Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Олег Болычев, Председатель Совета директоров Группы "Вестер": "О нынешней ситуации и дальнейших планах Группы "Вестер" в условиях банковского кризиса в России"
Как банковский кризис отразился на планах по развитию компании «Вестер»?
Кризис в банковской сфере стал причиной трудностей с привлечением кредитов для многих отраслей. Нашей компании это тоже коснулось. Здесь важно понимать, что главная проблема сегодня заключается в банках. Все зависит от того, насколько банки сумеют реструктурировать свои обязательства перед западными партнерами. Поведение банков на рынке также зависит от того, насколько население страны не поддастся панике и не начнет изымать депозиты и, уже как следствие, – потребуют ли банки досрочного погашения кредитов, либо совершенно не будут выдавать кредитов, как это происходит сейчас, или же возобновят свою работу.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, в 2008 году Группа «Вестер» инвестировала в свое развитие более $100 млн.
Только в последнее время были открыты объекты в Воронеже, Тюмени, Минске и Кургане общей площадью около 30 тыс. кв. метров. Прогнозируемый годовой товарооборот этих торговых объектов составит более 3 млрд рублей.
Кроме того, торговые объекты в Оренбурге, Астане, Алматы и Хмельницком откроются также в этом году, несмотря на кризис, а гипермаркет в Ярославле общей площадью 14 тыс. кв. метров будет открыт во втором квартале 2009 года.
Как изменилась работа компании в этих условиях?
Кризис заставляет нас переносить акцент на повышение эффективности работы уже открытых объектов и извлечение максимальной прибыли. Принципиальным для нас является, чтобы потребитель вообще не почувствовал на себе наличие кризиса. Высокий уровень оказываемых услуг, предоставление лучших цен, широкого ассортимента качественных товаров – должны остаться неизменны.
Вместе с тем, моя точка зрения отличается от общепринятой, в том, что кризис настолько серьезно затронул розничные компании. Почему? Если бы компании развивались не так агрессивно, то были бы большие финансовые потоки, которые обеспечивает продовольственный ритейл, и которые позволяют вполне нормально себя чувствовать.
Самый главный удар банковского кризиса пришелся на строительную отрасль, которая дает около 10% ВВП страны и около 25% кредитования в банковской сфере. В связи с тем, что заморожено ипотечное кредитование, а также выдача кредитов девелоперам под проектное финансирование, не будет построено множество объектов как жилой, так и коммерческой недвижимости.
От того, насколько быстро банки сумеют возобновить свою работу, а они могут это сделать лишь с помощью Центрального Банка РФ, зависит то, насколько быстро выйдут из кризиса компании реального сектора.
Каковы сегодня взаимоотношения компании с банками?
Кризис ликвидности повлек за собой требование банков от потенциальных заемщиков залогов, прежде всего, в форме недвижимости. Наша компания продолжает использовать смешанную структуру залогов: товар, торговое оборудование, недвижимость. О нынешнем финансовом состоянии компании говорят следующие цифры: в собственности компании находится недвижимость на сумму более чем $500 млн, оборот Группы по итогам 2008 года превысит 25 млрд рублей, а оборот Федеральной Сети «Вестер» составит 19 млрд рублей.
Одновременно с этим, кредитный портфель Федеральной Сети «Вестер» составляет около $80 млн, что равно 10% от товарооборота и не превышает 2 EBITDA . Если по этим показателям сравнивать «Вестер» с другими компаниями, то ситуация прежде всего негативна у крупнейших компаний, у которых кредиты находятся на уровне 70% от их капитализации. В этом смысле мы находимся явно в преимущественном положении, как и все закрытые непубличные компании.
Федеральная Сеть «Вестер» (млрд рублей)
|
2007 год |
2008 год* |
Изменения |
Товарооборот (с НДС) |
8,66 |
19,36 |
123% |
Выручка |
8,0 |
17,20 |
115% |
Валовая прибыль |
2,12 |
4,35 |
105% |
Операционная прибыль |
0,33 |
0,95 |
187% |
EBITDA |
4,2% |
5,6% |
33% |
Прибыль до налогообложения |
0,20 |
0,47 |
135% |
Чистая прибыль |
0,081 |
0,24 |
196% |
* прогноз
Группа «Вестер» (млрд рублей)
|
2007 год |
2008 год* |
Изменения |
Товарооборот (с НДС) |
16,46 |
25,7 |
56% |
Выручка |
15,60 |
23,8 |
52% |
Валовая прибыль |
4,0 |
5,6 |
40% |
Операционная прибыль |
2,05 |
2,04 |
-1% |
EBITDA |
4,2% |
6,0% |
43% |
Прибыль до налогообложения |
1,63 |
1,13 |
-30% |
Чистая прибыль |
1,31 |
0,86 |
-34% |
* прогноз
Какие финансовые инструменты компания внедряет для поддержания нормального функционирования в условиях кризиса?
Прежде всего, со всеми главными банками-партнерами, а это «Сбербанк», «Возрождение», «УралСиб» и «Промсвязьбанк», проведены реструктуризации кредитного портфеля. Те кредиты, которые мы должны были погашать, мы погашаем своевременно и, одновременно с этим, получаем новые кредиты в тех пределах, в которых на сегодняшний день могут позволить себе банки. Только за последний месяц мы погасили безвозвратно более $20 млн кредитов, и до Нового года погасим еще примерно столько же, что составляет около 20% всего кредитного портфеля Группы «Вестер».
Несмотря на это, мы справляемся с кредитной нагрузкой, нет худа без добра, потому что данная ситуация заставила нас более агрессивно сбрасывать непрофильные активы. Здесь речь идет о земельных участках, а также об объектах недвижимости, которые мы не можем эффективно использовать для Федеральной Сети. Они пока не все проданы, и таковых у нас примерно на сумму $50 млн.
Вместе с тем, при изменении рыночной конъюнктуры на рынке ценных бумаг, «Вестер» выпустит вторичное обращение облигаций, которые были выпущены в августе 2008 года. Напомню, что в августе российские СМИ писали о том, что 15,5% - это высокая процентная ставка. Я думаю, что сегодня будет каждый рад, если ему предложат деньги под данную процентную ставку.
Каким образом строятся ваши отношения с поставщиками сегодня, произошли ли изменения сроков платежей из-за банковского кризиса?
Федеральная Сеть «Вестер» не планирует уменьшать объемы закупок товаров. Наша основная задача на сегодня по линии закупок – обеспечить торговые объекты необходимым ассортиментом и количеством товаров. Поэтому будут пролонгированы договора с действующими поставщиками, и заключаться с новыми. Дополнительные требования по вхождению в Сеть будут снижаться.
С середины октября Федеральная Сеть «Вестер» начала договорную кампанию, при этом в договора, заключаемые с поставщиками, мы вносим два дополнительных пункта: о предоставлении дополнительного товарного кредита и об увеличении отсрочки платежей.
Как ритейлерам выходить из сложного финансового положения сейчас?
Каждый сам решает свои проблемы. У банков и ритейлеров уже начались информационные войны. Поэтому давать советы сейчас – не совсем правильно. Что делаем мы в этой ситуации? Мы сосредоточились на выходе компании на запланированную рентабельность операционного бизнеса, которая в Калининграде превышает 12% EBITDA. Наша задача для России – достичь уровня 10% EBITDA и 6% чистой прибыли. Для этого будут эффективно использованы все виды ресурсов: материальные, финансовые, человеческие.
Очень большую роль в ритейле играет именно человеческий ресурс. При этом, важно отметить, что оптимизация штатов в компании вообще не затронет линейный персонал. Более того, нам и сегодня требуются директора супермаркетов и гипермаркетов, продавцы и кассиры.
В условиях кризиса сокращения коснулись, прежде всего, нашего строительного бизнеса, а также дирекций, связанных с развитием, финансами, PR-деятельностью, т.е. тех служб, которые напрямую не связаны с получением прибыли.
Далее мы сосредоточимся на оптимальном соотношении между маржинальным доходом и оборачиваемостью товарного запаса. Необходимо балансировать стратегию финансирования рабочего капитала за счет долгосрочных финансовых источников и поставщиков товара. Особенно отрадно, что даже в этих условиях к нам приходят новые банки и партнеры с предложением о кредитовании, что говорит об их уверенности в нашей компании.
Какие методы компания «Вестер» намерена предпринять в области сокращения издержек?
Мы планируем провести следующие мероприятия: сокращение непрофильных активов, использование более глубокого и разностороннего подхода к определению рентабельности уже открытых и планируемых проектов, что повлечет за собой закрытие нерентабельных объектов. Будет также более тщательно оцениваться текущая и потенциальная прибыльность торговых объектов, покупательский поток, сумма среднего чека и объем затрат на маркетинговую и рекламную кампании. Планируется также пересмотреть штатную структуру организации.
Управленческий и менеджерский персонал, который до кризиса был ориентирован на программу развития и освоения новых территорий, и имеющий значительный опыт и практические знания, полученные в процессе открытия торговых объектов, также усилит операционную составляющую бизнеса и повысит эго эффективность. Одним из методов сокращения издержек станет снижение объемов заработных плат управленческого персонала в переменной части, то есть уменьшение объемов премий и бонусов.
Мы планово, независимо от кризиса, проводим ревизию рабочих процессов в магазинах, запущенных в прошлом году и в начале этого года. За этот период мы увидели полный «портрет» магазина: покупательский поток в течение недели и дня, покупательские предпочтения, ассортиментную и ценовую эластичность. Такая ревизия позволяет более точно выстроить ассортимент, ценовую политику, логистику, товарный запас, численность и график работы персонала на разных участках работы. Подобные мероприятия позволяют сократить издержки до 35%.
Вместе с тем, в компании также намечен комплекс мероприятий по оптимизации бизнес-процессов, централизации ряда важнейших функций, применению новых элементов торговых технологий, в том числе с помощью нашей информационной системы. Мы планируем самым активным образом использовать ресурсы интернет-сети для сокращения издержек на коммуникации, тем самым радикально сократив время на согласование и принятие решений, в том числе с помощью технологий мобильной работы.
Как Вы прокомментируете опубликованную недавно новость о предстоящем банкротстве «Вестер»?
Компании «Вестер» уже не раз приходилось сталкиваться с необоснованными и негативными прогнозами относительно своего будущего. Считаю, что эти эфемерные и надуманные умозаключения призваны опорочить честь нашей компании и ее имидж в глазах других участников рынка, а также наших покупателей и партнеров. Очень жаль, что наши конкуренты не находят другого способа добросовестно конкурировать, прибегают к столь низким и некорректным «механизмам», а точнее, поощряют появление подобных материалов в прессе. Я официально заявляю, что «Вестер» сегодня продолжает нормально функционировать и остается финансово устойчивой компанией, а пересмотр стратегии с активного роста Федеральной Сети на укрепление операционной деятельности действующих объектов, на мой взгляд, является не просто естественной, а оправданной и необходимой мерой в условиях кризиса.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?