и магазине. Наша автоматическая лента считывает эти коды и распределяет коробки в нужные заказы. Также на смартфоне доступны кнопки для вызова ревизора или старшего кладовщика. Там же возможно отметить брак или недостачу. И у руководителя смены всегда есть полная информация, где и какие проблемы присутствуют.
Кроме того, уже второй год в наших магазинах работает доверительная приемка. Товар поштучно никто не пересчитывает. Там считывают штрихкод коробки, и товар считается принятым. Это позволило сократить трудозатраты в торговых точках и оптимизировать штатное расписание. Все, конечно, опасались увеличения недостач в магазинах, но этого не произошло. И мы проводим контрольные отгрузки. В каждую смену пять человек выполняют функции ревизора, снимая в случайном порядке коробки с ленты для проверки содержимого. Каждый сборщик знает, что минимум два раза в месяц его коробку проверят. За ошибку – штраф.
Сейчас мы также перешли на доверительную приемку с поставщиками. Мы принимаем тарные места. И у нас четкие слоты отгрузки: опоздание машины на 15 минут аннулирует все договоренности. В пиковое время, например, перед Новым годом, свободный слот на нашем складе в случае опоздания можно ждать и несколько дней. Многие поначалу недоумевают, как можно соблюдать такие сроки, когда машина с товаром едет к нам за тысячи километров. Но, как показала практика, это реально. Более того, это удобно, поскольку мы со своей стороны также соблюдаем все договоренности и поставщик может четко планировать свой дальнейший график.
– В 2019 году, когда вы переезжали на новый склад, был тренд на уменьшение количества запасов. Но на фоне событий последнего времени сети с большими складскими запасами оказались в большей безопасности. Как считаете, наличие таких складских площадей стало для вас конкурентным преимуществом?
– Это действительно оказалось так. Хотя размеры склада никогда не ограничивали наше развитие, но в 2019 году после переезда здесь был значительный резерв, и мы начали создавать «подушку безопасности». Специфика нашего товара такова, что есть значительное количество позиций, которые не портятся. В этом году я даже впервые сказала коммерческому директору сети: «Как хорошо, что у нас есть такие остатки товара».
Посмотрите видеорепортаж из логистического центра «Новэкс» в Барнауле.
Людмила Клыженко, Retail.ru
Читайте также:
Как противостоять приемам манипуляции на переговорах с байерами
Miniso: как китайская копия Uniqlo завоевывала мир во время локдаунов
Российский рынок красной рыбы в 2022 году: держимся на плаву
NielsenIQ: FMCG-рынок штормит, прогноз негативный
Китайская сеть Gome: ловушка излишней цифровизации
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?