Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Олег Гречко, Megapolis Media: «Сейчас всем нужны новые идеи»
Вещательная корпорация Megapolis Media оперативно адаптировалась к требованиям нового времени – востребованность прямых трансляций, вебинаров, онлайн-коммуникаций между сотрудниками, работающими удаленно, необычайно возросла. Как рассказал генеральный директор Megapolis Media Олег Гречко, в период самоизоляции компании нуждаются в абсолютно новых идеях. Пришлось изменить форматы работы, разработать систему удаленной записи, по-новому собирать медиаканалы. Самый главный продукт времени – бесконтактное производство контента. Все остаются дома.
– Как режим ограничения социальных контактов повлиял на работу вещательной корпорации Megapolis Media?
– Наша компания буквально за три недели полностью поменяла свою профессиональную деятельность. Если раньше на основе долгосрочных контрактов разрабатывались длительные коммуникационные стратегии, велись полноценные каналы, при этом контент долго и тщательно согласовывался, то сейчас пришло время быстрых однодневных продуктов. У нас появилась сетка вещания, ежедневно выходим в эфир и делаем онлайн-включения для наших заказчиков. Фактически мы стали агентством, которое занимается ежедневным мультибрендовым вещанием. Думаю, эта тенденция сохранится на ближайшие месяцы, и нам придется полностью переформатироваться.
– За время карантина чрезвычайно вырос спрос на услуги организации прямых трансляций. А как изменились сами прямые трансляции в связи с переходом компаний на удаленную работу?
– Прямые трансляции – это одно из десяти направлений Megapolis Media. В классическом варианте прямую трансляцию организует телевизионная бригада, которая настраивает оборудование сначала у себя в офисе, затем приезжает на площадку к заказчику, устанавливает оборудование, тестирует и выходит в прямой эфир. Что же произошло сейчас? Наша команда, как и все остальные команды рынка, работает удаленно из дома, и буквально за пару недель мы были вынуждены научиться делать все то же самое, не собираясь вообще. При этом каждый должен исполнять свою функцию.
Для этого разделили оборудование по частям, развезли по домам сотрудников и научились удаленно соединять ведущего трансляции, спикера и режиссера через онлайн.
Для начала подключаем все доступы через обычный интерфейс Skype, Zoom или других программ, а финальную картинку сводим на своем профессиональном оборудовании и софте. Мы уже прошли определенную школу онлайн-работы и продолжаем тренироваться каждый день, выходя в эфир дистанционно. Заказов на организацию прямых трансляций стало гораздо больше, поэтому мы переориентировали команду именно на эту услугу.
– Как изменилась потребность в поставке информации, в том числе внутрикорпоративной?
– Одни компании решили, что у них на повестке дня главным должен быть карантин, меры защиты в повседневной жизни, выживание самого бизнеса, а следовательно, нужно отказаться от развлекательных программ. Другие компании, наоборот, хотят, чтобы в их каналах коммуникации поменьше упоминалась пандемия, потому что этой информации и так слишком много, появилась потребность в поддержке развлекательного контента. И то и другое направление сейчас пользуется популярностью.
Но самое главное, очень сильно стали меняться форматы подачи информации. Многие медиаформаты оказались невостребованными.
Если раньше долго снимали ролик и еще месяц согласовывали, то сейчас, в связи с быстрой сменой событий, форматы, требующие даже недельного согласования, перестали быть интересными. Заказчики просят нас быть на связи и в выходные дни, и ночью, продукт нужно монтировать быстро, чтобы ролик выходил буквально на следующий день. Ключевым стало слово «оперативность».
Все стали отказываться от долгих и дорогих историй, выбирают только то, что можно сделать быстро, здесь и сейчас, и доставить до потребителя, потому что завтра информация снова поменяется. Ну и конечно, онлайн-форматы теперь интересуют всех.
– Что собой представляют эти оперативные форматы онлайн-трансляций?
– Например, это может быть небольшое дистанционное интервью. В создании этого продукта участвуют четыре человека: продюсер трансляции, видеоинженер, ведущий со своей домашней студией и спикер, который выходит в эфир буквально с телефона и со своей гарнитурой. Эта небольшая команда очень оперативно, буквально за один день, согласовывает тему и организует трансляцию в формате 20-минутного эфира, где говорится о том, что волнует здесь и сейчас.
Например, несколько недель назад запустили волну коротких трансляций на канале HR MEDIA, где руководители HR-подразделений делятся опытом перестройки процессов для удаленной работы сотрудников. Интерес спикеров и аудитории к таким небольшим включениям довольно высокий.
По-прежнему востребованы корпоративные подкасты, которые начали взлетать во всем мире еще года полтора назад с какой-то невероятной скоростью, и во время пандемии остаются в топе медиапродуктов. Компании хотят вкладываться в создание собственных подкастов.
– Расскажите поподробнее про корпоративный подкаст. Чем интересен этот продукт, как создается и почему его популярность так возросла?
– У многих компаний появилась потребность именно в корпоративном подкасте из-за необходимости поддерживать внешнюю коммуникацию с потребителями и внутреннюю – с сотрудниками.
Подкаст для покупателей должен быть интересным и увлекательным, рассказывать о продуктах компании, давать экспертизу специалистов, собирать лидеров мнений.
А вот подкаст для сотрудников чаще всего используется как форма обучения. Главным героем в этом подкасте выступает специалист, который делится своей личной экспертизой.
Бывает два вида подкастов. Нарратив – повествование от лица одного человека, и шоу, в котором могут принимать участие два и более человек, например, ведущий подкаста, гости, эксперты. Оба эти формата сейчас востребованы в корпорациях.
К нам поступают запросы на экспертизу в сфере построения контента, подготовки спикеров, оформления и записи эфира. Оказываем помощь в составлении контент-плана, объясняем, что нужно систематизировать программы, выдерживать серийность, сроки. Новые выпуски подкаста должны быть регулярными, например, выходить каждую неделю. Надо заранее понимать, сколько будет выходов и какие темы будут рассматриваться. Нет смысла запускать подкаст, если планируются всего лишь две–три серии. Нужно начинать хотя бы с восьми–десяти эпизодов. Поэтому очень важно помочь компаниям, запускающим подкаст, наладить системную подготовку, придумать оформление, подсказать возможные темы и интересных спикеров.
– Чтобы качественно записать подкаст, нужно приехать на профессиональную акустическую студию звукозаписи, а это опять лишние контакты. Как решается проблема с посещением студии?
– Мы разработали систему удаленной записи подкастов, придумали технический набор, в который входят профессиональный микрофон, наушники, инструкция с настройкой и даже флакончик со спреем, чтобы обрабатывать микрофон перед записью. Этот набор в специальной коробке доставляется спикеру, а после интервью переезжает к следующему спикеру. То есть мы перешли на какой-то невероятный формат записи подкастов, когда сдаем оборудование в аренду на один раз, а потом забираем и везем дальше. Вот такая трансформация подкастов произошла сейчас, и мне кажется, что это тоже очень интересный подход.
– Что представляет собой продукт «прямые трансляции конференций», какие услуги и возможности он включает?
– Компаниям сейчас не нужны подрядчики для проведения вебинаров и онлайн-конференций. Все стали пользоваться широкодоступными продуктами, бесплатными или недорогими. Например, невероятно взлетел Zoom. Есть программы российского производства, позволяющие проводить вебинары за небольшую плату.
Но если компании нужны полностью брендированная картинка, режиссура, подготовка спикера, профессиональная постановка света, фона, отрисовка, анимация, переходы, музыкальный фон, ведущий, который появится в кадре, а также какие-то формы обратной связи, например, возможность задать вопрос, тогда нужно обращаться в агентство. Если это просто связь через Zoom, конечно, агентства не нужны, достаточно назначить сотрудника, ответственного за организацию онлайн-встречи. Сейчас пришло время, когда все экономят и все стараются делать своими руками. Мы помогаем тем, кого интересует профессиональный подход в организации.
– Что представляет собой продукт «трансляции корпоративных мероприятий», насколько он востребован и какие в нем есть фишки и возможности?
– Проведение корпоративных мероприятий офлайн, конечно, сегодня неактуально, но потребность в мероприятиях никуда не исчезла, людям нужны социальные коммуникации. В период самоизоляции компании нуждаются в абсолютно новых идеях. Например, появились запросы на проведение онлайн-концертов, в которых принимают участие сами сотрудники, и это абсолютно новый продукт. Если раньше для организации концерта надо было снять зал, нанять режиссера, продумать костюмы, то сейчас эти процессы переходят в онлайн и трансформируются. Трансляции корпоративных мероприятий – это тоже сложный продукт, так как прежде всего связан с синхронизацией звука, видео и нескольких людей онлайн, при этом у каждого свой софт, с помощью которого он выходит в эфир, и разная скорость интернета. И вот эта нестабильность интернета усложнят работу команды, которая должна все это синхронизировать. Запросы идут, и хотя продукт еще сырой, онлайн-концерты и корпоративные события проводятся, и отработка процессов происходит сразу на практике.
– Как себя чувствует ваш флагманский продукт – корпоративное радио?
– Корпоративное радио тоже трансформировалось. Если раньше компании выбирали круглосуточное корпоративное радио, работающее семь дней в неделю, то сейчас такие протяженные продукты не нужны, повторюсь – нужны очень быстрые решения здесь и сейчас. Поэтому компании готовы покупать штучные продукты, например, радио-марафон.
Так, компания Ростелеком коммуницирует со своими сотрудниками, организуя раз в две недели радиомарафон, который длится несколько часов. Этого достаточно, чтобы выйти на связь, обсудить актуальные вопросы и организовать некую коммуникацию.
Традиционно корпоративное радио – это вещание для сотрудников, зачастую закрытое, транслирующееся либо на производстве, либо на запароленном внутреннем сайте. Но есть примеры и открытого вещания, например, радио KFC-FM – открыто и для сотрудников, и для любых других пользователей интернета.
– Как изменился контент бренд-радио для ритейла?
– Сейчас у непродуктовых ритейлеров это радио замолчало в связи с закрытием магазинов. У ритейлеров, продолжающих работать, повысилась потребность в производстве информационных, а не рекламных роликов. Это ролики о правилах поведения на торговых площадях, требованиях безопасности, призывающие вести себя бдительно, аккуратно, соблюдать дистанцию, не трогать продукты руками и так далее. Ролики такой направленности сейчас пользуются популярностью, и их производство возросло. Коммуникация с покупателем теперь идет про безопасность, а не про скидки и акционные товары, поменялись контент и его направленность.
– Как создается фоновая музыка для магазинов?
– В большинстве случаев торговые сети не используют популярную музыку и узнаваемые хиты. Подбирается музыка, имеющая особое настроение, соответствующее позиционированию бренда, создающая необходимую атмосферу. Поэтому наша компания для этой услуги заключает контракты с небольшими рекорд-лейблами, студиями, занимающимися изготовлением и тиражированием музыки. Самая тяжелая и объемная работа в этом направлении заключается в необходимости прослушивать музыку в большом объеме. У нас есть музыкальная редакция, занимающаяся подбором музыки, и менеджер, который налаживает контакты со студиями и договаривается об условиях покупки.
За последний год мы заключили несколько контрактов на ближайшие 3–5 лет, и сейчас столкнулись с ситуацией, что ритейлер либо не нуждается в фоновой музыке, либо испытывает трудности с оплатой.
Поэтому мы запустили сервис «бесплатная музыка» на сайте Бесплатнаямузыка.рф – чтобы помочь ритейлу снять нагрузку на бюджет.
Собираем заявки от сетей, которые либо продолжают работать, либо понимают, что, когда они откроются, им будет не до музыки, поэтому обращаются за помощью к нам. Мы передаем право транслировать музыку на несколько месяцев, чтобы таким образом дать ритейлу возможность хоть где-то передохнуть от выплат. Хотим, чтобы компании выжили и продолжали бы работать в нормальных условиях после кризиса. Думаю, такая акция полезна многим игрокам, и мы готовы ее продлять, возможно, даже до конца года.
– Не пришлось ли вам сокращать штат сотрудников в связи с кризисом или, может, наоборот, расширять из-за возросшего спроса? Достаточно ли на рынке грамотных, обученных сотрудников?
– На рынке есть медиаспециалисты с опытом работы на федеральных каналах. Принимаем в компанию людей с опытом, но в любом случае проводим обучение, потому что новые медиа и корпоративные СМИ требуют, чтобы специалист мог разбираться в нескольких направлениях – например, чтобы журналист умел не только подготовить и отредактировать материал, но и разместить на страничке веб-сайта. Наши люди работают в динамичном режиме, с утра специалист может вести шоу, в обед – размещать видео на сайте, а вечером – управлять видеотрансляцией. Ключевое требование к сотрудникам – мультипрофильность, обладание многими навыками, – наверное, это выделяет нас на рынке новых медиа. Команда работает в полном составе. Пока приостановлен набор новых сотрудников, но мы продолжаем проводить собеседования для будущего расширения.
Что касается затрат, то, конечно, мы потеряли немало клиентов, которые просто перестали вести свою деятельность и вынуждены были отказаться от наших услуг.
В связи с этим сокращаем свои расходы, ведем переговоры с арендодателем, отказались от каких-то закупок, но все равно продолжаем тратить средства на покупку железа, потому что сотрудников надо снабжать оборудованием для организации радио- и ТВ-эфиров у себя дома. Без приобретения определенного набора гаджетов это практически невозможно.
Сейчас стараемся найти себе больше заказов на новые продукты.
– Возросла ли конкуренция на рынке коммуникационных услуг?
– Да, теперь даже те компании, которые раньше вообще не занимались видео-трансляциями, начинают развивать эту услугу и пробовать себя в этом сегменте. Но поскольку спрос сейчас очень высок, конкуренция пока никому не мешает работать. Наоборот, все стали заниматься прокачкой, улучшать качество трансляций, придумывать новые интерактивные виджеты и механики. Тем, кто только вышел на рынок, предстоит многое изучить на своих ошибках, а мы уже ушли в сторону креатива, и сейчас приходится каждый день собирать дистанционные брифинги в редакции, чтобы улучшать наши вещательные продукты.
Виктория Максимова, Retail.ru
Вас также могут заинтересовать статьи:
«Леруа Мерлен»: «За 2-3 месяца мы потеряем 80% оборота, если ситуация не изменится»
Иван Федяков, INFOLine «Малый и средний бизнес подставили»
Законодательные изменения в период COVID-19
6 советов по оптимизации работы магазина в кризис
«1C» против коронавируса: антикризисный пакет для малого розничного бизнеса
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?